Менторские программы ведущих зарубежных вузов

"Научный аспект №7-2024" - Экономика и менеджмент

УДК 005

Сухоруков Фёдор Фёдорович - бакалавр программы «Менеджмент» Новосибирского Национального Исследовательского Государственного Университета.

Степанова Анна Андреевна - бакалавр программы «Экономика» Новосибирского Национального Исследовательского Государственного Университета.

Аннотация: В данной статье рассматриваются практики успешной интеграции менторских, зарубежными вузами лидерами. Описываются способы взаимодействия университета и молодежи [2, с.1216] на разных этапах обучения.

Ключевые слова: менторство, наставничество, ментор и менти университет и бизнес, поддержка студентов.

Чтобы исследовать лучшие практики менторских программ в зарубежных вузах, следует обратиться к рейтингу вузов и выбрать те вузы, которые заняли лидирующие места в мировом рейтинге. В ходе исследования был проведен анализ наличия и разнообразия менторских программ в ведущих вузах мира.

Цель: формирования представления о зарубежных практиках менторства для последующего применения их в работе со студентами и заинтересованными компаниями.

Методы: литературный обзор

Компетенция означает способность осуществить соответствующие профессиональные задачи на уровне “стандарта” выполнения [1, с.14].

Ментор является специалистом, состоявшимся в своей профессиональной области, готовым осуществлять наставничество своему подопечному. [3, с.12].

Менти – участник менторства, который через взаимодействие с ментором и при его помощи и поддержке решает конкретные профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает профессиональные компетенции [5].

МIT (Massachusetts Institute of Technology), является лучшим вузом на 2021 год согласно рейтингу QS World University Rankings [4], он известен своим широким спектром предлагаемых направлений для учебы, ведущими лабораториями для проведения исследований, также славится инновационными и предпринимательскими инициативами.

