Особенности когнитивно-поведенческой терапии в работе с участниками боевых действий в современное время

"Научный аспект №6-2024" - Психология

УДК 159.99; 331.442

Ананьева Жанна Николаевна – студент Института подготовки государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России.

Ананьев Олег Геннадьевич – старший преподаватель кафедры социальной психологии, социальной работы и пробации Академии ФСИН России.

Аннотация: в данной статье проводится исследование когнитивно-поведенческой терапии в работе с бывшими и действующими участниками боевых действий (СВО). Сначала рассматривается значение данного направления в работе психолога, после чего раскрываются его особенности. Предлагается изучение спектра его применения, а затем раскрывается перечень методов и техник когнитивно-поведенческой терапии в работе с участниками боевых действий (СВО) с подробным описанием направленности работы для повышения эффективности психологического воздействия на личность с целью коррекционных действий.

Ключевые слова: выживаемость, когнитивно-поведенческая терапия, личность, методы, обстановка, поведение, причина, психика, раздражитель внешней среды, техники, участник боевых действий, функция.

Психическое здоровье лиц, участвующих в военных конфликтах всегда имеет огромное значение для государства. Военная элита гражданского общества составляет основу не только безопасности страны, но и менталитета, принятого в ней. Поэтому правильная постановка работы с данной категорией граждан имеет первостепенное значение.

В работе с бывшими и действующими участниками боевых действий необходимо правильно провести психодиагностику с подробным выявлением нынешнего состояния, причины таких изменений и связи между этими компонентами. Стоит учитывать, что на бессознательном уровне личность будет пытаться скрыть возникшую проблему от других людей, чтобы «не выделяться» в социуме. Также станет стараться самостоятельно разрешить данные трудности для продолжения собственного существования - нахождения в зоне комфорта для сбалансирование энергетических затрат при сопротивлении раздражителям внешней среды [1]. Поэтому могут происходить искажения когнитивных, эмоциональных процессов, изменение психических свойств из-за воздействия травматических факторов. К сожалению, личности также будут свойственны определенные реакции и соответствующие действия на триггеры, напоминающие раннее дискомфортную обстановку. При этом уже установлены конкретные убеждения о каких-либо процессах и явлениях, функцией которых является повышение выживаемости организма. Именно поэтому можно использовать коррекционное воздействие на убеждения с целью изменения и «выравнивания» понимания безопасности, общества, и коммуникативных навыков, психических процессов и состояний.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) представляет собой форму психотерапии, которая фокусируется на изменении негативных мыслей, убеждений и поведенческих паттернов для улучшения психического здоровья, и решения возникающих проблем. Данное направление в терапии позволяет выявлять и работать непосредственно с когнициями или же автоматическими мыслями, появляющимися спонтанно в виде реакции на какой-то раздражающий фактор внешней среды. Эти когниции искажены в результате попытки сохранения целостности структур личности и ее дальнейшего функционирования, посредством объяснения какого-то события. Работа с ними позволит не только клиенту раскрыть причину появления негативных или позитивных когниций в зависимости от определенных ситуаций, но и изменить подход к их восприятию в более рациональном ключе.

Существуют некоторые особенности использования когнитивно-поведенческой терапии, к которым можно отнести:

  1. Фокус на мыслях, убеждениях и поведении. КПТ сосредотачивается на том, как мысли, убеждения и поведение взаимодействуют между собой. Психотерапевт помогает клиенту идентифицировать негативные или деструктивные мысли и убеждения, которые могут способствовать проблемам, а затем работает над изменением этих паттернов.
  2. Фокус на конкретных проблемах. Терапия ориентируется на конкретные проблемы и симптомы, а не на прошлое или детальный анализ личности. Когнитивно-поведенческая терапия фокусируется на том, как текущие мысли и поведение влияют на эмоциональное состояние клиента.
  3. Целеориентированность. Ориентированность приходится на достижение конкретных целей, таких как преодоление депрессии, справление с тревожностью, управление гневом или развитие навыков решения проблем.
  4. Активное вовлечение клиента. В процессе когнитивно-поведенческой терапии клиент активно участвует в процессе воздействия, проводя домашние задания, отслеживая свои мысли и поведение, и применяя новые навыки в повседневной жизни.
  5. Изменение паттернов мышления и поведения. Целью КПТ является изменение негативных или деструктивных паттернов мышления и поведения через различные методы, такие как переоценка мыслей, разработка новых убеждений, обучение релаксации и навыков управления стрессом.
  6. Ограниченное число сессий. В некоторых случаях КПТ может быть структурированной и ограниченной по количеству сессий, что делает ее более ориентированной на достижение быстрых результатов в сравнении с другими формами психотерапии.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) имеет широкий спектр применения, включая работу с участниками боевых действий в современное время, к которым можно отнести:

  1. Травматические события. Участники боевых действий часто сталкиваются с травматическими событиями, которые могут привести к повышенной тревожности, депрессивному состоянию, посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР) и другому. Возникающие паттерны будут стимулировать личность на действия для сохранения жизни. К примеру, человек много раз сталкивался со снайперами в высоких зданиях, часто его жизнь находилась под угрозой. Когниция будет сформирована, в виде: «В окнах может быть снайпер. Я в опасности». Раскрывается в социуме, как повышенное внимание к изучению окон в домах, повышенная тревожность, заострение реакций, попытки быстрее уйти с данного пространства, что свидетельствует о наличии ПТСР. Невозможность удовлетворить потребность в подобной защите способно привезти к неадекватному поведению, поскольку уже была выработан паттерн поведения в горячих точках. КПТ помогает справиться с травмами, обработать эмоции и мысли, связанные с прошлыми событиями, и развить стратегии управления стрессом.
  2. Проблемы адаптации. Многие участники боевых действий сталкиваются с трудностями в адаптации к мирной жизни после возвращения из зоны конфликта. КПТ может помочь им развить навыки адаптации, решения проблем, улучшения отношений и повышения самоэффективности [2].
  3. Гнев и агрессия. Участники боевых действий могут испытывать интенсивные чувства гнева и агрессии из-за прошлых опытов или травм. КПТ может помочь им разобраться в этих эмоциях, научить управлять ими и находить конструктивные способы выражения чувств.
  4. Проблемы со сном. Многие участники боевых действий сталкиваются с проблемами со сном из-за стресса, тревоги или кошмаров. КПТ может предложить стратегии для улучшения сна и справления с бессонницей.
  5. Девиантное (делинквентное, аддиктивное, суицидальное) поведение. Некоторые участники боевых действий могут обращаться к вредным привычкам или саморазрушительному поведению в попытке справиться со своими эмоциями (заглушить их). Постоянно личность сталкивается с событиями, явлениями, объектами, которые представляются в роли триггера, стимулируя на неадекватное поведение. В результате личность выбирает доступный и подходящий для себя способ сбалансирования психического состояния. КПТ может помочь им развить здоровые стратегии регуляции эмоций и отказаться от вредных привычек, т. е. поиск причины, ее устранение, проработка следствия (выбранного паттерна), зачастую заменяя на социально приемлемый.
  6. Развитие посттравматического роста. Несмотря на травматические события, многие участники боевых действий могут пережить посттравматический рост и личностное развитие. КПТ может помочь им найти новый смысл после травмы, развивать личностные качества и укреплять психологическую стойкость.

Все предложенные психологические проблемы также характерны для участников боевых действий, так как в экстремальных условиях личность не может полноценно функционировать из-за истощения ресурсов, невозможности их своевременного восполнения и наличия постоянной угрозы собственной безопасности. Именно поэтому и происходит искажение восприятия и создание иррациональных когниций, целью которых повышение выживаемости.

Использование когнитивно-поведенческой терапии в работе с участниками боевых действий включает адаптацию терапевтических методов к особенностям и потребностям этой группы людей, чтобы помочь им эффективно справляться с последствиями военных конфликтов и развивать психологическую устойчивость.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) включает в себя различные техники, направленные на изменение мыслей, эмоций и поведения. Вот несколько основных методов КПТ и особенности их использования:

  1. Когнитивная переструктуризация. Направлена на изменение негативных мыслей и убеждений. Клиент учится распознавать и переоценивать свои мысли, выявлять и исправлять искажения мышления (например, черно-белое мышление, фильтрация и др.), а также разрабатывать более здоровые и рациональные способы мышления.
  2. Экспозиция. Используется для преодоления страхов и тревожности путем постепенного и контролируемого воздействия на стимулы, вызывающие беспокойство. Экспозиция может быть применена как воображаемая (визуализация), так и реальная (непосредственное столкновение с фобическим объектом или ситуацией). Обращается внимание на то, что происходит, в отличии от бихевиоризма, осознанное погружение в стрессовое событие. Предоставляется поддержка специалистом в самостоятельном анализе и оценке клиентом проблемы, причиной иррациональной реакции. Происходит здесь проработка когниций, постепенно заменяя их на более рациональные и устойчивые с предоставлением дальнейшего обучения самостоятельной такой работы личностью с последующими подобными стрессовыми ситуациями.
  3. Рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ), разработанная Альбертом Эллисом. Происходит фокусирование на изменении эмоций через изменение убеждений. Клиент учится выявлять и изменять иррациональные убеждения, которые могут приводить к негативным эмоциям.
  4. Тренировка в решении проблем или реципрокная терапия. В рамках этого метода специалист оказывает помощь и поддержку клиенту в обучении выявления проблемы, поиска альтернативных решений (желательно более сильного влияния, чем предшествующий), оценку последствий и планирование действий. При этом личность способна не только заменить деструктивную когницию, паттерн поведения, но и приспособить в жизни для усиления эффективности в какой-либо деятельности.
  5. Парадоксальная интенция. Метод, предлагающий вместо работы с последствиями проблемной ситуации пережить ее снова, изменив свое поведение. Это относится, например, к бессоннице, когда личность не может уснуть и повторяет себе, что необходимо поспать, быстрее уснуть, чтобы выспаться. Данный метод предлагает в следующий раз при бессоннице пытаться не спать и выстраивать когниции «Нельзя спать. Я должен не спать, чтобы успеть сделать что-то». Будет наблюдаться перестройка организма и на бессознательном уровне организм начнет ощущать сонливость. Иначе говоря, изменение фокуса внимания может позволить расслаблению и прохождению этапа так, чтобы было меньше последствий.
  6. Осознанность. Этот метод включает практики осознанности, такие как медитация, фокусировка на дыхании и осознанное восприятие, которые помогают клиенту быть в моменте, осознавать свои мысли и эмоции без суждений. Позволяет стабилизировать состояние при столкновении с триггерами и снижать вероятность появления неадекватного поведения.
  7. Позитивное мышление. Данный подход имеет самостоятельную основу и своего рода универсальность в психологии в зависимости от подстраивается. Правильно применив его, можно добиться ярких изменений в психике личности и в развитии ее структуры. С помощью позитивного мышления можно обучить клиента видеть не только тяжелые последствия в какой-либо ситуации, но и пользу. К примеру, появление новых проблем в деятельности, как возможность увидеть разницу между условиями обстановки и их разными требованиями в выполнении. Таким образом, происходит переосмысливание происходящих событий и перестройка мыслей, идей, убеждений.
  8. Триада самоконтроля или «Стоп-кран». Метод позволяющий останавливать негативные эмоции и возникающие когниции посредством прекращения анализировать нежелательные мысли, сменить фокус внимания на расслабление тела и сознания, переключение на положительные образы. Рекомендуется использовать при подавлении острых реакций при столкновении с триггерами, однако стоит помнить, что не всем подходит один и тот же метод.

В когнитивно-поведенческой терапии используется четыре группы техник подразделяющихся на:

  1. Отслеживание разрушительных спонтанных мыслей. Характерно использование конспектирования и ведения дневника.
  2. Оспаривание иррационального мышления. Применяются аргументы «за» и «против», эксперимент (негативная эмоция направляется на психотерапевта, переживается в данный момент и анализируется), декатастрофизация (происходит глобализация деструктивных мыслей и обесценивание последствий, например, боязнь негативной оценки окружающих глобализируется до знакомых, всей организации, людей, которые как-то взаимосвязаны с этой деятельностью, после чего задается вопрос клиенту «Что, если так произойдет?»).
  3. Активация воображения. Применяются метафоры, модификации образов на нейтральные и позитивные, конструктивное воображение (упорядочивание возможных событий).
  4. Минимизация сопротивления психикой. Происходит повышение эффективности психотерапии при помощи целенаправленного повторения для закрепления позитивных установок, выявления скрытых мотивов, если клиент продолжает цепляться за деструктивные когниции с последующей установкой альтернативных действий, способных в полностью или в большей мере удовлетворить потребности личности.

Особенностью использования этих методов и техник является индивидуальный подход к каждому клиенту. Терапевт выбирает техники в зависимости от конкретных потребностей клиента и адаптирует их под его личные характеристики и ситуацию. Также важно учитывать, что эффективность техник зависит от мотивации клиента и его готовности к изменениям [3].

Список литературы

  1. Ананьева Ж.Н. Особенности психологического сопровождения сотрудников правоохранительных органов на пути их профессионального становления // вестник молодого ученого кузбасского института. – Новокузнецк. – 2023. – С. 126-127.
  2. Ананьева Ж.Н., Ананьев О.Г. Психологическая адаптация сотрудников правоохранительных органов в период их профессионального становления // Научный Аспект. – Рязань. – 2024. – Т. 1. № 4. – С. 99-105.
  3. Ананьева Ж.Н., Ананьев О.Г. К вопросу о программе психологического сопровождения сотрудников // Научный Аспект. – Рязань. – 2024. – Т. 1. № 4. – С. 105-110.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Ананьева Жанна Николаевна