Оценка производственного потенциала компании и стратегии ценообразования на рынке несовершенной конкуренции.

"Научный аспект №7-2024" - Экономика и менеджмент

УДК 033

Степанова Анна Андреевна - бакалавр программы «Экономика» Новосибирского Национального Исследовательского Государственного Университета.

Сухоруков Фёдор Фёдорович - бакалавр программы «Менеджмент» Новосибирского Национального Исследовательского Государственного Университета.

Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос оптимального размера компании, оценивается математическая модель описания производственной функции и ценовые стратегии для компаний с возрастающей отдачей от масштаба для различных рынков.

Ключевые слова: размер компании, рост компании, производственная функция, отдача от масштаба, рынок несовершенной конкуренции, олигополия.

Анализ компании, ее товаров, конкурентного окружения, рынков сбыта рынка и покупателей - это, конечно, основа для проведения корректной оценки ситуации для выработки эффективных, в том числе в долгосрочной перспективе решений, фактически, в на основе анализа вырабатывается общая маркетинговая стратегия как определение вектора развития компании в перспективе. [3]

В рамках выработки стратегии в обязательном порядке проводится анализ и оценка самой компании, насколько у нее самой есть потенциал для развития и роста, как отражается изменение ее производительности на дальнейшем росте ее показателей, насколько эффективна «отдача» в том числе от ее роста, масштаба.

Оптимальный размер предприятия может определяться с помощью соотношения полных, внутрипроизводственных и непроизводственных затрат, который достигается при минимуме полных затрат на выпуск продукции. Последовательное увеличение размеров предприятия в течение какого-то времени влечет за собой снижение издержек производства единицы продукции, но, начиная с определенного момента, все большие и большие размеры предприятия означают повышение средних общих издержек, что связано с эффектами масштаба. Оптимальный размер предприятия можно определять сопоставлением положительного и отрицательного эффекта масштабов производства. [2]

 Но с течением времени увеличение масштабов производства может привести к отрицательным последствиям из-за управленческих сложностей. Важно эффективно контролировать и координировать деятельность крупномасштабного предприятия, чтобы избежать роста издержек и сохранить конкурентоспособность. С другой стороны, отрицательные эффекты масштаба начинают проявляться, когда дальнейшее увеличение размеров предприятия приводит к увеличению средних общих издержек. Это может быть вызвано проблемами координации, снижением гибкости и реакции на изменения рынка. Крупные предприятия могут столкнуться с трудностями при адаптации к новым технологиям или изменениям в потребительских предпочтениях из-за своих размеров и структуры. [2]

Так, при положительном эффект по мере роста размеров предприятия возникает ряд факторов, способствующих оптимизации процессов через снижение средних издержек производства: специализацию труда и управленческого персонала, эффективное использование капитала, производство дополнительных продуктов; а при отрицательном - компания становится настолько большой, что ее внутренние отделы начинают работать неэффективно, увеличивая общие издержки и снижая конкурентоспособность.

Одновременно, важно соотнести между собой эффективность использования ресурсов в процессе создания, выпуска продукции. Для производственных предприятий, для оценки зависимости между количеством используемых ресурсов и объемом выпуска производится расчет производственной функции. Рассмотрим ее.

Производственная функция является математической моделью объектов, представляющих зависимости выпуска продукции от затрат производственных. Такое математическое моделирование чаще всего используются для анализа и оптимизации производственных процессов, с помощью моделей можно оценить влияние изменений факторов производства на фактор производства (например, объем продаж). [1, c.8]

Рассмотрим двухфакторную модель, где основными факторами производства здесь являются труд и капитал, которые представляют собой стоимость производственных фондов.

Рассмотрим производство, которое выпускает продукцию объема Y, использующая капитал стоимостью К и труд в количестве L, что представлено в формуле (1):

1, (1)

где Y – выпуск продукции;

F – производственная функция;

K – стоимость основного капитала (стоимость основных фондов);

L – количество труда (например, рабочее время или оплата труда);

(K, L, Y) – неотрицательны, т.е. больше нуля.

На функцию F(K, L) накладывается экономический смысл модели и математические свойства. Так, функция должна быть положительной, возрастающей по каждому аргументу, вогнутой, квазивогнутой, положительной однородности. [1, c. 10]

С учетом всех ограничений функция представлена в формуле (2)

2, (2)

где A – коэффициент, показывающий уровень технологий;

K – объем основного капитала (стоимость основных фондов);

L – количество труда (например, рабочее время или оплата труда);

α – параметр эластичности выпуска продукции по отношению к капиталу;

β – параметр эластичности выпуска продукции по отношению к труду.

Здесь А, α, β – это параметры, которые обеспечивают математические свойства функции выпуска. [1, c. 12]

В случае растущей фирмы у которой возрастающая отдача от масштаба добавляется ограничение для параметров, представленное в уравнении (3):

3, 4, (3)

где n - степень однородности производственной функции с возрастающей продуктивностью факторов производства.

