Влияние бюджетного правила и инфляционного таргетирования на экономику России в 2022-2024 годах

"Научный аспект №7-2024" - Экономика и менеджмент

УДК 336.748.12

Шиляев Константин Николаевичстудент факультета Финансы и Кредит Университета Синергия.

Аннотация: В статье рассматривается переход Банка России к инфляционному таргетированию и его влияние на экономику страны. Анализируются теоретические аспекты, основные характеристики и трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики в условиях этого режима. Также проводится освещение особенностей данной политики в 2024 году, рассматриваются позитивные и негативные последствия подхода. Кроме того, освещаются трудности таргетирования инфляции в 2024 году, возможные шаги регулятора, которые приведут к положительному эффекту. В статье представлены результаты анализа выгод и издержек такого подхода, а также его соотношения с режимом плавающего валютного курса.

Ключевые слова: инфляционное таргетирование, денежно-кредитная политика, российский опыт.

Введение

Актуальность темы «Влияние бюджетного правила и инфляционного таргетирования на экономику России в 2022-2024 г» обусловлена тем, что в 2000-2022 годах ЦБ проводил грамотную политику по инфляционному таргеритрованию. Это привело к тому, что фактические значения инфляции приблизились к плановым. В этот период страна пережила несколько кризисов (2008, 2014 года), экономика пережила шок, но выстояла и кризиса уровня 1998 года не случилось. После событий 2022 года регулятору необходимо было действовать быстро и нестандартно.

Исследование влияния бюджетного правила и инфляционного таргетирования на экономику России после 2022 года имеет большое значение, так как оно способствует формированию правильной экономической стратегии и обеспечению устойчивого развития.

Бюджетное правило в 2022-2024 годах

Бюджетное правило — это механизм, который позволяет контролировать расходы и доходы бюджета, обеспечивая стабильность государственных финансов. В России бюджетное правило действует с 2004 года и направлено на снижение зависимости экономики от колебаний цен на нефть.

Правило снижает зависимость от цен на нефть. Бюджетное правило позволяет накапливать дополнительные доходы от высоких цен на нефть в Фонде национального благосостояния (ФНБ), что снижает зависимость экономики от колебаний нефтяных котировок. Улучшается инвестиционный климат. Стабильность государственных финансов повышает доверие инвесторов к российской экономике, что способствует привлечению инвестиций и развитию бизнеса.

После начала 2022 года и введения санкций действие бюджетного правила приостановили. А в 2023 году вместо цены отсечения придумали другой критерий – сумму базовых нефтегазовых доходов по итогам года, которую определили в объеме 8 трлн рублей и распределили по месяцам. При этом логика правила не изменилась: высокие цены на нефть приводили к сверхдоходам и эти деньги перечисляли в ФНБ. Такая ситуация возникла и в середине 2023 года. ЦБ следовало осуществить закупку валюты на сумму более, чем 1,5 триллионов рублей во второй половине 2023. Но ЦБ принял верное решение отложить покупку. В это же время начался сильный обвал рубля, и покупка дополнительной валюты привела бы к его ещё большему обвалу.

Особенность бюджетного правила в 2024 году заключается в корректировках, вносимых в статьи 966 и 2201 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Эти изменения устанавливают новый порядок определения базовых нефтегазовых доходов, их величина будет рассчитываться исходя из базовых цен на нефть ($60 за баррель), экспортных цен на природный газ ($250 за тыс. куб. м) и базовых цен экспортной альтернативы для автомобильного бензина.

В начале текущего 2024 года ЦБ должен был нарастить покупки валюты на 1,5 триллиона рублей, но этого не произошло. Вновь принято решение в интересах экономики и с очень своевременным учётом текущей ситуации. Регулятор не покупает, а продаёт валюту. На вырученные деньги проводятся операции зеркалирования, то есть повторения инвестиций ФНБ, а также восполнения дефицита федерального бюджета.

Инфляционное таргетирование в 2023-2024 годах

Инфляционное таргетирование — это монетарная политика, направленная на достижение и удержание целевого уровня инфляции. В России инфляционное таргетирование применяется с 2015 года.

Целевой уровень инфляции в России установлен в размере 4%, что способствует снижению инфляционных ожиданий и укреплению доверия к рублю. Специалисты предполагают, что достичь такого уровня можно будет к 2026 году. Среди активных действий ЦБ РФ по сдерживанию инфляции можно выделить лоббирование отмены льготной ипотеки. ЦБ предполагает, что отмена льготной ипотеки и изменение условий по другим льготным программам приведет к снижению спроса, охлаждению рынка покупки жилья. Одновременно с этим крупнейшие застройщики не пострадают, так как имеют резервы для продолжения работы. Вместо льготной ипотеки для всех, будут внедряться адресные программы наиболее незащищённым слоям населения. В результате действия программы с 2020 по 2024 год, ей воспользовались в большинстве своём обеспеченные слои населения, а разница в ценах на первичном и вторичном рынках значительно увеличилась.

Свертывание льготной ипотеки может приблизить целевой уровень инфляции через снижение платёжеспособного спроса на жильё и возможное уменьшение объёмов строительства. Программы субсидирования ипотеки увеличивают объем не только ипотечного, но и розничного кредитования. Действия Центрального Банка по регулированию спроса на кредиты путём увеличения ключевой ставки становятся не такими эффективными. Это важное условие сдерживания инфляции: если населения и предприятия будут меньше брать кредиты, располагаемая денежная масса уменьшится, уменьшатся расходы населения и предприятий, совокупный спрос, и всё это повлияет на цены, которые так же уменьшатся.

Вторым важным шагом по таргетированию инфляции к целевым значениям является увеличение ключевой ставки ЦБ. Во второй половине 2023 года Центральный Банк агрессивно повышал ключевую ставку, с июля по декабрь она выросла с 7,5% до 16%, затем ЦБ взял паузу, которая длиться до сих пор. Дальнейшее повышение ключевой ставки может приостановке экономического роста. ЦБ в ситуации, когда необходимо найти баланс между таргерированием инфляции и недопущением спада в экономике. Сейчас, очевидно, регулятор взял паузу. Несмотря на жесткую политику, инфляция продолжает расти.

Список литературы

  • Андрюшин С., Кузнецова В. Курсовая политика центральных банков стран с формирующимся рынком // Вопросы экономики. 2011. № 12.
  • Волатильность курса рубля и необходимость развития практики хеджирования // Институт комплексных стратегических исследований: события и комментарии. 2014. Выпуск 1 (30) [Электронный ресурс]. URL: https://icss.ru/ekonomicheskaya-politika/denezhno-kreditnaya-politika/volatilnost-kursa-rublya-i-neobxodimost-razvitiya-praktiki-xedzhirovaniya.
  • Картаев Ф. С., Якимова Ю. И. Влияние инфляционного таргетирования на эффект переноса валютного курса // Вопросы экономики. 2018. № 11.
  • Кострова Е.А. Формы регистрации документов: // Секретарь-референт. No 17. URL: http://www.profiz.ru/sr/4_2009/formy_registracii_dokov. (Дата обращения: 29.07.2014).
  • Жулькин И. ЦБ будет продавать больше валюты из резервов — поможет ли это рублю [Электронный ресурс]. URL: https://journal.tinkoff.ru/news/interventions-2024 (Дата обращения: 07.07.2024)
Анализируются 
Автор: Шиляев Константин Николаевич