Правовая культура молодежи российской федерации в условиях нарастающей социальной напряженности

"Научный аспект №6-2024" - Социология

УДК 316.754.4

Добродомов Ростислав Евгеньевич – бакалавр Белгородского государственного научно-исследовательского университета

Научный руководитель Лебедев Сергей Дмитриевич – кандидат социологических наук, доцент Белгородского государственного научно-исследовательского университета

Аннотация: Статья посвящена актуальной теме исследования правовой культуры молодежи Российской Федерации в контексте усиливающейся социальной напряженности в современном российском обществе. Исследование основывается на анализе комплекса факторов, влияющих на формирование правовой сознательности среди молодого поколения. В статье проводится анализ текущего состояния правовой культуры молодежи, опираясь на данные, полученные в результате социологического исследования, что позволяет оценить уровень осведомленности молодого поколения о своих правах и обязанностях, а также их отношение к закону и правопорядку в целом. В статье представлен анализ данных социологического исследования уровня правовой культуры молодежи Белгородской области.

 Ключевые слова: правовая культура, молодежь, социальная напряженность, социологическое исследование.

Сегодня в обществе отмечается нарастание неопределенности, которая проявляется на индивидуальном уровне через разложение системы ценностей и мотивации, а также через преобладание спонтанных моделей поведения. В таких условиях социальное взаимодействие всё больше начинает опираться на неофициальные правила, минуя законодательные основы. Существует риск, что политические и юридические структуры могут оказаться оторванными от повседневной жизни людей, что зачастую приводит к росту нелегальных действий. В результате этого происходят изменения в системе ценностей и общественных взглядах, при этом сообщество начинает мириться с нарушениями не только законов, но и универсальных моральных стандартов. В связи с этим, одной из ключевых задач общества является развитие правовой культуры среди молодежи, чтобы способствовать ее более сознательному отношению к реализации собственных прав и соблюдению установленных общественных ограничений. Под правовой культурой понимается комплекс знаний, ценностей и отношений, касающихся прав и их применения в рамках правовой системы. Этот комплекс охватывает правовое сознание и поведение, играя важную роль в формировании разнообразного правосознания у молодежи и выступая индикатором его развития.

Необходимо определить ключевое понятие, которое играет наиважнейшую роль в данной работе. Под правовой культурой понимается многоуровневая структура, объединяющая систему ценностей, нормативные принципы, убеждения, навыки и устоявшиеся модели поведения, а также традиции в области права, характерные для членов определенной общины, включая государственные, религиозные или этнические группы, которая служит основой для регулирования социального взаимодействия и активности членов той или иной группы. В пределах одной страны могут сосуществовать несколько разнообразных правовых культур, что особенно заметно в контексте государств с многонациональным и мультиконфессиональным составом населения. Примером такого разнообразия служит Российская Федерация, где наряду с государствообразующей русской культурой присутствуют мусульманская и другие религиозные и этнические правовые традиции. Ключевым моментом является понимание правовой культуры как свойственной и обществу в целом, и уникальной системе правовых представлений и практик каждого индивида.

Как следствие, под правовой культурой подразумевается достаточно гармоничный и цельный образ мышления, складывающийся под влиянием мировоззрения тех, кто является носителем этой культуры. Это включает в себя восприятие ими повседневной социальной реальности, важность признания принципов долга и ответственности в регулировании общественных практик, а также систему социальных ценностей, в которой правовые идеи занимают определенное место.

В целях более подробного анализа проблемы было проведено социологическое исследование молодежи Белгородской области. Одним из методов сбора первичной информации стал массовый опрос. Общее количество опрошенных составило 500 человек в возрасте от 14 до 35 лет. Далее будут рассмотрены результаты, полученные в ходе массового опроса населения Белгородской области.

Целью первого вопроса – «Как Вы оцениваете свой уровень правовой культуры?» – было выяснить самооценку уровня правовой культуры молодых людей. Результаты ответов распределились следующим образом: ровно половина опрошенных классифицировали свою правовую культуру как «среднюю». Примерно пятая часть участников опроса, а именно 18,9%, поставили себе оценку «выше среднего», в то время как 9,6% и 10,5% участников сочли свою правовую культуру «скорее низкой» и «высокой» соответственно. Немногим более 8% респондентов решили, что их уровень правовых знаний заслуживает оценки "низкий". Таким образом, 17,6% респондентов оценивают свой уровень правовой культуры негативно (ответы «низкий» и «скорее низкий»), 29,4% – оценивают его положительно. Из этого мы видим, что опрошенные склонны избегать экстремальных оценок при оценке уровня своей правовой культуры.

Следующий полученный результат связан с вопросом о том, приходилось ли сталкиваться респондентам с ситуациями нехватки своей правовой культуры. Ответы распределились следующим образом: 15,6% и 39,5% (вместе 55,1%, абсолютное большинство) респондентов так или иначе сталкивались с ситуацией нехватки своей правовой культуры. 32,6% респондентов и 9% респондентов отметили «скорее нет» и «нет» соответственно. Заметно, что значительное число респондентов неуверенно ощущает себя в правовых вопросах.

