Инструменты устойчивого развития в мегаполисе

"Научный аспект №7-2024" - Экономика и менеджмент

УДК 323.2

Анненков Арсений Вячеславович – бакалавр Санкт-Петербургского государственного университета

Аннотация: В статье рассматриваются инструменты устойчивого развития в мегаполисе. Автором статьи раскрываются понятия «мегаполис» и «устойчивое развитие», также приводятся ключевые принципы концепции устойчивого развития. В работе дана информационная справка о стратегическом планировании пространственного развития РФ. Автором изучены технологии цифровизации, как ключевые параметры устойчивости в стратегии развития мегаполисов. В статье приведены примеры показателей устойчивого развития мегаполисов, используемые для оценки прогресса в достижении баланса между экономическим ростом, социальным благополучием и экологической устойчивостью; а также статистические данные с индексом качества городской среды крупнейших городов Российской Федерации за 2023 год.

Ключевые слова: устойчивое развитие, мегаполисы, стратегии пространственного развития, показатели устойчивого развития мегаполиса.

Мегаполисы – это не просто крупные города, это значимые точки, оказывающие непосредственное влияние на экономическую и политическую деятельность страны.

Понятие «устойчивое развитие» появилось конце ХХ века, с того момента оно вошло в обиход как научный, так и общественный. В докладе международной комиссии по окружающей среде при ООН под устойчивым развитием предлагалось рассматривать «развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности».

По мнению экспертов, концепция устойчивого развития опирается на ряд ключевых принципов:

  • человечество обладает возможностями обеспечить устойчивый вектор своего развития, которое удовлетворяло бы как потребностям ныне живущих людей, так и будущих поколений;
  • человечество способно реализовать стратегию рационального природопользования, опирающуюся на развитие как новых энергоемких технологий, так и на способность биосферы к самовосстановлению;
  • будущее человечества связано с формированием новой модели организации общества, базирующейся на согласовании образа жизни людей, их потребительских практик с экологическими ресурсами планеты;
  • размеры и темпы роста населения должны согласовываться с производственными возможностями общества удовлетворять потребности людей в условиях ограниченных природных ресурсов.

Фактически концепция устойчивого развития пытается синтезировать в целостную систему принципы обеспечения экономической эффективности, социальной защищенности и экологической безопасности общества.

Экономический вектор стратегии устойчивого развития мегаполиса предполагает:

  • перенос промышленных предприятий за пределы городской территории;
  • организацию производства и потребления на основе замкнутого цикла в использовании ресурсов;
  • использование экологически чистых материалов в градостроительной деятельности;
  • создание и планирование природных ландшафтов в городской среде;
  • формирование баланса между урбанизированными территориями и природными зонами в пространстве города.

Одним из наиболее существенных факторов является местоположение. Территориальный вектор. По свидетельству Ж. Готтмана: величина территории лежит в основе могущества стран и народов. Первыми факторами в этой связи автор называет местоположение государственной территории и ее отношение к океану или морю. Готтман подчеркивает, что побережье почти всегда испытывало влияние со стороны других прибрежных государств. В отличие от приморских государств, согласно Ж. Готтману, континентальные государства имели менее разветвленные, менее интенсивные и менее разнообразные связи, контакты и обмены, что определяло особенности континентального развития. Эти исследования также актуальны и для городов, находящихся у моря. Вместе с тем, расположение городов у морского побережья всегда оказывает влияние на их безопасность.

В 2019 году в РФ была принята «Стратегия пространственного развития РФ на период до 2025 года», что свидетельствует об особом внимании к вопросам политики развития территории страны и отдельных ее частей, включая городские агломерации. 

В данном контексте, необходимо отметить федеральный закон о стратегическом планировании от 28.06.2014 N 172-ФЗ в РФ. Данный документ трактует деятельность участников стратегии пространственного развития как общественно полезную, реализуемую стабильное развитие, включая социальную и экономическую стороны. Задача достижения устойчивости (стабильности) является приоритетной в стратегии социально-экономического развития.  Данную статегию составляют цифровизация города ицифровизация транспорта.

Первое предполагет, что при помощи технологий и искусственного интеллекта будут реализовываться программы по улучшению условий работы мегаполисов. В частности, применение камер и различных датчиков позволить собрать данные о сложившейся обстановке: например, об экологии, о функционировании транспорта, о динамике преступности и тд. Собранные сведения позволять сделать значимые выводы и предписать соответствующие рекомендации по улучшению.

Второе положение стратегии предполагает кратный рост беспилотных транспортных средств, включая те, что относятся к числу «общественного назначения». На данном этапе развития общества и технологий уже реализуется и активно внедряется ряд таких программ цифровизации транспорта как: дроны, беспилотные поезда метро и тд. [4].

Указанные выше стратегии развития, имеющие в своей основе глобальную цифровизацию различных систем, потянут за собой ряд изменений в цифровом управлении. В последствии, управление будет облагаться такими характеристиками как открытость, эффективность и новаторство. Расскроем это утверждение подробнее:

  1. Открытый доступ к данным и перепискам, что позволяет повысить эффективность обработки сообщений;
  2. Принятие наиболее благоприятного решения должно основываться на объективных запросах общества. Так, например, когда управляющее лицо решает, на какую сферу нужно потратить бюджет, он будет опираться на анализ количества обращений граждан;
  3. Новые технологии привносят новые способы управления в организации, стимулирует рост эффективности коммуникации. К таким способам, относится, например, установление прямого контакта между сотрудниками различных  филиалов одной организации с помощью разного рода программных обеспечений связи с миром (скайп, дискорд и т.д.).

