К вопросу о совершенствовании физической подготовки сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России

"Научный аспект №6-2024" - Техносфер. безопасн.

УДК 796

Аксенов Сергей Геннадьевич – доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры пожарной безопасности Уфимского университета науки и технологий.

Фахрутдинов Владимир Кадирович – студент Уфимского университета науки и технологий.

Аннотация: В профессии пожарного физическая подготовка зачастую является решающим фактором оказании помощи пострадавшим, ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций, и при выполнении других профессиональных задач. Каждый сотрудник МЧС обязан соответствовать возрастным нормам физического развития и поддерживать уровень подготовки на должном уровне. В данной статье рассматривается общие понятия физической подготовки и физического развития, их ключевые особенности предъявляемые к сотрудникам ГПС МЧС России.

Ключевые слова: тренер, тренировочный процесс, подготовка, сотрудник МЧС, спорт.

Спортивные тренировки – одна из основных составляющих совершенствование сотрудников ГПС МЧС России. Тренировки применяются с целью совершенствования их, усовершенствования существующих способностей, а также свершения наилучших итогов в спорт направленности. Процесс физических тренировок напрямую зависит от тренера. И знания наставника, его опыт и умение поднести структуру тренировки правильно, напрямую влияют на результат тренирующего.

Задачей спортивных занятий является повышение степени подготовки, наибольшее формирование, а также достижение итогов в соревнованиях между спортсменами разных уровней и классов [1]. Процедура тренировок зависит от различных параметров (пола, степени подготовленности спортсмена, индивидуальных особенностей, показаний здоровья и вида спортивной деятельности) и результат усовершенствуется с годами.

Спортивная тренировка решает такие ключевые задачи как:

  • Повышение степени развития особенностей опорно-двигательного аппарата, способности выполнять основную нагрузку в данном виде спорта.
  • Приобретение понятий и приемов в этом виде спорта.
  • Стрессоустойчивость и выносливость.
  • Получить практический опыт для достижения успешных результатов в конкретном направлении.

Определение целей и задач тренировки, учет индивидуальных особенностей каждого сотрудника. Тренер помогает сотруднику МЧС поставить перед собой реалистичные цели и разработать стратегию достижения этих целей. Организация и планирование тренировочного процесса. Инструкция разрабатывает оптимальную систему тренировок, применяя различные методы и техники, в зависимости от целей, задач и индивидуальных особенностей спортсмена. Контроль и анализ результатов тренировок. Тренер следит за прогрессом каждого спортсмена, анализирует результаты соревнований и корректирует программу тренировок, чтобы добиться наилучших результатов. Поддержка и мотивация [2]. Руководитель создает условия, которые помогают спортсмену достичь своих целей, улучшает морально-психологическое состояние спортсмена и поддерживает его в трудные моменты, мотивирует к новым достижениям. Обеспечение безопасности занятий. Тренер следит за техническим исполнением упражнений, контролирует правильность использования тренировочного оборудования и принимает меры для предотвращения травм и других неприятностей. Развитие профессиональных навыков и знаний. Тренер постоянно совершенствует свои знания и навыки, изучает новые методы и техники тренировок, обменивается опытом со своими коллегами, чтобы лучше учить и развивать своих спортсменов [3]. И к основным функциями спортивного наставника можно отнести следующее:

  • Управленческая должна иметь не только знания в области спорта, но и умение планировать, организовывать и контролировать работу не только с одним спортсменом, но и с целой командой. Также тренер должен уметь мотивировать своих подопечных, создавать условия для развития и достижения успеха. Управленческая деятельность тренера является неотъемлемой частью профессиональной деятельности в области спорта, и без нее невозможно достигнуть высоких результатов в соревнованиях. В процессе составляется план дальнейших действий, делаются замечания, корректировки и проводятся беседы со спортсменом.
  • Формирующая ориентирована на развитие не только спортивных навыков и физических качеств, но и личностных качеств спортсменов, таких как настойчивость, дисциплина, стрессоустойчивость и самоконтроль. Она также помогает развивать командный дух и способствует созданию благоприятной психологической атмосферы в коллективе. Как правило, такой подход используется в работе с молодыми спортсменами, чтобы формировать основу для дальнейшего профессионального развития.
  • Гностическая сопряженная подразумевает не только передачу знаний и умений, но и постоянное мотивирование и поддержку спортсмена в его стремлении к познанию и развитию. Вместе с тем, такой подход также помогает спортсмену в разработке своей собственной стратегии и подхода к достижению поставленных целей в спорте. Он позволяет спортсмену как можно более эффективно использовать свои знания и умения, а также усовершенствовать свои навыки, чтобы продвигаться по пути своего развития.
  • Регулирующая роль направлена на постоянное развитие и усовершенствование спортсмена, включая развитие его навыков, умений и личностных качеств. Для этого коуч может использовать психологические тренинги, техники саморазвития и другие методы.
  • Воспитательная ориентирована на получения морально-волевых навыков, сознательность. Занятия спортом должны быть систематическими, пропуск занятий приводит к регрессу. Но наставник постоянно обязан осуществлять контроль процедура возобновления организма спортсмена. Перетренированность способен обладать жуткие результаты. Если атлет необходимо проекту занятий, его итоги незамедлительно увеличиваются, то что увеличивает степень занятий. Помимо этого, присутствие верной подготовке индивид расходует менее энергии.

Обязательной составляющей преподавания считается мотивирование тренера. Наставник обязан проявлять психическое влияние в спортсмена, упражнять его в трудных либо малопонятных моментах, сохранять и оказать помощь [4]. Наставник обязан приучать спортсмену состязательный атмосфера, обнаруживать с целью него соперников, для того чтобы при нём существовало стремление улучшать собственный профессионализм.

Когда человек тренируется, то тело и организм подвержены изменению, такой процесс называется «тренировочным эффектом». Тренировочные эффекты различаются по продолжительности нагрузки и последствиям её выполнения. Типы и особенности таких эффектов представлены в таблице 1.

Таблица 1. Виды и описания тренировочного эффекта.

Тип эффекта

Определение

Примеры

Острый

Изменения в состоянии организма, происходящие во время выполнения упражнения

Увеличение ЧСС; накопление лактата крови; снижение мощности выполнения упражнения из-за утомления и т.д.

Непосредственный

Изменения в состоянии организма, вызванные отдельной тренировкой или/и отдельным тренировочным днём

Увеличение ЧСС в покое, уровня мочевины и/или креатинфосфокиназы в крови; изменение силы кисти, высоты прыжка вверх и т.д.

Кумулятивный

Изменения в состоянии организма и уровне развития двигательных/ технических способностей, вызванные серией тренировочных воздействий

Увеличение максимального потребления кислорода и/или анаэробного порога; прирост силы, выносливости и т.д.; улучшения в выполнении соревновательного упражнения

Отставленный

Изменения в состоянии организма и уровне развития двигательных/ технических способностей, полученные через определённый интервал времени после выполнения специальной тренировочной программы

Прирост взрывной силы через две недели после завершения высококонцентрированной силовой тренировочной программы

Остаточный

Сохранение изменений в состоянии организма и развитии двигательных способностей через определённый период времени после прекращения тренировочного воздействия

Сохранение увеличенного уровня максимальной силы спустя месяц после завершения специализированной тренировочной программы

Спортивная организация – многосторонняя процедура, только лишь систематический аспект дает возможность спортсмену достигнуть тончайших итогов. Равно как в случае вместе с учебным результатом, способы преподавания возможно разбить в 3 вида: зрительные, словесные и фактические. Данные способы применяются в разных композициях, все без исключения находится в зависимости с определенными обстоятельствами, а также установленных задачах преподавания [5].

Главной проблемой наставника считается разделение физической активности по всему телу спортсмена. Нагрузка должна быть сбалансированной, по мере развития программы в определенном направлении нагрузка должна постепенно увеличиваться. Правильное распределение пиковых нагрузок становится эффективным методом воздействия на организм спортсмена. На расширенном этапе тренировки рост нагрузки должен быть в основном волнообразным или постепенным, чтобы обеспечить более высокую эффективность тренировок. По истечении этого периода необходимо снизить нагрузку, а затем постепенно увеличивать ее до более высокого уровня по сравнению с предыдущими пиками [5].

Таким образом, основная задача на развития степени подготовки и усовершенствовании навыков сотрудников МЧС ложиться на плечи тренера. Он отвечает не только за результаты в спорте, но и формирование личностных качеств в человеке, его выносливость и характер. Верно выявленный образ взаимодействия, формирует настрой в коллективе, в свою очередь, повышая результативность тренировок и воспитательную деятельность.

Список литературы

  1. Аксенов, С. Г. Пожарно-прикладной спорт в Российской Федерации / С. Г. Аксенов, И. А. Вильданов, Ф. К. Синагатуллин // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма : материалы ХVII Международной научно-практической конференции, Уфа, 25–26 мая 2023 года. – Уфа: ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий», 2023. – С. 158-161.
  2. Аксенов, С. Г. Влияние физической культуры на подготовку пожарных / С. Г. Аксенов, А. А. Камалов // Научный аспект. – 2024. – Т. 33, № 3. – С. 4244-4248.
  3. Фаритова, Л. Р. Психологическая подготовка пожарных и спасателей в условиях чрезвычайных ситуаций / Л. Р. Фаритова, С. Г. Аксенов, И. Н. Губайдуллина // Естественные науки и пожаробезопасность: проблемы и перспективы исследований : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 21 марта 2024 года. – Иваново: Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы МЧС РФ, 2024. – С. 489-494.
  4. Аксенов, С. Г. Влияние цифровых технологий в физической культуре и спорте на развитие МЧС / С. Г. Аксенов, А. С. Ишмеева, Х. Ф. Якупов // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма : материалы ХVII Международной научно-практической конференции, Уфа, 25–26 мая 2023 года. – Уфа: ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий», 2023. – С. 342-346.
  5. Губайдуллина, И. Н. Профессиональная подготовка руководителей МЧС / И. Н. Губайдуллина, С. Г. Аксенов, К. П. Прусакова // Актуальные проблемы природопользования и природообустройства : Сборник статей VI Международной научно-практической конференции, Пенза, 24–25 ноября 2024 года. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2023. – С. 77-80.
Автор: Аксенов Сергей Геннадьевич