УДК 37.013

Функциональные обязанности учителя ресурсного класса

Чучкалова Елена Михайловна – директор Средней общеобразовательной школы № 22 в г. Миасс Челябинской области, руководитель региональной инновационной площадки по направлению «Образовательная модель. Ресурсный класс» для организаций, ведущих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, прошедшим необходимую адаптацию, на  основе АВА-терапии"

Аннотация: В статье будут рассмотрены функциональные обязанности учителя ресурсного класса, который осуществляет учебную деятельность инклюзивного образования «Ресурсный класс» на основе АВА-терапии. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) благодаря внедрению инклюзивного образования получили условия для школьного обучения. К детям с ОВЗ причисляются и дети с РАС, с иными интеллектуальными расстройствами согласно ФГОС начального общего образования детей с ОВЗ. Администрация школы должна организовать инклюзивную среду, выбрать оптимальные модели, типы и формы соответствующего обучения. В образовательном пространстве в России активно внедряется модель инклюзивного образования «Ресурсный класс» на основе АВА-терапии для детей с РАС. Использование данной модели требует разработки отдельных условий и ресурсов, которые позволили бы ребенку с РАС быть включенным в процесс образования с помощью применения образовательных программ и индивидуальных учебных планов, прошедших необходимую адаптацию. Использование указанной модели возможно при наличии особых условий, касающихся среды, организации образовательного процесса, компетентности учителей. Кадровые условия содержат подробное описание должностных обязанностей учителя, который работает в ресурсном классе и организует применение данной модели на основе АВА-терапии. Соответственно меняется специфика деятельности учителя, как такового, и расширяются его функциональные обязанности, которые в данной статье систематизированы и в дальнейшем их можно использовать для разработки должностных обязанностей учителя ресурсного класса.

Ключевые слова: инклюзивное образование, функциональные обязанности, трудовые функции и действия, ресурсный класс, АВА-терапия, дети с ОВЗ и с РАС.

В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в 2012 году было впервые указано право детей с ОВЗ на получение специализированных школьных условий, появились термины «инклюзивное образование» (одинаковый доступ всех детей к образованию с учетом их личностных особенностей и характеристик, возможностей и потребностей), «обучающийся с ОВЗ» (ребенок, у которого наблюдается отставание в физическом/психологическом развитии, получившее подтверждение от психологической и медико-педагогической комиссии, что не позволяет ему получать образование без соответствующих условий) [8].

Дети, которые входят в категорию «обучающийся с ОВЗ», нуждаются в специализированных образовательных условиях.

Преимущества инклюзивной образовательной модели для детей с ОВЗ и для их родителей заключаются в следующем:

  • Доступность. Ребенок получает возможность обучаться по месту проживания.
  • Интеграция ребенка в социум, социализация. Налаженная система коррекционного образования с методикой обучения, которая использовалась на протяжении десятков лет, не предполагает социальную адаптацию ребенка с ОВЗ в окружающем его мире, в результате чего он фактически изолирован от общества. Практика показывает, что дети с ОВЗ быстрее привыкают к жизни в обычной школе, а не в специализированном учреждении, что особенно касается социального взаимодействия. Интеграция «особенного» ребенка в социум полезна и для остальных детей, которые развивают толерантность к детям с ОВЗ, становятся самостоятельными и активными, учатся лучше [2].
  • Индивидуальный подход. Инклюзивная модель образования позволяет разрабатывать и реализовывать различные образовательные маршруты, включая индивидуальные, где учитываются настоящие возможности учащихся, удовлетворяются их специфические потребности в образовании [2].

Инклюзивное образование для учителей и администрации образовательных учреждений представляет собой проблему, которая требует решения посредством комплексного использования ресурсов. К последним относятся материально-технические, финансовые, средовые, кадровые, организационные, и, как правило, этих ресурсов и не хватает в школе. Еще одна проблема – это формирование новых профессиональных компетенций, ориентированных на реализацию инклюзии в образовании.

Школьные учителя, которые используют инклюзивную модель образования, обязаны проходить курсы повышения квалификации, изучать особенности специального (дефектологического) образования [3, c. 249].

Возникает потребность в знаниях различных моделей, типов и форм инклюзивного образования.

Все большее распространение в России получает модель инклюзивного образования «Ресурсный класс» с применением АВА-терапии для детей с РАС.

С 2021 года МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22» Миасского городского округа Челябинской области является региональной инновационной   площадкой   по   направлению   «Образовательная   модель. Ресурсный класс» для организаций, которые ведут образовательную работу по общеобразовательным программам, прошедшим соответствующую адаптацию, на основе АВА-терапии.

