Особенности когнитивно-поведенческой терапии в работе с участниками боевых действий в современное время
"Научный аспект №6-2024" - Психология
УДК 159.99; 331.442
Ананьева Жанна Николаевна – студент Института подготовки государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России.
Ананьев Олег Геннадьевич – старший преподаватель кафедры социальной психологии, социальной работы и пробации Академии ФСИН России.
Аннотация: в данной статье проводится исследование когнитивно-поведенческой терапии в работе с бывшими и действующими участниками боевых действий (СВО). Сначала рассматривается значение данного направления в работе психолога, после чего раскрываются его особенности. Предлагается изучение спектра его применения, а затем раскрывается перечень методов и техник когнитивно-поведенческой терапии в работе с участниками боевых действий (СВО) с подробным описанием направленности работы для повышения эффективности психологического воздействия на личность с целью коррекционных действий.
Ключевые слова: выживаемость, когнитивно-поведенческая терапия, личность, методы, обстановка, поведение, причина, психика, раздражитель внешней среды, техники, участник боевых действий, функция.
Психическое здоровье лиц, участвующих в военных конфликтах всегда имеет огромное значение для государства. Военная элита гражданского общества составляет основу не только безопасности страны, но и менталитета, принятого в ней. Поэтому правильная постановка работы с данной категорией граждан имеет первостепенное значение.
В работе с бывшими и действующими участниками боевых действий необходимо правильно провести психодиагностику с подробным выявлением нынешнего состояния, причины таких изменений и связи между этими компонентами. Стоит учитывать, что на бессознательном уровне личность будет пытаться скрыть возникшую проблему от других людей, чтобы «не выделяться» в социуме. Также станет стараться самостоятельно разрешить данные трудности для продолжения собственного существования - нахождения в зоне комфорта для сбалансирование энергетических затрат при сопротивлении раздражителям внешней среды [1]. Поэтому могут происходить искажения когнитивных, эмоциональных процессов, изменение психических свойств из-за воздействия травматических факторов. К сожалению, личности также будут свойственны определенные реакции и соответствующие действия на триггеры, напоминающие раннее дискомфортную обстановку. При этом уже установлены конкретные убеждения о каких-либо процессах и явлениях, функцией которых является повышение выживаемости организма. Именно поэтому можно использовать коррекционное воздействие на убеждения с целью изменения и «выравнивания» понимания безопасности, общества, и коммуникативных навыков, психических процессов и состояний.
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) представляет собой форму психотерапии, которая фокусируется на изменении негативных мыслей, убеждений и поведенческих паттернов для улучшения психического здоровья, и решения возникающих проблем. Данное направление в терапии позволяет выявлять и работать непосредственно с когнициями или же автоматическими мыслями, появляющимися спонтанно в виде реакции на какой-то раздражающий фактор внешней среды. Эти когниции искажены в результате попытки сохранения целостности структур личности и ее дальнейшего функционирования, посредством объяснения какого-то события. Работа с ними позволит не только клиенту раскрыть причину появления негативных или позитивных когниций в зависимости от определенных ситуаций, но и изменить подход к их восприятию в более рациональном ключе.
Существуют некоторые особенности использования когнитивно-поведенческой терапии, к которым можно отнести:
- Фокус на мыслях, убеждениях и поведении. КПТ сосредотачивается на том, как мысли, убеждения и поведение взаимодействуют между собой. Психотерапевт помогает клиенту идентифицировать негативные или деструктивные мысли и убеждения, которые могут способствовать проблемам, а затем работает над изменением этих паттернов.
- Фокус на конкретных проблемах. Терапия ориентируется на конкретные проблемы и симптомы, а не на прошлое или детальный анализ личности. Когнитивно-поведенческая терапия фокусируется на том, как текущие мысли и поведение влияют на эмоциональное состояние клиента.
- Целеориентированность. Ориентированность приходится на достижение конкретных целей, таких как преодоление депрессии, справление с тревожностью, управление гневом или развитие навыков решения проблем.
- Активное вовлечение клиента. В процессе когнитивно-поведенческой терапии клиент активно участвует в процессе воздействия, проводя домашние задания, отслеживая свои мысли и поведение, и применяя новые навыки в повседневной жизни.
- Изменение паттернов мышления и поведения. Целью КПТ является изменение негативных или деструктивных паттернов мышления и поведения через различные методы, такие как переоценка мыслей, разработка новых убеждений, обучение релаксации и навыков управления стрессом.
- Ограниченное число сессий. В некоторых случаях КПТ может быть структурированной и ограниченной по количеству сессий, что делает ее более ориентированной на достижение быстрых результатов в сравнении с другими формами психотерапии.
