УДК 621
Исследование сезонности изменения коэффициента готовности к эксплуатации тягового подвижного состава
Белозеров Алексей Петрович – выпускник кафедры «Электрическая тяга» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
Аннотация: Цель: Проанализировать влияние сезонности на коэффициент готовности к эксплуатации, построить диаграммы изменения коэффициента, сделать выводы о влиянии погодных условии на коэффициент готовности к эксплуатации конкретных серий локомотивов. Методы: Для получения результата и построения диаграмм использовалась программа Excel, с помощью которой были обработаны данные полученные из депо. Результаты: Построены диаграммы отображающие годовое изменение коэффициента готовности к эксплуатации, проанализированы полученные результаты. Выводы: На локомотивах серии ВЛ10 найдена зависимость коэффициента готовности к эксплуатации от сезонности. На локомотивах серии ВЛ11 влияние сезонности не обнаружено.
Ключевые слова: коэффициент готовности к эксплуатации, сезонность, тяговый подвижной состав, погодные условия.
Введение
В настоящее время, для оценки готовности тягового подвижного состава к эксплуатации используется множество показателей, один из них – это коэффициент готовности к эксплуатации [1].
Данный коэффициент измеряется по истечении отчетного периода и является достаточно хаотичным и непрогнозируемым. Как так каждый месяц на локомотивы влияют множество разных факторов, которые могут изменят значение этого показателя.
В данной работе проводится поиск сезонных изменений коэффициента готовности к эксплуатации, что поможет давать прогноз его изменений и заранее предотвращать негативные последствия.
Тяговый подвижной состав
Тяговый подвижной состав является одним из ключевых компонентов железнодорожной инфраструктуры, играющим важную роль в обеспечении перевозок пассажиров и грузов. Это транспортные средства, которые используются для тяги или транспортировки поездов по железнодорожным путям [2].
Тяговый подвижной состав может включать в себя различные типы поездов, такие как пассажирские, грузовые, метро или специализированные составы. Он состоит из вагонов, локомотивов и других технических элементов, которые обеспечивают его работоспособность и функциональность.
Важность тягового подвижного состава заключается в его способности эффективно и безопасно перемещать пассажиров и грузы на большие расстояния. Он является основным средством передвижения в железнодорожной индустрии и предоставляет надежные и удобные услуги для миллионов людей ежедневно [3].
Одним из ключевых аспектов тягового подвижного состава является его надежность. Пассажиры и грузополучатели полагаются на него для своих перевозок, поэтому важно, чтобы составы были надежными и готовыми к эксплуатации. Регулярное техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт помогают предотвратить поломки и обеспечить безопасную работу составов.
Коэффициент готовности к эксплуатации
Коэффициент готовности к эксплуатации – это показатель, отражающий степень готовности тягового подвижного состава к надлежащей эксплуатации [4].
Коэффициент готовности к эксплуатации вычисляется на основе различных показателей, таких как количество и доля исправных транспортных средств, наличие и качество технического обслуживания, наличие резервных средств и систем, а также выполнение планово-предупредительного ремонта и предотвращение аварийных ситуаций.
Этот показатель является важным для оценки эффективности работы железнодорожной системы, так как высокий коэффициент готовности к эксплуатации свидетельствует о надежности и безопасности перевозок, а также обеспечивает минимальные простои и снижение риска аварийных ситуаций [5].
Данный коэффициент служит мерой того, насколько готов и способен к работе тяговый подвижной состав в определенный период времени. Важность коэффициента готовности заключается в том, что он позволяет оценить эффективность использования тягового подвижного состава и определить проблемные участки, требующие дополнительного внимания и обслуживания.
Сезонность изменения коэффициента готовности к эксплуатации
Сезонность изменения коэффициента готовности к эксплуатации относится к факту, что этот показатель может колебаться в зависимости от времени года или сезона. Некоторые отрасли или инфраструктурные системы могут испытывать повышенную нагрузку или особые условия в определенное время года, что может повлиять на готовность к эксплуатации. Например, в зимние месяцы железные дороги могут сталкиваться с проблемами из-за низких температур или снегопадов, что может снизить коэффициент готовности к эксплуатации. В то же время, в летние месяцы может возникнуть повышенный спрос на перевозки из-за отпусков или туристического сезона, что может требовать увеличения готовности к эксплуатации. Понимание сезонности изменения этого показателя помогает планировать и адаптировать ресурсы и процессы для обеспечения надежной работы системы во все времена года[6].