На подготовительном этапе при выборе педагогических сотрудников, задействованных в реализации модели «Ресурсный класс», выяснилось, что функциональные обязанности учителя ресурсного класса в информационных источниках прописаны не в полном объеме необходимых требований для составления должностной инструкции учителя ресурсного класса. В основном это типовые функциональные обязанности учителя начальных классов, или учителя-предметника или учителя-логопеда, реже учителя- дефектолога, которые не отражают в полной мере специальные трудовые функции и действия специалиста, курирующего реализацию инклюзивной модели. В практическом пособии «Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе» Козорез А.И. [7, 360], в 2016 году были прописаны функциональные обязанности педагога (учителя) ресурсного класса с конкретными действиями частично из функционала дефектолога, логопеда, психолога, учителя начальных классов, социального педагога, заместителя директора по учебной работе, но не прописаны общепедагогические функции по обучающей, воспитательной, развивающей деятельности.

Сегодня необходимо учитывать не только методические рекомендации авторов инклюзивного образования [1, с. 55], но и профессиональный стандарт учителя, действующий с 1 сентября 2022г. [5], профессиональный стандарт учителя-дефектолога, который начнет действовать с 1 сентября 2023 года [6], и характеристики должностей сотрудников образования из единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и сотрудников [4].

В помощь администрации образовательных организаций, где планируется использование модели инклюзивного образования «Ресурсный класс» на  основе АВА-терапии,  в статье обобщены  и систематизированы функции, обязанности и действия учителя ресурсного класса, которые рекомендуется использовать для составления должностных обязанностей.

Учитель ресурсного класса определяет условия для инклюзивного обучения и учебно-воспитательной деятельности детей с ОВЗ, в том числе с инвалидностью, обеспечивающие изучение содержания образовательной программы, прошедшей соответствующую адаптацию, развитие личности детей согласно их образовательным потребностям и уровню психофизического развития, проведение коррекции, компенсации и принятие мер недопущения нарушений развития у обучающихся, оказание психолого- педагогической поддержки их законных представителей.

Для того чтобы добиться результата в инклюзивной деятельности, учитель ресурсного класса должен уметь выполнять основные общепедагогические функции учителя, работающего по общеобразовательным программам, которые заложены в должность

«Учитель».

Для использования модели инклюзивного обучения «Ресурсный класс» учитель ресурсного класса должен уметь выполнять трудовые функции и трудовые действия учителя-дефектолога для коррекции РАС и других интеллектуальных нарушений, владеть методами прикладного анализа поведения (АВА-терапии).

В таблице 1 систематизированы и описаны обязанности учителя ресурсного класса в процессе использования модели инклюзивного образования.

Таблица 1. Обязанности учителя.

1. Обязанности по использованию инклюзивного образования

1.1. Вид деятельности

коррекционная и диагностическая работа согласно требованиям подготовки детей с ОВЗ на основе ФГОС для школьников с ОВЗ, комплектование групп для коррекционных занятий, составление расписания занятий,

консультация педагогов и родителей

1.2. Требуемые умения

обеспечивать уровень подготовки обучающихся с ОВЗ, соответствующий требованиям ФГОС для обучающихся с ОВЗ, проводить мониторинг и рефлексивный анализ и осуществлять контроль результатов обучения детей с ОВЗ, создавать условия совместного обучения детей с ОВЗ с нормотипичными сверстниками, использовать учебные и дидактические пособия при проведении коррекционно-развивающей работы

1.3. Требуемые знания

методических и теоретических основ коррекционной педагогики, основных требований и принципов к организации инклюзивного обучения, дефектологии, возрастной психологии и физиологии, основы образовательного менеджмента, принципов систематизации информационных и диагностических материалов

2.Трудовые функции по организации и сопровождению процесса

инклюзивного образования по модели "Ресурсный класс"

2.1. Основной вид деятельности

ведет работу по направлениям: коррекционно-развивающее, диагностическое, аналитическое, профилактическое, воспитательное, организационно-методическое, консультативное, социальное, культурно- просветительское; организует сотрудничество работников ресурсного и общеобразовательного классов, оформляет локальные нормативные документы, регламентирующие это сотрудничество; составляет и утверждает расписание уроков, в соответствии с которым каждый ребенок с ОВЗ посещает ресурсный и общеобразовательный класс;

организует работу повышения квалификации тьюторов и учителей ресурсного класса; заказывает книги и учебные пособия, методические материалы; консультирует родителей детей с ОВЗ ресурсного класса, оформляет отчеты; готовит и систематизирует информацию для супервизий; осуществляет контроль деятельности педагогических работников ресурсного класса, педагогов и других сотрудников школы; организует сопровождение в образовательном процессе обучающихся с

ОВЗ, РАС

2.2. Требуемые умения

организовывать и контролировать переход обучающихся с ОВЗ и с РАС в общеобразовательный коллектив типично развивающихся сверстников; иметь опыт работы с обучающимися с ОВЗ и с РАС; проводить с помощью

методов   АВА-терапии   необходимую   диагностику   поведения   каждого

обучающегося с ОВЗ и с РАС ресурсного класса; уметь пользоваться тестами, как VB-MAPP, ABLLS-R, AFLS; анализировать и тестировать личные предпочтения и пожелания ребенка; осуществлять непосредственное наблюдение за обучающимся с ОВЗ и с РАС, для сбора данных о поведенческих проблемах; создавать индивидуальную программу развития и обучения для ребенка с ОВЗ и с РАС; анализировать полученные результаты после проведенного тестирования и на их основе разрабатывать, оптимизировать индивидуальную часть образовательной программы обучающегося с ОВЗ и с РАС с соответствующей адаптацией; анализировать информацию, полученную в ходе мониторинга поведения детей с ОВЗ и с РАС, и на основе выявленных результатов разрабатывать поведенческие программы; организовывать индивидуальные, фронтальные, мероприятия и групповые формы обучения в ресурсном классе; консультировать и информировать работников школы и родителей одноклассников из общеобразовательных классов об особенностях правильного взаимодействия с обучающимися с ОВЗ и с РАС; организовывать тренинги коммуникаций для одноклассников обучающихся ресурсного класса; обучать тьюторов составлению плана-конспекта урока, а также методам и приемам, используемым в образовательном и

воспитательном процессе конкретного занятия

2.3. Необходимые знания

вариантов коррекционной работы с детьми с РАС; поведенческой терапии или прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis), иметь минимальный уровень BCaBA согласно международным стандартам; содержания образовательных программ и ФГОС для детей с ОВЗ и с РАС; особенностей развития детей с РАС и иными интеллектуальными расстройствами; алгоритм реализации инклюзивного обучения по модели "Ресурсный класс"; правил обучения ребенка с ОВЗ и с РАС в общеобразовательном классе; по вмешательству, которое основано на контроле антецедентов; основы всех видов поощрения альтернативного, несовместимого или другого поведения; обучения методом отдельных блоков, техники гашения (ослабления) нежелательного поведения; моделирование желательного целевого поведения, стратегии вмешательства при организации обучения ребенка с РАС в естественных условиях, методов альтернативной коммуникации, методов развития ключевых реакций, методов подсказки в виде жестовой, вербальной или физической помощи, метода «Социальная история», обучения управления собственным поведением, установления руководящего контроля, видов

подкреплений поведения, поведенческого контракта, проактивных методов

коррекции нежелательного поведения, метода видеомоделирования, бытовых навыков и цепочек; методов управления образовательными системами, современных педагогические технологий развивающего, продуктивного и дифференцированного обучения, метода компетентностного подхода; основ конфликтологии и делового общения

Перечисленные в таблице обязанности учителя ресурсного класса конкретизируют функциональные действия педагога, который реализует модель инклюзивного образования «Ресурсный класс» с использованием АВА-терапии. Владение учителем ресурсного класса определенными знаниями и умениями по основным направлениям общеобразовательного, коррекционного и инклюзивного образования позволит качественно организовать и эффективно реализовать образовательную модель

«Ресурсный класс». Руководитель образовательной организации будет иметь представление о конкретных профессиональных компетенциях учителя ресурсного класса, от которого в большей степени зависит успешность организации совместного обучения детей с ОВЗ и с РАС с нормотипичными сверстниками.

Список литературы

  1. Погонина О.Г. Модель «Ресурсный класс» для инклюзии детей с РАС с точки зрения образовательного менеджмента: риски и возможности /О.Г. Погонина // Аутизм и нарушения развития. Т.14 № 3 (52).2016 С.55-62.
  2. Григорьева М.А. Инклюзивное образование [Электронный ресурс] / М.А. Григорьева // ru:          образовательная  социальная сеть.–   Режим          доступа: https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2019/10/17/inklyuzivnoe-obrazovanie (дата обращения: 31.07.2023).
  3. Огольцова Е.Г. Развитие инклюзивного образования в России / Е.Г. Огольцова, А.Э. Тимохина, Е. А. Сергеева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – – № 50 (184). – С. 249-252. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/184/47136/ (дата обращения: 31.07.2023).
  4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/199499/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 31.07.2023).
  5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://classinform.ru/profstandarty/01.001-pedagog-vospitatel-uchitel.html (дата обращения: 07.2023).
  6. Приказ Минтруда России от 03.2023 N 136н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.eduprofrb.ru/uploads/documents/docs/prikaz-mintruda-rossii-ot- 13032023-n-136n.pdf (дата обращения: 31.07.2023).
  7. Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе. Практическое пособие / рук. авторского коллектива: Козорез А.И. – М.: АНО Ресурсный класс, – 360 с.
  8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 07.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: