Общественные объединения в системе государственной политики в интересах детей и молодёжи
"Научный аспект №6-2024" - Социология
УДК 323.2
Янчук Екатерина Николаевна – студент Дальневосточного федерального университета.
Боровкова Тамара Ивановна – кандидат педагогических наук, доцент Дальневосточного федерального университета
Аннотация: В данной статье исследуется роль и место детских и молодежных общественных организаций в деятельности государства, рассматриваются главные цели общественных объединений.
Ключевые слова: общественные организации, молодежные и детские общественные организации, правовое государство, гражданское общество, роль общественных организаций.
Общественные организации участвуют в формировании политики государства во многих областях его деятельности. Они служат для выражения интересов различных слоев населения и обеспечения их участия в принятии государственных решений. Вследствие этого, общественные организации являются значимой частью гражданского общества.
Общественные организации - это добровольные объединения граждан, объединённых для решения различных задач общества, а также для защиты интересов лиц, входящих в состав такого объединения [5].
Главные цели любого общественного объединения включают защиту прав и интересов членов объединения, участие в разработке и осуществлении государственной политики, развитие гражданского общества и, как результат, укрепление демократических основ государства.
Стоит отметить, что построение правового государства невозможно без налаживания эффективного взаимодействия между государством и гражданским обществом. Основой для такого взаимодействия должно стать уважение государством потребностей и интересов гражданского общества и законодательная поддержка его основных принципов. Со стороны гражданского общества, в свою очередь, должно присутствовать осознание необходимости содействия реализации государственных функций и обеспечения надлежащего общественного контроля.
Для России общественные объединения имеют важное значение. Они участвуют в процессе построения демократии и развития гражданского общества [7]. Также они обладают способностью оказывать влияние на политику государства в различных сферах.
Взаимодействие общественных организаций и государства осуществляется в следующих формах [4]:
- Консультативное взаимодействие;
- Содействие в принятии государственных решений;
- Партнёрство и сотрудничество;
- Финансирование;
- Информационное обеспечение.
Взаимодействие государства и общественных организаций предполагает возможность обращения органов государственной власти к общественным организациям за получением конкретных консультаций по определенным вопросам. В свою очередь, общественные организации имеют возможность представлять свои рекомендации и предложения органам государственной власти, связанные с государственными программами, проектами и законодательной базой.
Участие в принятии государственных решений выражается в возможности органов государственной власти привлекать представителей общественных объединений к участию в разнообразных комиссиях и рабочих группах по направлениям своей деятельности [5]. Такой подход позволит охватить более широкий круг граждан, тем самым учесть интересы и мнения различных групп населения.
Установление партнерских отношений между государством и общественными организациями подразумевает сотрудничество этих двух сторон в решении общих задач и вопросов. Такое сотрудничество может проявляться в виде реализации совместных проектов, программ и проведения совместных мероприятий.
Финансовая поддержка общественных организаций направлена на реализацию социально-значимых для общества проектов и программ. Она может осуществляться в таких формах, как выделение грантов, заключение государственных контрактов на выполнение государственных программ, предоставление льгот по налоговым отчислениям и иным сборам, целевое финансирование.
На сегодняшний день наиболее часто используемым видом государственной поддержки общественных организаций является целевое финансирование[5]. Оно работает по следующей схеме: общественные организации представляют свои проекты на рассмотрение органов государственной власти с просьбой о поддержке их реализации. Затем государственные органы рассматривают представленные проекты, оценивают степень их необходимости и важности и, исходя из этой оценки, принимают решение о предоставлении гранта.
Информационное обеспечение подразумевает доступность для государственных органов и общественных организаций разного рода информации. Информационный обмен между этими субъектами необходим, поскольку каждое отдельное общественное объединение специализируется на определенном вопросе или области и обладает наиболее полной и точной информацией по ним, а также имеет определенный опыт выполнения своих функций в определенной сфере, то обладает наиболее достоверной информацией и может предоставить более точные данные или рекомендации [7]. Государственные органы, в свою очередь, обеспечивая доступ общественности к своей информации, непосредственно информируют население о результатах своей работы.
Таким образом, взаимодействие органов государственного управления с общественными организациями позволяет государству:
- учесть в своей деятельности интересы и мнения больших групп населения;
- более качественно проработать тот или иной вопрос и принять наиболее эффективное решение;
- повысить открытость и прозрачность работы органов государственной власти.
В Российской Федерации сегодня существует множество механизмов доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Эти способы закреплены в Федеральном законе от 09.02.2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Рассматривая детские и молодёжные движения, то можно сказать следующее. В Российской Федерации такие движения появились еще в начале XX века. Однако после распада СССР их число значительно сократилось. Но с начала 2000-х годов государство и различные общественные объединения вновь направили фокус своего внимания на молодое поколение.
На сегодняшний день в России молодому поколению, а также развитию молодёжных и детских движений уделяется огромное внимание. Общественные объединения молодежи и детей имеют разнообразные формы, структуры и направления деятельности.
В зависимости от территориальной принадлежности выделяют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.
По организационно-правовой форме выделяют общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения. Применительно к молодежным и детским объединениям популярными организационно-правовыми формами являются общественные организации и общественные движения [7].
По направлениям деятельности общественные объединения бывают[7]:
- Направленные на гражданское и патриотическое воспитание;
- Направленные на воспитание нравственности и духовности;
- Направленные на интеллектуальное развитие;
- Направленные на физическую культуру и спорт;
- Направленные на экологическое воспитание.
Законодательную составляющую деятельности молодежных и детских общественных объединений составляют следующие документы:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 28.06.1995 г. №98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
- Федеральный закон от 19.05.1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Государство со своей стороны бдит за соблюдением прав и законных интересов молодежных и детских объединений, выступает гарантом должных условий для выполнения ими своих задач, строго контролирует соблюдение действующего законодательства.
Молодежные и детские общественные организации играют важную роль в жизни страны, так как именно данные возрастные группы представляют будущее нашего государства. Именно они впоследствии станут основным источником изменений во всех областях жизни общества.
На сегодняшний день цель деятельности детских и молодежных общественных объединений состоит, прежде всего, в воспитании достойного поколения для своей страны, путем разностороннего развития личности, включенности ее в жизнь государства и приобщения к основным социокультурным ценностям [6].
В заключении стоит отметить, детские и молодежные общественные объединения важны для государства, так как они выступают неким своеобразным мостом, связывающим подрастающее поколение и государство. Эффективность работы таких организаций зависит от ряда условий, напрямую связанных с их сферой деятельности. Вот поэтому необходимо уделять им должное внимание, так как формирование достойного поколения для страны в будущем принесет ей успешное развитие и процветание на долгие годы.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации.
- Федеральный закон от 19.05.1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях».
- Федеральный закон от 28.06.1995 г. №98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».
- Агишев Р.А. Формы и способы взаимодействия общественных объединений с органами государственной власти по защите прав граждан / Р.А. Агишев - Вестник российского университета кооперации, 2020. - №4 - 86-91 с.
- Гюлджян А.Г. Роль общественных организаций в реализации социальных прав граждан / А.Г. Гюлджян - Молодой ученый, 2019. - №52 - 228-229 с.
- Пашнов Э.Л. Патриотическое воспитание как приоритетное направление государственной молодежной политики / Э.Л. Пашнов, Б.Н. Бюричева - Элиста, 2023. - 148-151 с.
- Рейнгард О.В. Детские и молодежные общественные объединения: Методические рекомендации / О.В. Рейнгард. - Южно-Сахалинск, ИРОСО, 2019. - 84 с.