Следующий вопрос выявляет важность правовой культуры для современной молодежи Белгородской области. Ответы на этот вопрос распределены следующим образом: 63,3% респондентов отмечают, что правовая культура для них «скорее важна», 20,8% респондентов отметили вариант «скорее неважна». 10,5% и 3,3% респондентов отметили, что правовая культура для них «очень важна» и «очень неважна», соответственно. Здесь мы видим, что подавляющее большинство (73,8%) молодежи Белгородской области отмечает важность для себя правовой культуры. Жизнь в правовом государстве сама по себе предполагает соблюдение норм права, более того, в жизни каждого человека необходимо иметь дело с большим количеством различной документации, и навыки применения правовых знаний являются важными – это и подчеркнули респонденты в ответе на заданный вопрос.

Далее мы решили выяснить, кто из «значимых других» оказывает наибольшее влияние и является авторитетом для респондентов в вопросах, касающихся правовой области, а также кто оказал наибольшее влияние на формирование правовой культуры респондентов. В обоих вопросах было предложено несколько вариантов ответа. На вопрос: «Что или кто наиболее повлиял на Вашу правовую культуру?» ответы распределены следующим образом: 69,3% респондентов отметили, что наибольшее влияние на них в этом отношении оказали родители; 38,8% и 37,4% отметили также влияние на свою правовую культуру образовательных учреждений и своего ближайшего окружения. 26,5% и 20,4% отметили важность влияния норм и традиций общества и сетевых ресурсов (интернета), соответственно. Эти агенты являются основными объективными факторами развития правовой культуры, в частности, и в целом процесса социализации.

Следующий вопрос связан с оценкой молодежью Белгородской области влияния государственной политики Российской Федерации на правовую культуру (вопрос: «Как, по Вашему мнению, влияет государственная политика Российской Федерации на уровень правовой культуры современной российской молодежи?»).

В данном вопросе мы видим, что значительная часть респондентов (30,8%) считают, что государство не влияет на изменение правовой культуры в обе стороны (не способствует ни развитию, ни снижению). 38,9% респондентов считает, что государство предпринимает меры, которые в свою очередь ведут к скорее положительному росту уровня правовой культуры у молодежи. 14,7% респондентов отмечают, что государственная политика ведет к улучшению уровня правовой культуры молодежи. 10,5% респондентов считают, что государственная политика скорее препятствует росту правовой культуры. В данном случае мы видим, что респонденты в целом не уверены в том, что действия государства значительно влияют на изменения в правовой культуре молодежи.

Таким образом, теоретический и эмпирический анализ исследуемой проблемы по представленным данным позволяет прийти к следующим предварительным выводам:

  1. Опрос показал, что среди молодежи региона присутствует разнообразие в самооценке уровня правовой культуры, при этом наиболее часто встречается классификация собственного уровня правовой культуры как «среднего», на что указывают половина опрошенных.
  2. Существует проблема отсутствия четкого понимания правовых норм и правил поведения в обществе среди молодых людей, многие из которых испытывают неуверенность в правовых вопросах.
  3. Важность обладания правовыми навыками и знаниями в современном общественном контексте осознается многими респондентами, что подтверждает необходимость акцентирования внимания на улучшении образовательных программ и инициатив в области правового воспитания и обучения молодежи региона.
  4. Развитие правовой культуры индивида является результатом комплексного взаимодействия семьи, образовательной системы, социального окружения, а также общественных норм и доступности информации. Это подчеркивает многогранность и сложность процесса социализации, в рамках которого происходит становление правовой культуры человека.
  5. Региональная молодежь воспринимает государственную политику неоднозначно, а ее взгляды варьируются от нейтральных до умеренно позитивных или негативных, что требует глубокого анализа и конкретных действий со стороны государства для повышения правовой культуры на региональном и республиканском уровнях.

Итак, результаты исследования отражают актуальность развития и укрепления правовой культуры среди региональной молодежи, как средства повышения гражданского правосознания, уверенности в своих правах и обязанностях, а также осознания важности поддержания социальных норм и законности.

Список литературы

  1. Керимов А. А. Проблемы правовой культуры в современной России // Социокультурные практики: динамика и эволюция. 2022. С. 98.
  2. Демидова И. А. Определение правовой культуры в теории права // Теория государства и права. 2017. С. 28.
  3. Малахов В. П. Многообразие методологий современной теории государства и права: культурологическая методология // История государства и права. 2009. С. 44.
  4. Подольский В. В. Методологические подходы к изучению правовой культуры российского общества // Вестник – АГУ. 2018. С. 120.
  5. Зубок Ю. А. Изменяющаяся социальная реальность: рефлексия теоретических и эмпирических аспектов социологического исследования молодежи // Научный результат. Социология и управление. 2022. № 3. С. 10-30.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Добродомов Ростислав Евгеньевич