Управление качеством на производстве: влияние человеческого фактора

"Научный аспект №7-2024" - Экономика и менеджмент

УДК 005.6, 33

Стрекалова Гузель Рафаиловна – доцент кафедры менеджмента и предпринимательской деятельности Казанского национального исследовательского технологического университета.

Галимова Алия Рафаэлевна – магистрант Казанского национального исследовательского технологического университета.

Аннотация: В указанной статье исследуется уровень влияния человеческого фактора на сферу управления качеством. Человек - как элемент системы организации и управления, является сложным объектом управления. Автором в ходе анализа были выявлены актуальные проблемы, среди которых: недостаточная квалифицированность кадров; низкий уровень мотивации; слабое лидерство и недостаток стратегического видения у руководства. Более того, в настоящей работе были предложены пути решения названных проблем, которые позволят повысят уровень эффективности и качество управления в любых организациях.

Ключевые слова: управление качеством, человеческий фактор, мотивация, лидерство, квалификация кадров.

Роль человеческого фактора в управлении качеством на производстве является ключевым аспектом, влияющим на эффективность и результативность всех процессов. Человеческий фактор включает в себя такие элементы, как квалификация персонала, мотивация, культура качества, коммуникации и лидерство. В настоящее время данная тема имеет особое значение, учитывая текущие вызовы и необходимость повышения конкурентоспособности предприятий и мобильности капитала.

Управление качеством несет под собой оперативный характер, осуществляемая руководителем, персоналом предприятия [1; c. 119]. Путем планирования и обеспечивания контроля качества, создание продукции и ее внедрение в процесс.

Человеческий фактор - возможность принятия человеком ошибочных решений в конкретных ситуациях [2; c. 76]. В сфере управления качеством человеческий фактор определяется как особый вклад человека в гарантию реализации качества и эффективности работы системы, частью которого он является.

В силу того, что эффективность работы и результат деятельности в любой организации зависят от человека, человеческий фактор очень важен, так как любые действия и решения зависят непосредственно от него.

Следовательно, активизация человеческого фактора, которая привела бы к эффективной и продуктивной работе, представляет собой многоаспектную тему для исследования, включающую в себя различные процессы формирования нравственных ценностей, воспитания, кадровой и социальной политики, образования и др.

В ходе исследования указанной темы был выявлен ряд проблем, среди которых:

- недостаточная квалифицированность кадров;

- низкий уровень мотивации;

- слабое лидерство и недостаток стратегического видения у руководства и т.д.

Проблема недостатка квалифицированных кадров в сфере управления качеством становится все более актуальной в современных условиях. Она затрагивает различные аспекты экономики, производственной деятельности и общественного развития. Причинами недостатка квалифицированных кадров являются:

  1. Образовательные барьеры - это недостаток специализированных образовательных программ и курсов, направленных на подготовку специалистов в области управления качеством.
  2. Экономические факторы - это недостаточное финансирование образовательных учреждений и отсутствие мотивации для обучения в сфере управления качеством.
  3. Технологические изменения, а именно, быстрое развитие технологий, требующее постоянного обновления знаний и навыков, с чем образовательные программы не всегда успевают [3; c. 212].

Последствия дефицита квалифицированных кадров выражаются в снижение качества продукции и услуг, что напрямую влияет на конечный продукт и может привести к снижению конкурентоспособности компании; в экономических потерях (увеличение издержек, связанных с дефектами, возвратами продукции и потерей клиентов); в снижении инновационного потенциала (отсутствие квалифицированных специалистов замедляет внедрение новых технологий и улучшение процессов) и т.д [4; c. 308].

Для решения указанных проблем необходимо реализовать следующее:

- ввести новые и обновить существующие программ, ориентированные на подготовку специалистов по управлению качеством;

- создать условия для карьерного роста и конкурентоспособных заработных плат, что привлечет больше молодых специалистов;

- установить партнерские отношения между образовательными учреждениями и компаниями для обеспечения практической подготовки и стажировок;

- обучать сотрудников в течение всей их карьерной жизни, что позволит поддерживать высокий уровень компетентности.

Следующая проблема заключается в низкой мотивации персонала, которая оказывает значительное влияние на общую производительность и эффективность организаций. Низкий уровень мотивации приводит к снижению качества продукции и услуг, снижению производительности, высокой текучести кадров, негативное влияние на корпоративный имидж.

Для повышения мотивации персонала необходимо внедрение следующих инструментов:

  1. Разработка и внедрение системы вознаграждений (финансовые бонусы за достижения в области качества, нематериальные поощрения (признание, награды, карьерный рост).
  2. Улучшение условий труда (например, обеспечение необходимыми ресурсами и инструментами, создание комфортной и безопасной рабочей среды) [5; c. 180].
  3. Обучение и развитие персонала, которое заключается в регулярном проведение тренингов и семинаров по управлению качеством, в поддержке профессионального роста и карьерного развития.
  4. Улучшение коммуникации и обратной связи в формате регулярных встреч и обсуждения с сотрудниками, прозрачности и честности в коммуникациях.

Проблема слабого лидерства и недостатка стратегического видения у руководства проявляется в неспособности руководства вдохновить и направить сотрудников на достижение целей, связанных с качеством. Недостаток стратегического видения означает, что руководство не имеет четкого плана или стратегии для долгосрочного улучшения качества.

Для решения проблемы необходимо развивать лидерские качества путем проведения тренингов по управлению, мотивации и развитию стратегического мышления; внедрения системы непрерывного улучшения, формирование четкой стратегии руководства, усиление коммуникации между руководством и сотрудниками и т.д.

В совокупности, решение этих проблем требует системного подхода и совместных усилий всех участников процесса. Это включает в себя не только обучение и развитие персонала, но и внедрение современных управленческих практик и технологий. Только таким образом можно обеспечить высокий уровень качества на российских предприятиях и повысить их конкурентоспособность на международной арене. Управление персоналом должно быть интегрировано в общую систему руководства и стратегического планирования каждого предприятия.

Список литературы

  1. Арсеньев, Ю. Н. Управление персоналом. Технологии / Ю.Н. Арсеньев, С.И. Шелобаев, Т.Ю. Давыдова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017- 192 с.
  2. Ватолкина Н.Ш. Развитие управления качеством услуг в условиях цифровой трансформации экономики: Дис. ... д-ра экон. наук. Санкт-Петербургский государственный экономический университет. СПб., 2019. С. 203.
  3. Даниляк В.И. Человеческий фактор в управлении качеством: инновационный подход к управлению эргономичностью: учеб. пособие. М.: Логос, 2011. – 336 с.
  4. Сербиновского Б.Ю. и Самыгина С.И. «Управление персоналом.» («Издательство Приор») - 2011. - 432 с.
  5. Человеческий фактор в управлении: Сборник статей / Под ред. Н. А. Абрамовой, К. С. Гинсберга, Д. А. Новикова. М.: КомКнига, 2006. — 496 с.
Автор: Галимова Алия Рафаэлевна