УДК 808

Тенденция снижения речевой культуры на телевидении и в обществе

Нестеренко Никита Андреевич – студент Московского финансово-юридического университета

Научный руководитель Зорин Кирилл Александрович – кандидат философских наук, преподаватель Московского финансово-юридического университета

Аннотация: Сегодня телевидение пользуется огромной популярностью среди населения, и даже новые, современные способы обработки и распространения информации, такие как интернет, все еще не могут сравниться с телевидением. В связи с этим, огромная доля ответственности за сохранение и развитие речевой культуры лежит на телеведущих, которые в настоящее время показывают лишь снижение качества речи.

Ключевые слова: телевиденье, информация, речь.

Перед тем, как приступить к раскрытию темы, нужно установить, что речевая культура – одна из основополагающих и важнейших частей телевидения. Современное же телевидение, в том числе и развлекательный сегмент, имеет тенденцию к снижению уровня общей речевой культуры.

Основной движущей силой изменения речевой культуры на телевидении можно смело назвать то, что развлекательные программы начали своё яркое развитие на стыке XX и XXI веков. Отсюда закономерно следует и интерес различных деятелей науки и культуры к данной тематике, от журналистов до социологов. Интерес этот можно связать с тем, что речевая культура начала показывать себя на телевидении более четко. История отношения к речевой культуре сильно видоизменялась на протяжении всей его не очень большой истории. «Так в СССР, например, отношение к речевой культуре дикторов можно назвать восхваляющим. Как например, Левитан, которого до сих пор чтут и ставят в пример всем современным дикторам. Иногда же политика отношения видоизменялась и становилась гораздо более унизительной, называя подобную работу глупостью, а мастерское владение речевой культурой – ненужным навыком» [3, c. 109]. Однако почему же важно отметить именно рубеж XX и XXI? Все достаточно просто и очевидно – именно в этот период изменилось культурно-социологическое и информационное поле общества. Оно также подчинялось государственным органам, но при этом оно в совокупности с государством просто перестало давать возможность создавать различные развлекательные передачи без внедрения постулатов речевой культуры ведущих.

Стоить также обратить внимание на то, что СМИ в настоящее время является неотъемлемой частью жизни современного человека. Именно СМИ транслирует не просто различные политически важные события в обществе и позицию государственного аппарата, а все морально-этические и нравственные паттерны в общество. Исходя из этого, возникновение таких проблем, как развитие и деградация речевой культуры особенно важны в современных реалиях.

Если углубиться в изучение развития развлекательных программ, то здесь есть несколько важных моментов: ««гипертрофированная политизированность, свойственная российским СМИ в 1990-е гг., эволюционировала в аполитичность, и в качестве основного направления деятельности телеведущих большинство медиакомпаний избрали апробированные развлекательные форматы» [1, c. 89]. Также важным для уточнения является изменения в тоне подачи речи телеведущими. Она стала более ориентирована на запад, имея характерные черты в речи ведущих. ««это обусловлено рядом причин, в частности демократизацией вещания, преодолением тоталитарного прошлого и др.»  [5, c. 320].

Рассматривая современную речевую форму телеведущих, можно заметить, что происходит увеличение в употреблении лексических форм, имеющих низкую эмоциональную окраску. При этом, также в речь ведущих внедряются все более просторечные слова, как например, социолекты жаргонизмы, вульгаризмы и т. п. Важно уточнить, что это недопустимые изменения в речевой культуре ведущих, так как это не просто несоблюдение этических норм в культуре речи, но ведущий является одновременно и нравственным камертоном, и отражением социально-культурного кода зрителей и общества.

Важнейшая роль речевой культуры в обществе является сохранение этнических особенностей этого общества, так как именно в речевой культуре сохраняются важнейшие нравственные особенности общества. Популяризация развлекательных сегментов телевидения, и последующее замещение информационных жанров не могли не оказать эффект на обществе. Это привело к планомерному отдалению речевой культуры современной России от традиций в речевой культуре. «Если раньше СМИ служили примером уровня речевой культуры, способствовали его повышению, то в настоящее время СМИ в большой степени способствуют его деградации: речь многих ведущих развлекательных, а иногда и аналитических программ построена лексически неправильно, загрязнена словами-паразитами, словом, налицо все признаки ухудшения уровня речевой культуры самих трансляторов речи, что способствует расцвету всеобщего процесса конвергенции языковой культуры современного телевидения» [5, c. 321]. И нельзя осудить телезрителей за то, что они не высказывают недовольство снижения речевой культуры на телевидении, так как роль телепрограмм в жизни зрителя изменилась – теперь телевизор все меньше выполняет культурно-просветительскую функцию, а скорее развлекательную и расслабляющую.  «Конец XX в. можно по праву назвать эпохой развлекательного телевидения: оно становится одним из важнейших факторов, определяющих структуру и содержание человеческих взаимоотношений в современном обществе» [1, c. 89].

В настоящее время, развлекательные программы имеют обширный список приемов, с помощью которых осуществляется возможность транслирования речевой культуры, однако сейчас все эти приемы аккумулируются в особенности речевой культуры ведущего, который транслирует лишь урезанную информацию, в попытке её изложить более понятно. В связи с этим зрители привыкают получать информацию таким образом и неосознанно перенимают подобную речевую структуру. Подобный феномен приводит к неспособности зрителей со временем прибегать к аналитическому мышлению. Все это вызывает стандартизацию подобной речевой модели, отчего роль ведущего значительно приобретает в важности и обрастает обязанностями перед зрителями, так как современная модель речевого поведения несет плеяду последствий.

На сегодняшний день ведущие развлекательного телевидения редко используют функциональные и социальные варианты воплощения русского языка как культурного регулятора, а лишь удовлетворяют эмоциональные потребности зрителя, но не становятся общечеловеческим отражением речевой картины общества. В эфирной сетке можно встретить можно программ, которые несут лишь неблагоприятный эффект для речевой культуры.

На этом возникает этапе возникает вопрос, а может ли речевая культура формировать выступления актеров, ведь в их герои могут специально неправильно употреблять слова, в этом может быть его суть. Здесь безусловно тяжело не согласиться, так как авторы могли закладывать определенные идеи, которые будет олицетворять их герой, однако неправильное употребление слов может привести к пагубным последствиям, и телезрители могут воспринять это как норму. И здесь возникает парадокс: нельзя обвинить ведущего в негативном эффекте, который он оказывает на речь телезрителей, однако употребляя какие-то речевые ошибки, зрители могут воспринимать это как речевую норму и основывать на этом собственную речь.

Сейчас сегмент развлекательного телевидения развит как никогда. Можно найти шоу на любой вкус: от комедийных шоу, где актеры демонстрируют различные юмористические миниатюры до полномасштабных реалити-шоу, где участники находятся в необычных условиях и постоянно создается диалог между участниками и зрителями, посредством различных интернет-голосований. В подобных шоу продумано все до мельчайших деталей и сложно их назвать некачественным коммерческим продуктом. Однако одна из важнейших частей, то есть речевая культура, сильно хромает. Главная цель подобных программ – увеселение телезрителя посредством юмора, основанного на простоте речевых выражений и повседневных событий, которые близки каждому обывателю.

Если рассматривать уровень речевой культуры, то важно сказать, что даже развлекательные программы, имеющие наивысшие рейтинги, все равно имеют тенденцию к понижению речевой культуры среди ведущих подобных программ. Если углубится в изучение развития речевой культуры на телевидении, можно сделать вывод, что она постоянно деградирует, и связано это с тем, что как ведущие и создатели программ, так и зрители, осознанно пренебрегают нормами и правилами речевой культуры русского языка. В настоящее время, телепередачи, занимая ключевое место в интересах обывателей, становится неким отражением существованием социальной речевой культуры, отчего несут эти передачи огромную ответственность за распространение, сохранение и развитие речевой культуры.

Также, важно выделить основные причины снижения общей речевой культуры:

  1. Язык интернета. В настоящее время, интернет стал огромной частью жизни общества и интернет оказывает непосредственное влияние на множество аспектов жизни этого общества. В пример этого можно привести ускоренную обработку и доставку информации от журналистов до читателей. И не всегда в подобных ситуациях речевая культура сохраняет свое качество. Часто в подобных новостях присутствуют искажения слов, неудачные сокращения, что также влияет на общую речевую культуру в целом.
  2. Заимствования из иностранных языков. Проблема заключается в том, что исчезает мера заимствования слов, которая нужна для пополнения общего речевого запаса.
  3. Большое присутствие жаргонизмов. Часто, журналисты обращаются к жаргонизмам, дабы придать новости дополнительный эмоциональный окрас и продемонстрировать важность новости перед читателем.

Если рассматривать популярные методы в стилизации речи среди телеведущих, можно увидеть, что упор делается на эмоциональный окрас, общедоступность и призыв к действиям. Эти методы ведут к чрезмерному употреблению жаргонизмов, просторечий, сленга. Все это нельзя назвать эталоном речевой культуры. Отсюда и возникает причина понижения речевой культуры на телевидении и в обществе: большинство зрителей считает, что телевизионная речь является правильной, литературной и примером для подражания, что не всегда является правдой.

Также, одна из проблем снижения речевой культуры является быстрый темп в речи, что порождает неразборчивость в речи. Иногда как ведущие, так и гости программ неправильно расставляют ударения в словах, что является отхождением от норм орфоэпии.

Г. Г. Матвеева объясняет свое видение речевого образа телеведущего следующим образом: «набор речевых предпочтений говорящего в конкретных обстоятельствах для актуализации определенных намерений и стратегий воздействия на слушающего». Ученый С. В. Леорд также высказывался о понимании речевого образа ведущего: «речевой портрет — это воплощенная в речи языковая личность». Из этих высказываний можно сделать вывод, что взаимосвязь между влиянием СМИ на речевую культуру общества и речевым образом телеведущего очевидна. Также важно выделить, что в настоящее время, ведущие телевизионных программ и их речевой образ – одна из важнейших констант в транслировании речевой культуры для зрителей.

Как было выше сказано, средства массовой информации также являются средствами распространения речевой культуры. При этом СМИ являются нравственным общественным камертоном, основывая общественно мнение на множество проблем и событий в современных реалиях, формируя общественное мнение на политические, экономические и множество других социальных событий. Несложно сделать вывод, что СМИ также формируют и состояние речевой культуры в обществе. При всем этом не только возрастает влияние зрелищной формы развлекательной телепередачи на общество, но и несоизмеримо растут возможности манипулирования общественным мнением и сознанием в интересах отдельных заинтересованных групп, партий и государств [4, c. 176]. Ученый А. Д. Васильев пишет: «Факты языка и феномен культуры зачастую не поддаются строгому и окончательному осмыслению и контролю, изменения в собственной культурной сфере воплощаются в языке, а языковые эволюции активно участвуют в культурных процессах и влияют на них, что приводит к отрицанию роли языка как национальной культурной ценности. В связи с этим нарастает важность проблемного поля формирования социально маркированного способа выбора и употребления языковых средств и особенностей речевого поведения качественной речевой культуры» [2, c. 56]. Из этого отрывка можно сделать вывод, какую важную роль развлекательное пространство играет в образовании и существовании речевой культуры, устанавливая нормы речи, создавая традиции речевой культуры.

