Рост компаний: необходимость, пути направления, риски

"Научный аспект №7-2024" - Экономика и менеджмент

УДК 33

Степанова Анна Андреевна - бакалавр программы «Экономика» Новосибирского Национального Исследовательского Государственного Университета,

Сухоруков Фёдор Фёдорович - бакалавр программы «Менеджмент» Новосибирского Национального Исследовательского Государственного Университета.

Аннотация: экономический рост компании – ключевой фактор ее успешного развития на конкурентном рынке. Традиционные модели роста имеют ограничения, включая несостоятельность максимумов в разные периоды, изменчивость ограничений. Географическое расширение – эффективный способ достижения роста через франчайзинг, онлайн-продажи и создание филиалов. Однако компаниям важно тщательно взвешивать преимущества и риски перед принятием решения о расширении.

Ключевые слова: экономический рост, развитие компании, географическое расширение, франчайзинг, онлайн-продажи, филиалы.

Для компании, действующей на конкурентном рынке, экономический рост становится жизненно необходимым. На уровне предприятия рост находит свое отражение в увеличении показателей деятельности: выручки от продаж, общих активов, прибыли, собственного капитала и других. Экономический рост делает предприятие привлекательным для инвестиций, обеспечивает возможность удовлетворять растущий спрос на продукцию и является ключевым фактором, влияющим на рыночную стоимость фирмы. Рост компании естественно крайне нужен и желателен при ее развитии после начала деятельности. Рост в дальнейшем – это поддержка, выход на новые уровни, страховка от стагнации и перехода на новую стадию жизненного цикла компании.

При всей важности экономического роста как такового, компании необходимо определить способы его изменения.

Аспекты роста компании могут быть рассмотрены с позиций различных научных школ и направлений, включая структурные и эволюционные теории:

  • структурные теории роста компании - сосредотачиваются на внутренних факторах, определяющих рост компании. Как сама компания, ее структура, внутренних ресурсы способствуют или препятствуют развитию компании. Акцент делается на адаптивности, гибкости компании, возможностях для инноваций.
  • эволюционные теории роста компании - фокусируются на внешних факторах, которые воздействуют на компанию и формируют ее развитие. Акцент – на среде, конкурентных отношениях, внешних факторах. На первый план выходят адаптация к внешним изменениям, поиск новых возможностей на рынке и развитие конкурентных преимуществ.
  • комбинированные подходы [4].

Необходимость роста компании не только обусловлена желанием увеличить прибыль, но и связана с ее выживанием и успешным развитием на фоне конкурентов.

Рост позволяет компаниям расширять свою деятельность и увеличивать свою долю на рынке – а это увеличение количества клиентов, больший объем продаж, возможность диверсификации деятельности. Также, рост способствует привлечению инвестиций и капитала. Важен также фактор улучшение привлекательности для привлечения и удержания сотрудников. Растущая компания с потенциалом развития – более привлекательный работодатель в глазах соискателей.

Существуют различные модели достижимого роста предприятий, построенные в том числе на взаимозависимости между динамикой развития и ключевыми элементами финансовой деятельности (например, доходность, инвестиционный поток, дивидендные выплаты, кредитное плечо и объемы продаж). Например, модель Хиггинса, указывающая, что устойчивое увеличение продаж (не нарушающее финансовый баланс), зависит от таких параметров, как рентабельность продаж, капитализация прибыли, использование заемных средств и скорость оборота активов. А Дж. Ван Хорн отмечает важность эффективности использования, рентабельности капитала; рост компании и ее капитала происходят в разные временные моменты, поэтому уровень роста, достигнутый в один момент времени, не гарантирует его сохранение в будущем [5].

Прогнозируя действия, нацеленные на рост компании важно не выходить за пределы баланса – увеличение продаж за счет роста долгов может привести к негативным последствиям, включая потерю платежеспособности; сбалансированный рост собственного капитала должен соответствовать увеличению продаж.

Традиционные модели роста имеют ряд ограничений при их применении для оценки роста, например: максимум, достигнутый в один момент, не гарантирует аналогичный результат в другой период; ограничения, определяющие максимальные значения функций, подвержены изменениям внешней среды; поиск большей выгоды связан с повышенным риском, который может иметь негативные последствия для компании; сложно определить уровень прибыли, который удовлетворит всех акционеров, так как их мнения о минимальном уровне прибыли различаются.

Описывая вопросы роста компании нельзя не сказать и об «антиросте» как концепции.

Согласно ряда мнений, направления и концепции о долгосрочной перспективе роста приводят в том числе к негативным эффектам. В настоящее время есть немало сторонников теории об принудительном, сознательном ограничении роста, они ставят под вопрос тезис «надо расти».

Как пример – стараясь выжать максимум из сельскохозяйственных угодий, стремясь обеспечить рост показателей, выручки, прибылей в кратко и среднесрочной перспективе в конце концов отдача от усилий станет все меньше, а уровни риска того, что земля «выдохнется», и будет максимально истощена, а окружающей среде будет нанесен непоправимый вред заставят полностью аннулировать деятельность по текущему использованию данного участка. То есть цель «роста», ее достижение в данном случае приводят к разрушению и неэффективности процессов.