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) имеет широкий спектр применения, включая работу с участниками боевых действий в современное время, к которым можно отнести:
- Травматические события. Участники боевых действий часто сталкиваются с травматическими событиями, которые могут привести к повышенной тревожности, депрессивному состоянию, посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР) и другому. Возникающие паттерны будут стимулировать личность на действия для сохранения жизни. К примеру, человек много раз сталкивался со снайперами в высоких зданиях, часто его жизнь находилась под угрозой. Когниция будет сформирована, в виде: «В окнах может быть снайпер. Я в опасности». Раскрывается в социуме, как повышенное внимание к изучению окон в домах, повышенная тревожность, заострение реакций, попытки быстрее уйти с данного пространства, что свидетельствует о наличии ПТСР. Невозможность удовлетворить потребность в подобной защите способно привезти к неадекватному поведению, поскольку уже была выработан паттерн поведения в горячих точках. КПТ помогает справиться с травмами, обработать эмоции и мысли, связанные с прошлыми событиями, и развить стратегии управления стрессом.
- Проблемы адаптации. Многие участники боевых действий сталкиваются с трудностями в адаптации к мирной жизни после возвращения из зоны конфликта. КПТ может помочь им развить навыки адаптации, решения проблем, улучшения отношений и повышения самоэффективности [2].
- Гнев и агрессия. Участники боевых действий могут испытывать интенсивные чувства гнева и агрессии из-за прошлых опытов или травм. КПТ может помочь им разобраться в этих эмоциях, научить управлять ими и находить конструктивные способы выражения чувств.
- Проблемы со сном. Многие участники боевых действий сталкиваются с проблемами со сном из-за стресса, тревоги или кошмаров. КПТ может предложить стратегии для улучшения сна и справления с бессонницей.
- Девиантное (делинквентное, аддиктивное, суицидальное) поведение. Некоторые участники боевых действий могут обращаться к вредным привычкам или саморазрушительному поведению в попытке справиться со своими эмоциями (заглушить их). Постоянно личность сталкивается с событиями, явлениями, объектами, которые представляются в роли триггера, стимулируя на неадекватное поведение. В результате личность выбирает доступный и подходящий для себя способ сбалансирования психического состояния. КПТ может помочь им развить здоровые стратегии регуляции эмоций и отказаться от вредных привычек, т. е. поиск причины, ее устранение, проработка следствия (выбранного паттерна), зачастую заменяя на социально приемлемый.
- Развитие посттравматического роста. Несмотря на травматические события, многие участники боевых действий могут пережить посттравматический рост и личностное развитие. КПТ может помочь им найти новый смысл после травмы, развивать личностные качества и укреплять психологическую стойкость.
Все предложенные психологические проблемы также характерны для участников боевых действий, так как в экстремальных условиях личность не может полноценно функционировать из-за истощения ресурсов, невозможности их своевременного восполнения и наличия постоянной угрозы собственной безопасности. Именно поэтому и происходит искажение восприятия и создание иррациональных когниций, целью которых повышение выживаемости.
Использование когнитивно-поведенческой терапии в работе с участниками боевых действий включает адаптацию терапевтических методов к особенностям и потребностям этой группы людей, чтобы помочь им эффективно справляться с последствиями военных конфликтов и развивать психологическую устойчивость.
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) включает в себя различные техники, направленные на изменение мыслей, эмоций и поведения. Вот несколько основных методов КПТ и особенности их использования:
- Когнитивная переструктуризация. Направлена на изменение негативных мыслей и убеждений. Клиент учится распознавать и переоценивать свои мысли, выявлять и исправлять искажения мышления (например, черно-белое мышление, фильтрация и др.), а также разрабатывать более здоровые и рациональные способы мышления.
- Экспозиция. Используется для преодоления страхов и тревожности путем постепенного и контролируемого воздействия на стимулы, вызывающие беспокойство. Экспозиция может быть применена как воображаемая (визуализация), так и реальная (непосредственное столкновение с фобическим объектом или ситуацией). Обращается внимание на то, что происходит, в отличии от бихевиоризма, осознанное погружение в стрессовое событие. Предоставляется поддержка специалистом в самостоятельном анализе и оценке клиентом проблемы, причиной иррациональной реакции. Происходит здесь проработка когниций, постепенно заменяя их на более рациональные и устойчивые с предоставлением дальнейшего обучения самостоятельной такой работы личностью с последующими подобными стрессовыми ситуациями.
- Рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ), разработанная Альбертом Эллисом. Происходит фокусирование на изменении эмоций через изменение убеждений. Клиент учится выявлять и изменять иррациональные убеждения, которые могут приводить к негативным эмоциям.
- Тренировка в решении проблем или реципрокная терапия. В рамках этого метода специалист оказывает помощь и поддержку клиенту в обучении выявления проблемы, поиска альтернативных решений (желательно более сильного влияния, чем предшествующий), оценку последствий и планирование действий. При этом личность способна не только заменить деструктивную когницию, паттерн поведения, но и приспособить в жизни для усиления эффективности в какой-либо деятельности.
- Парадоксальная интенция. Метод, предлагающий вместо работы с последствиями проблемной ситуации пережить ее снова, изменив свое поведение. Это относится, например, к бессоннице, когда личность не может уснуть и повторяет себе, что необходимо поспать, быстрее уснуть, чтобы выспаться. Данный метод предлагает в следующий раз при бессоннице пытаться не спать и выстраивать когниции «Нельзя спать. Я должен не спать, чтобы успеть сделать что-то». Будет наблюдаться перестройка организма и на бессознательном уровне организм начнет ощущать сонливость. Иначе говоря, изменение фокуса внимания может позволить расслаблению и прохождению этапа так, чтобы было меньше последствий.
- Осознанность. Этот метод включает практики осознанности, такие как медитация, фокусировка на дыхании и осознанное восприятие, которые помогают клиенту быть в моменте, осознавать свои мысли и эмоции без суждений. Позволяет стабилизировать состояние при столкновении с триггерами и снижать вероятность появления неадекватного поведения.
- Позитивное мышление. Данный подход имеет самостоятельную основу и своего рода универсальность в психологии в зависимости от подстраивается. Правильно применив его, можно добиться ярких изменений в психике личности и в развитии ее структуры. С помощью позитивного мышления можно обучить клиента видеть не только тяжелые последствия в какой-либо ситуации, но и пользу. К примеру, появление новых проблем в деятельности, как возможность увидеть разницу между условиями обстановки и их разными требованиями в выполнении. Таким образом, происходит переосмысливание происходящих событий и перестройка мыслей, идей, убеждений.
- Триада самоконтроля или «Стоп-кран». Метод позволяющий останавливать негативные эмоции и возникающие когниции посредством прекращения анализировать нежелательные мысли, сменить фокус внимания на расслабление тела и сознания, переключение на положительные образы. Рекомендуется использовать при подавлении острых реакций при столкновении с триггерами, однако стоит помнить, что не всем подходит один и тот же метод.
В когнитивно-поведенческой терапии используется четыре группы техник подразделяющихся на:
- Отслеживание разрушительных спонтанных мыслей. Характерно использование конспектирования и ведения дневника.
- Оспаривание иррационального мышления. Применяются аргументы «за» и «против», эксперимент (негативная эмоция направляется на психотерапевта, переживается в данный момент и анализируется), декатастрофизация (происходит глобализация деструктивных мыслей и обесценивание последствий, например, боязнь негативной оценки окружающих глобализируется до знакомых, всей организации, людей, которые как-то взаимосвязаны с этой деятельностью, после чего задается вопрос клиенту «Что, если так произойдет?»).
- Активация воображения. Применяются метафоры, модификации образов на нейтральные и позитивные, конструктивное воображение (упорядочивание возможных событий).
- Минимизация сопротивления психикой. Происходит повышение эффективности психотерапии при помощи целенаправленного повторения для закрепления позитивных установок, выявления скрытых мотивов, если клиент продолжает цепляться за деструктивные когниции с последующей установкой альтернативных действий, способных в полностью или в большей мере удовлетворить потребности личности.
Особенностью использования этих методов и техник является индивидуальный подход к каждому клиенту. Терапевт выбирает техники в зависимости от конкретных потребностей клиента и адаптирует их под его личные характеристики и ситуацию. Также важно учитывать, что эффективность техник зависит от мотивации клиента и его готовности к изменениям [3].
Список литературы
- Ананьева Ж.Н. Особенности психологического сопровождения сотрудников правоохранительных органов на пути их профессионального становления // вестник молодого ученого кузбасского института. – Новокузнецк. – 2023. – С. 126-127.
- Ананьева Ж.Н., Ананьев О.Г. Психологическая адаптация сотрудников правоохранительных органов в период их профессионального становления // Научный Аспект. – Рязань. – 2024. – Т. 1. № 4. – С. 99-105.
- Ананьева Ж.Н., Ананьев О.Г. К вопросу о программе психологического сопровождения сотрудников // Научный Аспект. – Рязань. – 2024. – Т. 1. № 4. – С. 105-110.