  1. Program for Undergraduate Mentoring and Academic Development (PUMA)- данная менторская программа поддерживает студентов, которые только пришли в MIT, особенно это касается тех, кто первый раз получает образование (первокурсники и студенты младших курсов). Опытные выпускники или студенты старших курсов выполняют роль менторов для новичков, тем самым помогают им освоится в новой учебной среде, дают советы касательно курсов по выбору и общению с преподавателями, а также помогают студенту развивать soft skills, что способствует их профессиональному росту.
  2. Graduate Student Mentoring Program - менторская программа, направленная на поддержку аспирантов и докторантов в MIT. Главная цель программы — это предоставить поддержку необходимую аспирантам во время их обучения и исследовательской деятельности. Менторами в данной программе обычно являются постдокторантами (работающие в университете или нанятые на совместительскую должность факультетом). Такие менторы призваны помогать студентам, которые поступили в аспирантуру, они помогают им приспособится к учебе в аспирантуре, а также помогают находить ресурсы для написания аспирантской работы по научному исследованию, что позволяет аспирантам строить успешную научную карьеру.
  3. Mentorship Conference (отрытые конференции по менторству в MIT). Ежегодное мероприятие в MIT, на котором собираются студенты, аспиранты, исследователи и преподаватели, заинтересованные в менторстве (хотят стать менти или менторами). В рамках данных конференций приводятся различные мероприятия, такие как: различные панельные дискуссии, лекции, семинары, формируются рабочие группы, в рамках которых участники могут обсудить актуальные вопросы. Мероприятия, проводимые в рамках конференций по менторству способствуют обмену опыта между студентами различных факультетов, что позволяет также создавать новые связи в университетском сообществе. 
  4. Специализированные программы менторства. В MIT помимо общих программ менторства, существуют специализированные программы, которые ориентированы на определенные области интересов.
  • Менторская помощь в раках учебных программ по предпринимательству. Менторами в таких программах обычно являются успешными предпринимателями или заинтересованными инвесторами, которые могут помогать студентами развивать их стартпапы (помочь привлечь инвестиции) или помогать в осуществлении уже работающего бизнеса. 
  • Менторская помощь в рамках научных исследований. Большое количество студентов занимаются научной деятельности или исследованиями, в таком случае им могут помогать менторы, которые являются профессорами или практикующими исследователями. Они помогают студентам в разработке методологии, выборе актуальной темы для исследования, анализе данных, полученных в ходе выполнения исследования, а также с публикаций научных статей.
  • Программы в области социальных наук: Эти программы могут быть направлены на студентов, изучающих социальные науки, такие как экономика, политология или психология. Менторы в этих программах могут помогать студентам в исследовании, написании научных работ, подготовке курсов и других аспектах учебной и научной деятельности в социальных науках.
  1. Women's Technology Program (WTP). WTP в MIT представляет собой программу, которую разработали специально для учениц старшей школы, которые проявляют интерес к науке, технологиям, инженерии и математике (STEM). Даная программа проводится в формате летней школы и обычно длится около 1.5 месяцев. Основная цель WTP это вдохновение и мотивация молодых девушек на дальнейшее обучение и карьеру в области STEM. Участницы данных программ в течении 1.5 месяцев могу посещать курсы по инженерным дисциплинам в которых не просто рассказывают основы математики и физики, но и проводят интересные семинары по компьютерным технологиями, а также для желающих проводят дополнительные занятия по биотехнологиям. Проводятся большое количество лекций, экскурсий, направленных на получение опыта в области STEM. Эта программа осуществляется под присмотром наставников и моторов из университетского сообщества.
  2. MIT Alumni Association (MITAA) Mentoring Programs. Программа, придуманная ассоциацией выпускников MIT (MITAA), которая предназначена для студентов и выпускников, недавно закончивших MIT, которые хотят получить поддержку и советы от более опытных выпускников университета. MITAA в течении учебного года проводит программы, в рамках которых студенты и выпускники формируют контакты, обмениваются опытом и своими мыслями, а также формируют профессиональные связи. К мероприятия проводимым в рамках MITAA относятся, одноразовые консультации (краткосрочное менторство в рамках одного дня), долгосрочное менторство (студент и ментор проходят вместе целый год, что позволяет студентам перенять больше опыта и развить больше навыков), а также открытые мероприятия, в рамках которых студенты могут общаться не только со своим ментором, но и с любым интересным для них человеком.

Пятое место в списке мировых лидеров занимает Оксфордский университет. Оксфордский университет проводит в своих стенах несколько менторских программ. Университет постоянно меняет структуру этих программ, что дает им возможность сохранять актуальность и обеспечивать высокое качество образовательной среды для студентов.

  1. Oxford Mentoring Scheme. Это основная менторская программа, которая проводится в университете для поддержки студентов. Оксфорд проводит различные мероприятия, среди которых: вводные встречи (на них студенты могут понять нужная ли эта программа, им объясняют цели и ожидаемый результат от программы), организация тет-а-тет встреч (на них студенты обсуждают свои академические цели, а также делятся с ментором своими карьерными планами), еще проводятся семинары и тренинги для менторов (где они общаются между собой и делятся новыми инструментами и наблюдениями по поводу менторства)
  2. Oxford Careers Service Mentoring Program. Эта менторская программа направлена на поддержку студентов в развитии их планов касательно карьеры и стажировок во время обучения. В рамках этих программ проводятся следующие мероприятия: проведение вводных лекций и сетевых мероприятий (нацеленных исключительно на налаживание социальных связей), регулярные встречи менторов с менти (для обсуждения карьерных целей, формирования плана действий), а также мероприятия с применением навыков, полученных в ходе программы (приглашенные эксперты в своих отраслях могут приносить реальные кейсы для решения студентами) 
  3. International Student Mentoring Program. Данная программа нацелена на поддержку и упрощение адаптации международных студентов в Оксфордском университете. В 2022 году для иностранных студентов проводились не только регулярные встречи с обсуждением вопросов касательно карьерных планов и проблем адаптации, но также было проведено большое количество экскурсий, которые были организованы менторами (в компании, в которых работают менторы, а также по культурным местам города для ознакомления с местной культурой) 
  4. Oxford Alumni Mentoring Program. Данная программа нацелена на помощь выпускникам Оксфорда. Не все студенты могут устроиться на работу сразу после университета, а данная программа помогает понять студентам актуальные тренды рынка труда, возможно понять, что еще нужно освоить для успешного устройства на работу. В эту программу включаются онлайн-платформы по поиску работы, которые имеют специальное соглашение с Оксфордом, формируется и обновляется база программ обмена и стажировок, которая во многом пополняется успешными выпускниками Оксфорда.