Соответственно, если эффект положительный, то далее оценивая и анализируя данные о товаре, его покупателях и о внешней, конкурентной среде прорабатывать стратегию роста компании. Если же экспертный анализ показал, что у компании эффект масштаба носит отрицательный характер, то в первую очередь нужно проработать план действий и мероприятия по улучшению ситуации в этом моменте. Возможно, нужна реорганизация процессов, тех или иных, возможно, нужна структурная перестройка. [2]

Стратегии ценообразования для предприятия с возрастающей отдачей от масштаба, участника несовершенной конкуренции

Рассмотрим вопрос ценообразования для предприятия с положительным эффектом масштаба, действующего на рынке несовершенной конкуренции.

Ценообразование – один из ключевых элементов успешной конкуренции на рынке. Важно не только создать правильную стратегию ценообразования и привлекательные схемы скидок для клиентов, но и определять ценовой диапазон, увеличивающий прибыль и оптимизирующий объем продаж. [3]

На этапе разработки стратегии ценообразования необходимо учитывать множество факторов, таких как издержки производства, конкурентное окружение, ценовую политику рынка и потребительские предпочтения. Оптимальное ценообразование позволит компании добиться конкурентных преимуществ и удовлетворить потребности клиентов.

В рамках теории рассматриваются совершенный и несовершенный тип конкуренции. На практике же совершенная конкуренция как модель рынка применяется редко, так как является идеализированным представлением рыночной экономики. А несовершенная конкуренция является распространенным явлением на рынке - условия рынка не идеальны и участники имеют различные преимущества или ограничения. [5]

Несовершенная конкуренция включает различные типы рыночных структур, такие как монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, монопсония и другие.

Олигополия - форма рыночной структуры, где несколько взаимосвязанных фирм доминируют на рынке. В отрасли олигополии существуют высокие входные барьеры, что делает сложным появление новых участников. Олигополия может проявляться в виде организации картелей, когда несколько производителей сговариваются относительно цен и долей рынка, или в виде ценового лидерства, когда одна фирма устанавливает цены, а остальные следуют за ней. [5]

Рассмотрим модель ценовой конкуренции на олигопольном рынке методом последовательных приближений.

Рассмотрим отрасль, состоящую из N фирм, которые производят и продают одинаковый товар на К рынках. Конкуренция между компаниями идет исключительно по цене.

Совокупный объем поставок от всех фирм N на рынок k, описывается уравнением (4):

5(4)

где Qk(pk– спрос на продукцию;

p– пробная цена фирмы на товар на рынке k;

р = (p1, p2 pk) - вектор цен на распределенных рынках, при которых каждая фирма і отвечает максимизацией чистого годового дохода в определении количества Sik(p), которое надо поставить на каждый рынок k.

Предложение на рынке k фирмы і зависит от цен продуктов на всех рынках. Максимизация чистого годового дохода фирмы достигается путем решения оптимизационной модели. [4]

Так, равновесие в отрасли достигается при ценовом векторе р, если объем спроса на каждом рынке равен сумме совокупного объема предложения поставщиков на этом рынке.

Чтобы найти цену, которая создаст равновесие на рынке, для каждого рынка k находится разница между количеством предлагаемого товара и объемом спроса, по формуле (5):

6(5)

Так как равновесие не достигнуто, по крайней мере одно из значений7.png должно быть больше нуля. Выбирая вес θ > 0, устанавливаются цены для каждого рынка k в соответствии со следующей формулой (6):

8(6)

7, Статья 07 24 01 0179262будет возрастать, если спрос превысит предложение на рынке Статья 07 24 01 0179323, если предложение превысит спрос Статья 07 24 01 0179358- Статья 07 24 01 0179362будет убывать. Следовательно, Статья 07 24 01 0179362не может быть меньше нуля. [4]

Так, если спрос превысит предложение при повторном решении оптимизационных моделей фирмы, они будут иметь тенденцию к поставке большего количества товара на рынок k, потому что цена выше.

Так, при пересчете спроса на рынке k он будет ниже, так как цена выше. Противоположные изменения будут иметь место, если предложение превысит спрос. Аккуратно выбирая θ, можно приблизиться к равновесию на рынке. При благоприятных математических свойствах моделей предложения и спроса этот метод используется, чтобы достичь равновесия путем выбора подходящей последовательности положительных значений для θ.

Этот итерационный метод позволяет компаниям приближаться к равновесию на рынке путем корректировки цен в зависимости от разницы между спросом и предложением. Подбирая параметр θ, можно стремиться к равновесию на рынке. Этот метод может быть эффективным при благоприятных условиях моделей предложения и спроса.

Список литературы

  1. Горбунов В. К., Производственные функции: теория и построение: учебное пособие. Ульяновск: УлГУ, 2013. 84 с.
  2. Криченко Л. П., Возбранная Т. В. Теория отраслевых рынков: учеб. Пособие. Комсомольск-на-Амуре: КнАГТУ, 2012. 163 с.
  3. А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина Конкуренция и конкурентоспособность / Электронный научный архив УрФУ [Электронный ресурс]. - URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/28814/1/978-5-7996-1098-2_2014.pdf.
  4. Анна Филиппова Цифровизация и эффект масштаба в деятельности НКО / Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]. - URL: https://grans.hse.ru/mirror/pubs/share/410025027.pdf.
  5. Рыночные структуры и их классификации / Информационная поддержка учебного процесса Рязанского института (филиала) Московского политехнического университета [Электронный ресурс]. - URL: http://sdo.rimsou.ru/mod/book/view.php?id=4150
Автор: Степанова Анна Андреевна