УДК 172.4     

Философские аспекты современной политики

Жорабеков Арман Нурмаханович – магистр гуманитарных наук (г. Караганда, Республика Казахстан), выпускник Карагандинского университета им. академика Е.А. Букетова (г. Караганда, Республика Казахстан)

Аннотация: Данная статья представляет анализ философских аспектов современной политики и их влияния на современное общество. В статье рассматриваются ценности и идеологии в политике, связь политики с понятиями справедливости и равенства, этические аспекты принятия политических решений, вопросы власти и демократии, а также взаимодействие политики с современными технологиями, такими как информационные технологии, искусственный интеллект и социальные сети. Подчеркивается, что идейно-философская составляющая политики играет (пусть и не всегда явным образом) ключевую роль в определении целей и стратегий политических систем, а также формирует основы для принятия решений, которые влияют на миллиарды людей. Особое внимание уделяется значению справедливости и равенства, как ценностям, которые должны быть основой для обеспечения устойчивого и сбалансированного развития общества.

Ключевые слова: философия политики, ценности в политике, справедливость и равенство, политика и технологии.

Введение

Современная политика представляет собой сложную и динамичную область, которая становится всё более важной в условиях глобализации и мировых вызовов. Она охватывает широкий спектр проблем, от экономической стабильности до социального развития, и сильно влияет на жизнь миллиардов людей по всему миру. Однако политика не может быть отделена от философских аспектов, так как она, прежде всего, связана с вопросами ценностей, справедливости, идеалов и путей к общему благу. В этой статье мы рассмотрим некоторые философские аспекты современной политики и их влияние на общество.

Аспект № 1: Ценности и идеологии в политике

Ценности в политике представляют собой абстрактные идеи или принципы, которые определяют приоритеты, ориентиры и цели политических действий и решений. Они играют важную роль в формировании идеологического фундамента политических систем и общественных институтов.

Ценности в политике могут быть различными и изменчивыми в зависимости от культурных, социальных и исторических условий. Однако, они могут включать общие понятия, такие как свобода, справедливость, равенство, безопасность, устойчивость, благополучие и толерантность.

Ценности часто выступают как руководящие принципы, которые влияют на политические решения, позволяя определить, какие действия будут считаться приемлемыми или желательными в различных ситуациях. Они также могут определять границы для политической деятельности и диктовать ответственность перед обществом и будущими поколениями. Как отмечает В. Виноградов, «конкретный предмет становится ценностью не сам по себе, а оценивается с точки зрения определенного идеала или идеи конкретных свойств и особенностей данного типа предметов. Постоянно воспроизводящиеся предпочтения на протяжении какого-то временного отрезка составляют основу ценностного положения любого социального или политического субъекта… Система предпочтений как совокупность элементов группового сознания и как основа формирования политических ценностей является, таким образом, существенным фактором, определяющим условия инициирования, детерминации всего политического процесса» [1].

Ценности в политике не всегда являются универсальными и могут подвергаться дискуссиям и спорам, особенно в контексте разнообразных культур и мировоззрений. Однако, они играют важную роль в процессе формирования общественного согласия и укрепления социальной координации.

Политические деятели и лидеры, как правило, стараются выстраивать свою стратегию и риторику в соответствии с ценностями, которые находят поддержку у значительной части общества. Они часто используют ценности как средство убеждения и мобилизации аудитории, чтобы добиться легитимности своих решений и предложений.

Тем не менее, ценности в политике могут сталкиваться с противоречиями, и в таких случаях возникают этические дилеммы, требующие глубокого анализа и обсуждения. Это особенно актуально в условиях быстрого социокультурного и технологического развития, когда традиционные ценности могут оказаться непригодными или требовать адаптации к новым вызовам.

В конечном счете, понимание и анализ ценностей в политике позволяет лучше понять причины и последствия политических решений, а также способствует созданию более устойчивых и справедливых общественных структур и институтов. Однако, успешное внедрение ценностей в политический процесс требует широкого общественного участия, демократического диалога и учета множества интересов и мнений.

На фундаменте определенных ценностей строятся различные идеологии, которые в свою  очередь служат основой для формирования политических программ и стратегий. Согласно Р. Арону, идеологии следует понимать как «комплекс описательных и оценочных взглядов, характерных для определенных общественных групп и классов, с помощью которых они интерпретируют социальную действительность» [2]. Идеологии, в сущности, описывают желаемое будущее общества. Либерализм, консерватизм, социализм, феминизм, экологизм и другие идеологии предлагают разные подходы к управлению и организации общества. Политические решения принимаются на основе этих ценностей и идеологий, что влияет на судьбу наций и народов.

Аспект № 2: Справедливость и равенство

Справедливость и равенство в политике являются основными принципами, которые стремятся обеспечить справедливое и равноправное участие и обращение граждан в рамках общества. Они являются ценностями, на которых строятся политические системы и общественные институты, и играют важную роль в формировании законов, политических решений и социальных программ.

Справедливость в политике относится к идеи справедливого распределения ресурсов, возможностей и прав в обществе. Это означает, что каждый член общества должен иметь равные возможности для развития своих способностей и достижения своего потенциала. Принцип справедливости предполагает, что никто не должен быть лишен основных прав и благ только из-за своего социального, экономического или культурного статуса.