Рассмотрим это явление на реальном тяговом подвижном составе. Данные получены из депо ТЧ-1 Ярославль-Главный и приведены в таблице 1.
Таблица 1. Коэффициент готовности к эксплуатации в депо ТЧ-1 Ярославль-Главный за 2020-2022 года.
Кгэ |
ВЛ10 |
ВЛ11 |
||||
Год |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Январь |
0,914 |
0,92 |
0,934 |
0,913 |
0,918 |
0,891 |
Февраль |
0,953 |
0,964 |
0,887 |
0,916 |
0,929 |
0,896 |
Март |
0,96 |
0,871 |
0,899 |
0,939 |
0,887 |
0,911 |
Апрель |
0,958 |
0,856 |
0,912 |
0,946 |
0,895 |
0,906 |
Май |
0,948 |
0,859 |
0,885 |
0,931 |
0,911 |
0,911 |
Июнь |
0,944 |
0,905 |
0,932 |
0,91 |
0,909 |
0,91 |
Июль |
0,956 |
0,947 |
0,941 |
0,911 |
0,918 |
0,905 |
Август |
0,936 |
0,945 |
0,94 |
0,95 |
0,918 |
0,903 |
Сентябрь |
0,933 |
0,945 |
0,898 |
0,921 |
0,907 |
0,907 |
Октябрь |
0,951 |
0,877 |
0,867 |
0,92 |
0,902 |
0,912 |
Ноябрь |
0,954 |
0,939 |
0,911 |
0,927 |
0,915 |
0,916 |
Декабрь |
0,957 |
0,931 |
0,944 |
0,914 |
0,905 |
0,914 |
12 мес. |
0,948 |
0,913 |
0,913 |
0,924 |
0,91 |
0,907 |
Для более наглядного отображения данных построим диаграммы, отображающие распределение коэффициента готовности к эксплуатации. Графики представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Коэффициент готовности к эксплуатации для ВЛ10 и ВЛ11 за 2020-2022 года.
Из полученных диаграмм делаем вывод о том, что сезонные изменения не оказывают ярко выраженного влияния на ВЛ11, а локомотивы серии ВЛ10 более подвержены эффекту сезонности.
Для более детального изучения этого эффекта объединим представленные графики, как показано на рисунке 2.
Рисунок 2. Показатели коэффициента готовности к эксплуатации за три года.
По результатам преобразований видим, что коэффициент технической готовности для ВЛ10 снижается в весенний и осенний периоды и возрастает летом и зимой. Уменьшение данного показателя связано с повышенной влажность и высокой амплитудой перепада температур в данный период.
Для локомотивов серии ВЛ11 изменения коэффициента готовности к эксплуатации менее заметны, весь год находившейся в пределах одних и тех же значений. Самый высокий показатель был в августе, самый низкий – в декабре.
Заключение
По результатам проведенного анализа видно, что на некоторых сериях локомотивов подвижного состава сезонность имеет большое влияние на коэффициент готовности к эксплуатации, что говорит о зависимости надежности электровозов от погодных условий. Это дает возможность сделать прогноз на изменение коэффициента в пределах года. Пример таких локомотивов - электровозы серии ВЛ10.
Для других серий локомотивов тягового подвижного состава, сезонность не оказывает существенного влияния на коэффициент готовности к эксплуатации и является лишь одним из факторов определяющих его. Пример таких локомотивов – электровозы серии ВЛ11.
Таким образом, на основе сезонности можно прогнозировать изменение коэффициента готовности к эксплуатации, но не для всех серии локомотивов.
Список литературы
- Коэффициент готовности к эксплуатации URL: https://mash-xxl.info/info/117434.
- Что такое Тяговый подвижной состав URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1654756.
- Тяговый подвижной состав – О поездах и железной дороге URL: https://cssrzd.ru/encyclopedia/encyclopedia_220.php.
- ГОСТ Р 56046-2014 URL: https://meganorm.ru/Data/576/57662.pdf.
- Исследование эффективности эксплуатации локомотивов URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-effektivnosti-ekspluatatsii-lokomotivov.
- Погода может существенно повлиять на работу железной дороги: URL: https://railstorg.ru/pogoda-mozhet-sushhestvenno-povliyat-na-rabotu-zheleznoj-dorogi.