Все три пункта содержатся в госпрограмме, принятой Правительством – это то, к чему стремится цифровое управление. Принцип открытости уже используется: публикуются ответы на обращения граждан в открытую приемную, применяется аналитика больших данных, по скайпу проходят конференции.

     Проблемы управления мегаполисом предполагается решать с помощью активного взаимодействия властей с общественными институтами, используя возможности интернет-площадок, социальных сетей, порталов, сайтов, создания городских лабораторий для изучения зарубежного опыта, разработки стратегических планов развития мегаполиса на многолетнюю перспективу. Сбалансированное развитие городов, формирование комфортной городской среды предполагает активное участие граждан в этих процессах, как и в процессах по обеспечению безопасности в крупных городах. Доля граждан, принявших участие в решении вопросов развития городской среды неуклонно растет благодаря проводимой политики государства. Исследователи приходят к выводу, что уровень вовлеченности городского сообщества в решение проблем среды своего проживания во многом определяется плотностью населения, расстоянием до центра, экономической специализацией, историчностью местности, включенностью в зону агломераций [1]. В современной общественно-политической жизни городов новые формы участия граждан становятся все более значимыми по сравнению с традиционными. Например, вместо традиционных способов участия, таких как вырубка деревьев или строительство автостоянок, сейчас на передний план выходят обращения с жалобами в органы власти через государственные онлайн-сервисы, такие как «Заяви о проблеме» и «Активный гражданин», а также участие в инициативном бюджетировании. Эти новые формы взаимодействия граждан и власти вписываются в концепцию «умного города», которая ставит перед собой цель обеспечить высокоэффективную экономику, улучшение качества жизни, повышение мобильности и заботу об окружающей среде.

Важным аспектом умного города является активное участие населения в жизни города, включая участие в народных инициативах, например, через «Народный бюджет» или «Градостроительные советы». Построить новый «умный город» с нуля – это затратное мероприятие, однако более эффективное с точки зрения управления. В России в настоящее время реализуются всего два таких проекта: Инноград «Сколково» в Москве и Иннополис в Республике Татарстан [2].

Показатели устойчивого развития мегаполиса – метрики, используемые для оценки прогресса в достижении баланса между экономическим ростом, социальным благополучием и экологической устойчивостью. Набор показателей не зафиксирован, может отличаться в зависимости от программы оценивания. В качестве показателей устойчивого развития мегаполисов могут выступать: ВВП на душу населения, уровень безработицы, инновации и предпринимательство, доступность жилья, уровень бедности, доступность образования и здравоохранения, уровень преступности, индекс человеческого развития, гендерное равенство, качество воздуха, воды, энергоэффективность, управление отходами, качество транспорта, доступ к зеленым зонам, уровень коррупции, участие граждан и др. Показатель на регулярной основе подлежат корректировке [3].

Для установления уровня качества жизни общества в городах страны, важно оценивать качество городской среды. Данные показатели получаются с помощью индекса качества городской среды, который в свою очередь является совокупностью соответствующих индексов в различных городах.  Индекс качества городской среды – это числовое значение в баллах, полученное путем усреднения индексов городов России. Всего насчитывается 36 индикаторов для определения городской среды. Например, доля площади многоквартирных домов, признанных аварийными, в общей площади многоквартирных домов; доля площади жилых помещений, оборудованных одновременно водопроводом, водоотведением, отоплением, горячим водоснабжением, газом или напольными электрическими плитами, в общей площади жилых помещений; доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, в общем объеме образованных и вывезенных твердых коммунальных отходов; и др.. Существуют данные анализирующие инддикаторы определения городской среды, на основе этой информации, констатируется, что на 2023 год среди мегаполисов Российской Федерации, показатели качества городской жизни ниже нормы обнаружены лишь в двух крупнейших городах России из 16.

Использование показателей устойчивого развития – важный инструмент для того, чтобы сделать мегаполисы более процветающими, справедливыми и экологически устойчивыми.

Список литературы

  1. Космачева Н.М., Черкасская Г.В. Устойчивое развитие территории-сателлита мегаполиса и новые угрозы в условиях пандемии // Международный экономический симпозиум – 2022: Материалы международных научных конференций. Санкт-Петербург, 2022. – С. 817-821.
  2. Харламова Т.Л. Совершенствование процесса управления инновационным развитием мегаполиса // Проблемы современной экономики. – 2012. – № 1. – С. 310-314.
  3. Черкасова И.К. Структура и механизмы управления мегаполисом/И.К. Черкасова// Социология. – 2022. – № 4. – С. 141-144.
  4. Шамахов В.А. Эффективное развитие Санкт-Петербурга и Ленинградской области: взгляд историка // Управленческое консультирование. – 2023. – № 2 (170). – С. 6.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Анненков Арсений Вячеславович