Справедливость может применяться как к обеспечению социальной справедливости, где уровень социального обеспечения и защиты гарантирован для всех членов общества, так и к правосудию, где все равны перед законом, и никто не может быть исключен из-за своего статуса или влиятельности.

К сожалению, в контексте массовой культуры, тяготеющей к крайне низкому интеллектуальному уровню, реализация принципа справедливости не всегда возможна. Сегодня появилась категория людей, которых В. Давидович характеризует следующим образом: «ленивые и нерадивые, боящиеся серьезных трудовых усилий, и физических и умственных, – это они завистливы к высоким заработкам, почетным званиям, чужому умению и мастерству. Они в нашем обществе не класс и не социальная группа. Но во всех социальных структурах они присутствуют, образуя консервативный, вязкий слой, глухой к любым призывам» [3].

Равенство в политике означает признание равных прав и возможностей для всех граждан, независимо от их расы, пола, религии, этнической принадлежности, сексуальной ориентации или социального статуса. Принцип равенства подразумевает, что каждый человек должен быть равноценным участником общества и иметь равные права и шансы на успех и процветание.

Политика равенства может быть направлена на обеспечение равного доступа к образованию, здравоохранению, экономическим возможностям и другим социальным благам. Она может также включать меры по борьбе с дискриминацией и неравенством, чтобы создать более справедливое и сбалансированное общество.

В современной политике справедливость и равенство являются ключевыми проблемами и идеалами, которые сталкиваются с вызовами и дилеммами. Обеспечение справедливости и равенства может требовать сложных политических решений и компромиссов, особенно в условиях сложного многообразия и интересов в обществе.

Важно понимать, что справедливость и равенство не всегда означают абсолютное равенство, но скорее стремление к устойчивому и сбалансированному распределению ресурсов и возможностей с учетом разнообразных потребностей и способностей различных членов общества. Это предполагает создание более справедливых политических и экономических структур, а также устранение систематической дискриминации и неравенства для достижения более справедливого и равноправного общества.

Аспект № 3: Политика и современные технологии

Политика и современные технологии взаимодействуют тесно и взаимно влияют друг на друга, оказывая значительное влияние на политические процессы и общественные отношения. Современные технологии, такие как информационные технологии, искусственный интеллект, интернет, социальные сети и большие данные, играют ключевую роль в современной политике и политической коммуникации.

С развитием интернета и социальных медиа, информационные технологии стали мощным средством для политической коммуникации [4]. Политические деятели и партии используют интернет для распространения информации, привлечения избирателей, мобилизации поддержки и финансирования кампаний. Социальные сети позволяют кандидатам и политическим организациям взаимодействовать с аудиторией, а также анализировать общественное мнение и настроения.

Современные технологии позволяют собирать и анализировать большие объемы данных, что имеет важное значение для политической аналитики. Анализ больших данных позволяет выявлять тенденции, предсказывать поведение избирателей, оценивать эффективность политических кампаний и принимать более обоснованные решения на основе данных.

Искусственный интеллект (ИИ) находит применение в политике для улучшения принятия решений и оптимизации управленческих процессов. Алгоритмы ИИ могут использоваться для анализа политических данных, прогнозирования различных сценариев и определения оптимальных стратегий. По мнению некоторых специалистов, использование ИИ в мировой практике может полностью изменить облик привычной социальной картины [5].

Современные технологии позволяют внедрять электронное голосование, что может улучшить процесс выборов и снизить вероятность мошенничества. Кроме того, различные онлайн-платформы и инструменты способствуют развитию электронной демократии, позволяя гражданам активно участвовать в принятии политических решений и выражать свои мнения.

Цифровая безопасность и уязвимости

Однако внедрение современных технологий в политический процесс также вызывает вопросы о цифровой безопасности. Кибератаки, фейковые новости и манипуляции информацией становятся серьезными угрозами для политической стабильности и доверия к системе.

В целом, влияние современных технологий на политику может быть двояким – они предоставляют новые возможности для улучшения политических процессов и взаимодействия с обществом, но также создают новые вызовы и угрозы, которые требуют ответственного подхода и регулирования. Эффективное использование технологий в политике зависит от обеспечения прозрачности, конфиденциальности и безопасности данных, а также от сбалансированного подхода к обеспечению участия всех граждан и защиты их прав.

Заключение

Философские аспекты современной политики имеют огромное значение для понимания и решения сложных вызовов, стоящих перед обществом. Они помогают определить ценности и идеологии, которые лежат в основе политических программ и стратегий, а также обеспечивают этическую основу для принятия решений. Рассматривая вопросы справедливости, равенства и власти, философия позволяет обратить внимание на важные аспекты социальной и политической жизни.

Современный мир быстро меняется, и философия политики должна активно адаптироваться к новым вызовам и технологиям. Это поможет строить более устойчивые, справедливые и прогрессивные общества, основанные на ценностях человечности и солидарности.

Список литературы

  1. Виноградов В. Д. Политические ценности в жизнедеятельности людей // Тугариновские чтения: материалы научной сессии. Сер. «Мыслители». Вып. 1. СПб., 2000. С. 11-14.
  2. Арон Р. Опиум интеллектуалов. М.: АСТ, 2015. 480 с.
  3. Давидович, В.Е. Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности. – М., 1989. – С. 153.
  4. Дебре Р. Введение в медиалогию. М.: Образ вещества, 2010. 256 c.
  5. Шваб К. Четвертая промышленная революция. – М.: Эксом, 2019. 208 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: