Эффективность предотвращения лесных пожаров (на примере чрезвычайных ситуаций в Западной Сибири)

"Научный аспект №6-2024" - Техносфер. безопасн.

УДК 526.3

Исмагилова София Миннахматовна – студент Уфимского государственного нефтяного технического университета.

Исмагилов Миннахмат Иригович – доцент кафедры промышленной безопасности и охраны труда Уфимского государственного нефтяного технического университета.

Аннотация: Важную роль в деятельности органов государственного управления Российской Федерации занимает сфера предотвращения чрезвычайных ситуаций. В настоящее время на территории РФ действует большое количество служб, которые призваны обеспечить безопасность населения, поэтому необходимо постоянно повышать их качество, чтобы избежать серьезных последствий. На сегодняшний день лесные пожары остаются ключевой проблемой летнего периода как в масштабах региона, так и целого государства. В статье показаны особенности взаимодействия федеральных и региональных органов государственного управления в условиях чрезвычайных ситуаций (на примере лесных пожаров в Западной Сибири).

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, пожар, безопасность населения, органы государственного управления.

Для минимизации различных природных и техногенных катастроф необходимо четкое и скоординированное взаимодействие федеральных и региональных органов государственного управления. В условиях чрезвычайной ситуации (далее ЧС) данное взаимодействие является критически важным для координации действий и эффективного управления в кризисной ситуации. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий координацию действий в области защиты населения от ЧС является Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [1]. Все полномочия федеральных и региональных органов власти закреплены в Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Так, федеральные органы власти должны эффективно координировать действия всех уровней власти и обеспечить оперативное реагирование на ЧС. В их обязанности входит: создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального характера; обеспечение мониторинга и оперативного анализа ситуации, координация работ по ликвидации последствий ЧС; обеспечение безопасности населения и предоставление необходимой помощи пострадавшим. Федеральные органы должны также информировать население о ходе событий и рекомендациях по действиям в условиях ЧС и выполнять другие важные для государства функции.

В свою очередь региональные органы власти должны активно сотрудничать с федеральными структурами для эффективной реакции на ЧС. Они должны организовать оперативный отклик на происшествия, обеспечить координацию действий всех служб и организаций в регионе. Региональные органы должны оказывать помощь пострадавшим, обеспечивать безопасность населения, проводить эвакуацию при необходимости и предоставлять информацию о ЧС и другие обязанности. Однако данный функционал в ряде случае выполняется не в полном объеме. Показательным примером тому, являются лесные пожары в Сибири в 2019 году.

На сегодняшний день лесные пожары остаются ключевой проблемой летнего периода как в масштабах региона, так и целого государства. Ежегодно многие субъекты Российской Федерации (далее РФ) сталкиваются с данным видом экологической катастрофы. Власти РФ и регионов направляют все необходимые средства на предотвращение и устранение столь сложного вида пожаров, но к сожалению, не все органы власти стремятся сохранить богатое достояние нашей страны.

В данной статье будет рассмотрен случай экологической катастрофы в РФ – Лесные пожары в Сибири 2019 года, где на региональную власть были наложены санкции вследствие незаконной деятельности [2, 3].

Лето 2019 года стало временем, когда обширные территории Сибири были охвачены масштабными лесными пожарами, приведшими к серьезной экологической катастрофе. Эта кризисная ситуация поставила перед органами федеральной и региональной власти сложные задачи в области предотвращения катастрофических последствий и недопущения дальнейшего распространения пожаров. Огромные масштабы пожаров сделали их трудно контролируемыми. Огонь охватил миллионы гектаров лесных угодий, а густой дым распространялся на сотни километров. Распространение огня привело к сильному загрязнению воздуха большим количеством токсичных веществ, таких как угарный газ и пыль, что привело к снижению качества воздуха и угрозе здоровью населения. Кроме того, пожары уничтожили огромные лесные массивы, вызвав утрату биоразнообразия и потерю мест обитания для редких и угрожаемых видов, некоторые из которых были занесены в Красную книгу. Примерно один процент площади лесного фонда страны был поражен огнем, что потребует от 60 до 100 лет для восстановления лесных насаждений. В декабре 2019 года экономический ущерб от годовых лесных пожаров был оценен в 14-15 миллиардов рублей. Было выброшено более 200 миллионов тонн углекислого газа и сажи, что загрязнило воздух и может потенциально повлиять на изменение климата [4-6].

Федеральная власть приняла ряд мер для предотвращения распространения огня и оказания помощи пострадавшим. В этом процессе были задействованы вертолеты и самолеты, оборудованные системами для тушения пожаров. Эти воздушные средства позволили организовать эффективную эвакуацию пострадавших, перевозку спасательных бригад и оборудования в зоны бедствия. Дополнительные сотрудники МЧС и армейские подразделения также были направлены в регион для помощи в борьбе с огнем.

Однако в ходе многочисленных проверок Министерством природных ресурсов по поводу причин столь долгого тушения пожара, выяснилось, что чиновникам региона было выгодно оттягивать его ликвидацию, поскольку это могло скрыть незаконную вырубку деревьев [7, 8].

Региональные власти приступили к тушению только после того, как основная часть леса полностью сгорела, вследствие чего было невозможно установить реальные цифры площади возгорания. Информация о состоянии пожара была скрыта от официальных источников, поэтому вышестоящие органы власти не могли оценить масштабы возгорания и направить туда необходимую помощь.

В результате многочисленных проверок, было заведено 15 уголовных дел в отношении халатности к экологической катастрофе. Так, Министр природных ресурсов РФ, Дмитрий Кобылкин, предложил идею о том, что предприятия должны не только нести ответственность за восстановление лесов после вырубки, но также защищать лесной комплекс от пожаров [9, 10].

Таким образом, лесные пожары в Сибири 2019 года стали серьезным испытанием для России и ее органов власти. Это стало мощным импульсом для разработки и внедрения определенных мероприятий по предотвращению халатности со стороны региональных органов власти. Так, были введены: регулярные проверки готовности к реагированию на ЧС и анализ результатов этих проверок; обучение сотрудников навыкам управления кризисными ситуациями и коммуникации с населением в условиях ЧС; установление четких процедур и инструкций по действиям в случае ЧС, а также тренировки персонала на их основе и др. мероприятия.

Список литературы

  1. Абдрахманов Н. Х., Киреев И. Р., Еникеева Т. М., Барахнина В. Б. Основы токсикологии для специалистов нефтегазового производства. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2018. – 130 с.
  2. Абдрахманов Н.Х., Барахнина В.Б., Шарафиев Р.А. и др. Техносферная безопасность на предприятиях нефтегазовой отрасли. Учеб. пособие под общей ред. Р.Г. Шарафиева /Н.Х. Абдрахманов и др. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2020. – 304 с.
  3. Барахнина В. Б. Роль сайта вуза в привлечении профессионально ориентированных абитуриентов / В. Б. Барахнина, Р. В. Габдулхакова, Т. И. Габбасов // Учебный процесс в вузе в современных условиях : материалы II научно-методической конференции «Перспективы внедрения инновационных технологий в учебный процесс», Уфа, 24 октября 2013 года. – Уфа: Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2013. – С. 53-55.
  4. Барахнина В.Б., Мендигалиева Р.М. Оценка рисков в системе управления охраной труда. Тез. докл. II Международной конференции с элементами научной школы для молодежи «Экологические проблемы нефтедобычи», – Уфа: Нефтегазовое дело, 2012. – С. 123-125.
  5. Бахтизин Р.Н., Радионова С.Г., Лисин Ю.В. и др. Энциклопедия безопасности жизнедеятельности. Учеб. пособие / Р.Г. Шарафиев, В.Б. Барахнина, И.Р. Киреев, В.В. Ерофеев. – М.: Недра, 2016. – 719 с.
  6. Гарипов Р. Ф. Анализ рисков на основе результатов оценки культуры безопасности / Р. Ф. Гарипов, Г. М. Шарафутдинова, В. Б. Барахнина // Безопасность труда в промышленности. – 2019. – № 9. – С. 82-88.
  7. Жегневская Л.В., Барахнина В.Б. Изучение биодеградации углеводородов нефт. В книге: Материалы XXXXVII-й научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Уфимский государственный нефтяной технический университет. 1996. – С. 124.
  8. Федосов А.В., Барахнина В.Б. Управление рисками, системный анализ и моделирование. Учебно-методическое пособие для проведения практических работ по дисциплине «Управление рисками, системный анализ и моделирование». – Уфа: УГНТУ. 2016. – С. 48 с.
  9. Шарафиев Р.Г., Ерофеев В.В., Абдрахимов Ю.Р. и др. Геоэкология и безопасность в техносфере. Учебное пособие/под. ред. Р.Г. Шарафиева и В.В. Ерофеева. Челябинск, Уфа: ЦНТИ, 2010. – 348 с.
  10. Янтирякова А.Р., Барахнина В.Б., Сайфуллина А.Ш. Анализ возможных сценариев возникновения и развития аварий на морских участках нефтепроводов. В сборнике: Трубопроводный транспорт - 2016. Материалы XI Международной учебно-научно-практической конференции. 2016. – С. 329-331.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Исмагилова София Миннахматовна