Многие успешные компании малого бизнеса приходят к тому что рост для них – это не рост продаж, доходов, а совершенствование и стремление к более качественному результату не в финансовом плане, а более идеальному продукту свей деятельности, что, в конечном итоге, неизменно приводит к прибыльности бизнеса за счет создания надежного сегмента постоянных потребителей [3].

Компании, которые успешно выстроили свои бизнес-процессы и достигли определенного уровня стабильности рассматривают способы своего дальнейшего развития. Такими стратегиями могут быть: диверсификация бизнеса; географическое расширение; инновации и технологическое развитие; слияния и поглощения; формирование стратегических партнерств.

Каждая из стратегий может быть эффективной в зависимости от целей компании, её текущего положения на рынке и внешних факторов.

В большинстве случаев – рассматривается расширение охвата рынка, в том числе географическое.

Для компаний, которые стремятся увеличить свою долю на рынке, выйти на новые рынки или расширить свой ассортимент продуктов и услуг подойдет географическое расширение бизнеса. Подход будет особенно эффективен для крупных компаний с достаточными ресурсами и опытом работы в различных регионах, компаний, занимающиеся производством товаров массового спроса, так как они могут получить доступ к новым потребительским базам и увеличить объем продаж [3].

Географическое расширение бизнеса представляет собой стратегию, при которой компания расширяет свою деятельность на новые географические рынки. Это может быть одним из наиболее эффективных способов для увеличения объема продаж, привлечения новых клиентов и диверсификации рисков.

В зависимости от существующей бизнес модели компании, можно рассматривать географическое расширение через:

  • франчайзинг и лицензирование - для компаний с успешной бизнес-моделью и узнаваемым брендом, которые хотят быстро расшириться за счет открытия франшизных точек продаж. Что позволяет быстро расшириться на новые рынки без значительных инвестиций в открытии. Например, первоначально в компании «Холидей» магазин «Фермер-центр» был сформирован как модель [1] для переформатирования собственных торговых точек небольшой площади; но, в последующем, направление переведено на работу по франчайзингу, и это решение обеспечило взрывной рост [2]. 
  • Запуск онлайн-продаж - создание интернет-магазина или платформы для онлайн-продаж, что поможет компании увеличить охват клиентов без необходимости присутствия в разных регионах и странах. Например, охват возможной аудитории посетителей электронного интернет магазина потенциально многократно выше охвата физического магазина на главной улице крупного города. Рост интернет-торговли произошел особо бурно в периоды ковидных ограничений, и продолжается, хоть и уже более замедленно, и на текущий момент [6]. 
  • Создание сети зависимых компаний (дочерних компаний или филиалов) - позволяет компаниям увеличить свое присутствие на рынке, обслуживать клиентов в различных локациях, позволяет собирать заявки на поставку от головной компании, организации сервисного обслуживания и т.п.

Самым популярным способом географического расширения для компаний, которым важно физическое присутствие на локальном рынке и оптимизация логистических затрат на доставку является открытие филиала. Чаще всего это происходит на стадии активного роста компании, когда у нее есть потенциал для расширения и увеличения клиентской базы.

Филиал юридического лица представляет собой обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, включая функции представительства [2]. Филиалы выполняют все или часть функций головной организации и позволяют ей быть ближе к своим клиентам.

В целом, открытие филиала обычно обеспечивает большую управляемость, эффективность и возможности для взаимодействия с действующими и потенциальными клиентами компании, увеличение экономической эффективности в целом в данном локальном регионе.

Очень важно оценивать и риски компании, открывающей филиал: финансовые риски затрат на открытие и постоянных затрат на содержание филиала; управленческие риски - необходимо обеспечить постоянный и эффективный контроль и взаимодействие между центральным офисом и филиалом; правовые и налоговые риски и ответственность; репутационные риски; конкурентные риски – конкурентное окружение в регионе открытия филиала может быть сильнее ожидаемого и срок окупаемости эффективности филиала может растянуться либо возможно закрытие филиала как убыточного (так, например, таксомоторная компания «Такси 24» ушла с Новосибирского рынка, не выдержав конкуренции [3]) [1].

Для компании важно тщательно взвесить преимущества и риски перед открытием филиала, чтобы принять обоснованное решение. Для минимизации рисков в будущем и правильности выбора региона для выхода на новый локальный рынок необходим соответствующий анализ.

Список литературы

  1. Альтернативные концепции экономического роста М. А. Юревич. / КиберЛенинка [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/alternativnye-kontseptsii-ekonomicheskogo-rosta.
  2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 11.03.2024). Статья 55. Представительства и филиалы юридического лица.
  3. Малый бизнес: понятия и преимущества, Ю. П. Майданевич, К. А. Бедрик / КиберЛенинка [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/malyy-biznes-ponyatie-i-preimuschestva/viewer.
  4. Мачин, К. А. Теория роста промышленного предприятия: выбор оптимальной траектории / К. А. Мачин // Журнал экономической теории. – 2017. – № 1. – С. 49-57.
  5. Моделирование экономического роста предприятия: предпосылки разработки альтернативных моделей. / КиберЛенинка [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-ekonomicheskogo-rosta-predpriyatiya-predposylki-razrabotki-alternativnyh-modeley/viewer.
  6. РБК: Как поменялся рынок интернет-торговли в 2023 году. Инфографика. / Последние новости дня в России и мире сегодня - РБК [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/12/02/2024/65c64b479a794726261d49f.
Автор: Степанова Анна Андреевна