Все вышесказанное подтверждает, что те ведущие, которые имеют успех, получили его в том числе и благодаря успешности их речевого образа, что цементирует их в сознании зрителей. Все это важно именно в контексте развлекательных программ, так как они занимают ключевые позиции в эфирной сетке, что доказывает интерес среди зрителей. Как пример можно рассмотреть личность ведущего Максима Галкина. Его успех связан с высокой адаптивностью к речевым рамкам и это можно хорошо проследить если рассматривать его карьеру на телевидении. В то время, когда телевикторины занимали ведущие позиции в эфире, Максим Галкин становится ведущим шоу «Кто хочет стать Миллионером?». В этот период карьеры ведущего, его речевой образ можно характеризировать, как сдержанный, интеллектуальный и спокойный. В другие периоды, как например период «Кривого зеркала» он становится более раскрепощен и его речевой образ строится на юморе.

Важно уточнить одну очевидную мысль, которую многие не до конца понимают. Именно образ ведущего, его речевой образ и грамотность этой самой речи формирует отношение зрителей к передаче, в которой этот ведущий участвует. От ведущего в данном случае зависит очень многое, и именно они запоминаются, а что самое главное, в дальнейшем ассоциируются с передачами. Так, например, при упоминании передачи «В мире животных», в голове зрителей возникает образ именно ведущего, Николая Дроздова, который ведет её с 1968 года. Популярность этой передачи формирует не только интересная тематика, но и грамотная речевая культура ведущего.

Важный фактор речевой культуры современности связан с непрочностью практического устного слова. Речевой образ ведущего формирует общепринятые модели в обществе. Отсутствие повышения речевой культуры в обществе можно связать с редакторами и авторами текстов, которые создают материал, слабо имеющий отношение к культуре и искусству, отчего транслируя зрителям модели, которые тяжело назвать полезными и правильными.

В заключении важно сказать, что все сказанное выше определяет современную речевую культуру в контексте развлекательных программ как деструктивную, нежели созидательную и позитивную.
Исходя из этого, необходимо проводить специальные работы и подготовки с ведущими, для повышения общей речевой культуры. В настоящее время речь ведущих можно охарактеризовать как сухую, скупую на эмоции, полную жаргонизмов, канцеляризмов, просторечий и сленга, чтобы вызвать у зрителей больше примитивных эмоций. Телеведущие стараются поднять рейтинги программ, поэтому прибегают к подобным методам, чтоб задеть как можно большее количество людей. Это имеет мало отношения к тому, что делали на советском телевидении, и советское телевидение должно стать мерилом качества подобных программ, так как в работе уже было проанализировано и доказано, почему советские развлекательные программы несли положительный характер для речевой идентификации. Если создавать интерес к родному языку, это позволит сохранить культурный и языковой код общества.

На данном этапе развития общества, телевидение является его искаженным отражением. И телевидение существует только благодаря обществу, неся в него различные модели поведения и речевые образы. Основная мысль здесь то, что в гонке за первенство в речевой культуре по итогу заняли телеведущие, которые являются не просто элементом шоу, но и важнейшей частью этого шоу, формируя общественные нормы речевой культуры, создавая речевые модели, которые в дальнейшем транслируются в обществе, цементируясь, и становясь частью уникального культурного кода данного социума. И пренебрежительно относится к роли ведущего является фатальной ошибкой.

Список литературы

  1. Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран [Текст] : учеб. пособие / Е. Л. Вартанова. – М., 2003. – С. 87.
  2. Николов Е. Искусство видеть мир [Текст] / Е. Николов. – М., 1971.
  3. Новикова И. А. Современное развлекательное телевещание в контексте общественных дискуссий [Текст] / И. А. Новикова // Вестник Московского унта. – Серия 10. Журналистика. – 2009. – № 4. – С. 109, 126.
  4. Савчук В. В. Медиафилософия: формирование дисциплины [Текст] / В. В. Савчук // Медиафилософия. Основные проблемы и понятия: материалы международной научной конференции «Медиа как предмет философии» 20-22 ноября 2008 года. – СПб.: ГУ, 2008.
  5. Уэбстер Ф. Теории информационного общества [Текст] / Ф. Уэбстер; пер. с англ. М. Арапова, Н. В. Малыхиной; под ред. Е. Л. Вартановой. – М., 2004. – С. 320, 321.

Интересная статья? Поделись ей с другими: