Электронная торговля в международной экономике: проблемы и перспективы

"Научный аспект №7-2024" - Экономика и менеджмент

УДК 339.5

Антонов Егор Алексеевич – магистрант Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.

Кудряшова Нина Владимировна – магистрант Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.

Аннотация: Оборот электронной торговли растет, способствуя развитию цифровой трансформации бизнеса в Интернете. Задатки e-commerce появились задолго до глобальных сетей, которые эволюционировали со временем, отвечая современным требованиям и потребностям на международном и национальном уровне. Развитие электронной коммерции повышает эффективность торговли и изменяет организацию компаний на рынке. Однако, с развитием цифровой торговали появляются новые проблемы, несмотря на преимущества данной формы бизнеса и ее перспективы. Наличие знаний о современных проблемах и тенденциях позволит многим компаниям, как на международном, так и на отечественном уровне улучшить свои бизнес-процессы в сфере электронной коммерции, быть готовым к новым вызовам рынка, проводя антикризисный-менеджмент, а также завоевывать новые торговые ниши.

Ключевые слова: электронная коммерция, рыночные изменения, цифровизация, проблемы электронной коммерции, перспективы развития электронной коммерции.

В современном мире электронная торговля или электронная коммерция является одним из ключевых факторов электронного бизнеса, как в национальной экономике, так и в международной.

Рассматривая различные определения термина можно дать следующее понятие электронной торговли – сложный комплекс информационно-коммуникационных технологий, позволяющих осуществлять коммерческие операции с использованием электронных средств обмена данных в сети [2, с. 16-20].

Помимо перечисленных факторов данная форма бизнеса функционирует за счёт нескольких важных процессов в сфере предпринимательской деятельности, а именно: производство и складирование различных товаров, их перевозку, а также ведение переговоров с поставщиками, клиентами и подрядчиками, ценообразование товаров или услуг.

Электронная коммерция может быть представлена различными моделями взаимодействия участников, на сегодняшний день существует более 10 бизнес-моделей. Наиболее популярными системами являются В2В, В2С и B2G. Помимо них с каждым годом сильнее развиваются ниши G2C и C2C. [1].

К примеру, электронная площадка «Авито», как представитель ниши С2С, проста и удобна в использовании, имеет прозрачность и безопасность сделок между физическими лицами, спектр услуг не отграничивается купле-продажей товаров, а может способствовать в поиске работы, недвижимости, услуг, связанных с ремонтными работами и многому другому. Таким образом, площадка многофункциональна, с каждым годом в платформу внедряются новые функции, что влечет за собой развитие данной модели электронной торговли.

Главная задача модели G2C – обеспечить населению доступ к важной информации, собранной на специальных онлайн-сервисах. Яркий пример данного сервиса – портал «Госуслуги», помогающий гражданам в решении многих вопросов, оказывающий информационную поддержку и экономящий время. Однако, G2C не следует считать полностью коммерческой, так как во многом она имеет информационно-технологический характер деятельности.

Учитывая текущие темпы развития современных технологий, можно предположить, что к 2030 году цифровизация электронной коммерции продолжит развиваться в следующих направлениях:

  1. Возможность внедрения новейших топов искусственного интеллекта и других технологий для персонализации предложений, автоматизации процессов и улучшения обслуживания клиентов;
  2. Развитие IoT и VR-технологий поспособствуют созданию новых способов взаимодействия, как с клиентами, так и с товарами;
  3. Технология «Blockchain» поспособствует осуществлению безопасности различных онлайн-транзакций.

Цифровизация в электронной коммерции является ключевым фактором повышения эффективности, удобства и безопасности онлайн-покупок. Она предполагает использование современных технологий и инноваций для оптимизации процессов, связанных с продажей и покупкой товаров и услуг.

Правительства в настоящее время занимаются реализацией стратегических направлений развития евразийской интеграции до 2025 года. Продолжается создание общих рынков Союза. Планируется создать экосистему цифровых проектов, которая ускорит интеграционное цифровое взаимодействие [5].

Электронные торговые площадки, на которые перешли многие компании стали мощным источником роста доходов, а современные цифровые экосистемы изменили представление потребителей о том, что они ожидают от совершения онлайн-покупок в сети. В то же время на мировом уровне произошло расширение компаний в данной области, что привело к еще более жесткой конкуренции между ними. Общеизвестными ключевыми игроками в мире электронной коммерции являются: Amazon.com Inc., Alibaba Group Holding Limited, Walmart Inc. и Costco.

Рассматривая динамику изменения рынка электронной торговли в России за 2018-2024 годы, представленную на рисунке 1, за последний год можно заметить рост объемов рынка, который составляет около 1,3 триллионов рублей [3]. Во многом это может быть связано с появлением упрощенных и быстрых методов оплаты, усовершенствованных способов доставки продукции, благодаря современным тенденциям в совершенствовании цепей поставок, а также расширения спроса и предложения ввиду расширения медиа-сфер и непосредственно повышению доверия покупателей к сфере электронной торговли. Также важно можно заметить увеличение доли электронной коммерции в розничной торговле, связанного с растущей доступностью онлайн-продаж и удобством их использования.

image001

Рисунок 1. Динамика изменения рынка электронной торговли в России 2018-2023 гг.

В 2020 году наблюдался пик электронной коммерции, по сравнению с иными годами. Ключевым фактором является пандемия COVID-19. В тот период наблюдался рост популярности торговых площадок, что привело к увеличению числа онлайн-покупателей, так как многие люди совершали покупки онлайн впервые. Однако, далее последовало постепенное падение рынка, во многом это связано с изменением в поведении потребителей.

На сегодняшний день в мире наблюдается снижение темпов роста, инфляция остается ключевым влияющим фактором давления на спрос, и соответственно на отсутствие роста рынка.

Анализируя приведенные данные возможно смоделировать дальнейшие рыночные изменения. Как ранее упоминалось, наблюдается ежегодное увеличение доли рынка, на 2023 год она составляет 16% в объеме розничной торговли. В то же время, например, Китайский рынок электронной торговли охватывает порядка 30% рынка розничной торговли к текущему периоду. Хотя рынок электронной коммерции Китая начал расширяться не на много раньше рынка России, заметим, что разница в объемах рынков измерима в 2 раза. Однако, учитывая, что Российский рынок онлайн-торговли развивается во время его глобальной трансформации, с учетом новых технологий проникновения и закатывания рынков, возможно значительное увеличение доли электронной торговли России уже в ближайшие пару лет.

Для более точного анализа последующих изменений построим эконометрическую модель для определения последующего объема электронной торговли. Для анализа представим данные на рисунке 1 в таблице 1.

Таблица 1. Динамика изменения рынка электронной торговли в России 2018-2023 гг.

Год, t

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Объем, трлн руб., y

1,3

1,7

2,5

3,3

4,4

5,7

Линейная зависимость описывается формулой: image002.

При этом параметры зависимости (a,b) можно найти при помощь метода наименьших квадратов, благодаря построению следующей системы уравнений:

image003, где i от 1 до 6.

Составим расчетную таблицу для дальнейшего расчёта изменений объемов рынка (таблица 2).

Таблица 2. Расчетная таблица для эконометрической модели прогнозирования изменения объемов рынка электронной коммерции.

ti

1

2

3

4

5

6

∑ = 21

yi

1,3

1,7

2,5

3,3

4,4

5,7

∑ = 18,9

1

4

9

16

25

36

∑ = 91

tiyi

1,3

3,4

7,5

13,2

22

34,2

∑ = 81,6

Исходя из полученных данных система приобретает следующий вид:

image005

При решении системы уравнений были найдены следующие знания переменных:

a = 0,89

b = 0,06

Таким образом, функция имеет вид:

y = 0,89t + 0,06

Определим ожидаемый объем рынка электронной коммерции на 2024, 2025, 2026, 2027 и 2028 год, где i = 7, i = 8, i = 9, i = 10, i = 11, соответственно.

y (7) = 0,89 х 7 + 0,06 = 6,29 = 6,3 трлн руб. – ожидаемый объём рынка в 2024 году;

y (8) = 0,89 х 8 + 0,06 = 7,18 = 7,2 трлн руб.  – ожидаемый объём рынка в 2025 году;

y (9) = 0,89 х 9 + 0,06 = 8,07 = 8,1 трлн руб.  – ожидаемый объём рынка в 2026 году;

y (10) = 0,89 х 10 + 0,06 = 8,96 = 9 трлн руб. – ожидаемый объём рынка в 2027 году;

y (11) = 0,89 х 11 + 0,06 = 9,85= 9,9 трлн руб.  – ожидаемый объём рынка в 2028 году;

Графически изменение объема рынка электронной торговли можно представить следующим образом (рисунок 2)

image006 

Рисунок 2. График изменения объемов рынка электронной коммерции 2018 – 2028 гг. [Создано по материалам исследования].

Электронная коммерция, как в мире, так и в России ускоряет свое развитие с каждым годом ввиду распространения новых технологий, однако, вместе с этим растут различные риски и возникают проблемы.  Во многом негативные факторы связаны с нарастанием информационной асимметрии, нарушениями в части действий участников электронной торговли, изменением или нарушением законодательства, возможностью антимонопольного преследования.

 На сегодняшний день существуют основные проблемы, которые могут возникнуть в электронной коммерции:

  • неправильно выстроенная система управления и прогнозирования запасами;
  • превышение ожидания доставки приобретенной продукции покупателем, которые могут привести к потере рейтингов;
  • недоверие потребителя к товарам, продаваемые в сети- Интернет;
  • информационная перегруженность платформ, как следствие сбои в цифровой системе;
  • отсутствие единых НПА и законов, регламентирующих деятельность электронной торговли в мире;
  • проблематика защиты интеллектуальной собственности на торговые марки;
  • проблематика конфиденциальности информационных систем;
  • проблематика пиковых сезонов, ведущая к перегруженности операционной деятельности;
  • проблематика в части нарушения и проблем проведения Интернет-платежей;
  • отсутствие оптимизированных процессов по возвратам товаров.

Анализируя основные перечисленные риски и проблемы можно заметить, что основная проблематика лежит на стыке развития глобальных Интернет-сетей и фактической деятельности платформ электронной торговли компаний. Глобальным следствием данных проблем является недоверие со стороны партнеров, инвесторов и покупателей, ведущее к замедлению темпов роста и развития электронной торговли на общемировом пространстве.

Таким образом, развитие электронной коммерции определяется рядом ключевых факторов, таких как технологический прогресс, цены и промоакции, удобство и доступность, отзывы и рекомендации, а также индивидуальный подход к потребителям. развитие информационных технологий в электронной коммерции во многом опережает возможности логистики и цепей поставок, сфера обладает потенциалом для технологических разработок, связанных с внедрением виртуальной и дополненной реальности, биометрической идентификацией покупателей и использованием криптовалют в транзакциях.

Таким образом, Эти факторы способствуют росту и развитию электронной коммерции, делая её неотъемлемой частью современной экономики.

Список литературы

  1. Гаврилов Л.П. Электронная коммерция: учебник и практикум для вузов / Л.П. Гаврилов. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 579 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-17867-8. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/536773(дата обращения: 03.07.2024).
  2. Делибалтова М. Электронная торговля: современные проблемы развития и пути их решения посредством развития каналов взаимодействия с клиентами // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 5. – С. 2063-2078.
  3. Интернет-торговля (рынок России). URL: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82-%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D1%8F_%28%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8%29 (дата обращения: 03.07.2024).
  4. Основные тенденции развития электронной коммерции в России и мире в 2023 году: ТОП-15 трендов. URL: https://vc.ru/trade/620609-osnovnye-tendencii-razvitiya-elektronnoy-kommercii-v-rossii-i-mire-v-2023-godu-top-15-trendov.
  5. Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_razv_integr/strategicheskie-napravleniya-razvitiya.php (дата обращения: 01.07.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Антонов Егор Алексеевич