Еще одним из лидеров мирового рейтинга стал вуз National University of Singapore: NUS, он предлагает широкий спектр образовательных программ. Также студенты данного вуза занимаются проведением исследований в различных отраслях включая в себя биомедицину, инженерные и социальные науки.

  1. NUS Peer Advising Program, данная программа нацелена на помощь в адаптации студентов младших курсов к университетскому распорядку. Первокурсники получают поддержку от старших товарищей, которые помогают в ориентации в академических (объясняют, как ориентироваться в кампусе, рассказывают о мероприятиях и дополнительных курсах, проводимых в университете) и социальных особенностях университетов.
  2. Mentoring for Academic Excellence (MAX). Менторская программа MAX, помогает студентам, которые стремятся к получению знаний и активному участию в образовательном процессе университета. В рамках это программы опытные выпускники помогают студентам обучающимся на первой ступени высшего образования, помогая им планировать учебный процесс, а также развивать навыки, которые помогут при подготовке к экзаменам и собеседованиям в крупные компании.
  3. NUS Industry Mentoring Initiative (IMI). В рамках это программы менторами для студентов становятся представители промышленных компаний и бизнеса, что позволяет студентам понять требования работодателей, реальное положение на рынке труда, а также развить свои Soft skills и тем самым построить успешную карьеру
  4. NUS Overseas College Mentoring (NOC). Данная программ позволяет студентам NUS провести целый семестр в другой стране, в этой стране они получают ментора от университета, с которым проводится обмен, которые помогает студентам приспособится к культурным особенностям страны. Также менторы от этих университетов могу давать советы по построению карьеры в этой стране.
  5. NUS Faculty Mentoring. Основной задачей данной программы является предоставления студентам возможности работать над исследовательским проектом под руководством ментора с факультета или от компании, которая сотрудничает с университетом. Что позволяет студентам развивать свои hard и soft skills, а также в случае ответственного выполнения своих обязанностей получить high priority сертификат, который может помочь при устройстве на работу.

Вывод: анализ практик менторских программ ведущих зарубежных позволило выявить лучшие практики, которые помогают не только личному развитию студентов в рамках дополнительных программ образования, но и помогают в формировании и развитии взаимодействия между университетами и бизнесом.

Список литературы

  1. Бирюкова М.В. Понятие "компетентность" и "компетенция" в современной образовательной практике // Экономика и социум, 2015. С.14
  2. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка // Альта - Принт, 2005. C.1216
  3. Цибизова Т.Ю., Августан О.М., Сергеев Д.А., Марданов С.А. «Менторство» как элемент методики работы преподавателя в системе высшего профессионального образования// Современные проблемы науки и образования, 2017. С.2
  4. Рейтинг университетов мира QS / Education index - обучение за рубежом, учеба за границей [Электронный ресурс]. - URL: https://www.educationindex.ru/articles/university-rankings/qs/ 
  5. Как стать менти? / Национальные проекты [Электронный ресурс]. - URL: https://rso.kuz-edu.ru/index.php/kak-stat-menti
Автор: Сухоруков Фёдор Фёдорович