Некоторые особенности гражданско-правового регулирования договорных отношений в сфере театра и кино

"Научный аспект №6-2024" - Право

УДК 347.440.66

Бурханова Елена Геннадиевна – магистрант Академии труда и социальных отношений.

Аннотация: в статье исследуется природа договорных отношений в сфере театра и кино. Рассматриваются некоторые особенности и сущность гражданско-правового регулирования договоров, заключаемых с актерами, субъектный состава сторон, а также фрагментарно проводится сравнительная характеристика гражданско-правовых договоров с трудовым договором.

Ключевые слова: правовое регулирование, договор, театр, кино, смешанный договор, предмет договора, актер, заказчик, исполнитель.

Театр и кино — это прежде всего творчество, а значит результатом деятельности в этой сфере является создание авторами произведений искусства, права на которые охраняются законом. Одновременно с этим, создание объектов, произведений искусства сопряжено с производственным процессом, в который вовлечено большое количество людей разных профессий (творческих и не творческих), которые работают, как единый организм, вынуждены действовать согласованно, организованно и руководствоваться общими интересами для достижения конечной цели – создания произведения искусства, которым является спектакль, фильм или рекламный ролик. Поэтому договорные отношения в этой области носят смешанный характер, охватывают различные нормы права.

Особый интерес на наш взгляд представляют договорные отношения в сфере театра и кино. В кинопроизводстве и в театральной деятельности заключение договора имеет особенности, которые недостаточно изучены с научной точки зрения и довольно размыто обозначены в законодательстве Российской Федерации.

Согласно ст. 420 Гражданского кодекса российской Федерации (далее – ГК РФ), договор — это соглашение двух или нескольких лиц, связанное с осуществлением гражданских прав и обязанностей. Граждане и юридические лица свободны в своем решении заключить тот или иной договор. Иначе говоря, субъекты заключая договор, должны прийти к соглашению, общим договорённостям, на взаимовыгодных условиях.

Договоры, заключаемые с артистами, имеют ряд характерных особенностей, которые в большей степени обусловлены спецификой театральной деятельности и киноиндустрии. Целью договора становится реализация некоего проекта. В одном договоре одновременно фигурируют несколько предметов: исполнение, создание и отчуждение прав. Артист, как субъект права в отношениях с заказчиком является и исполнителем, и/или автором, создающим произведение (образ), выполняющим определенное задание. В доктрине гражданского права ранее не было попыток подойти комплексно к исследованию вопроса о конструкции и особенностях договора в этой сфере с научной точки зрения. Среди ученых юристов бытует мнение, что достаточно заключить договор на передачу исключительного права по договору об отчуждении права, лицензионному договору или договору авторского заказа и этого будет достаточно, чтобы актер исполнил задание и предоставил права на произведение, результат интеллектуальной деятельности.  Например, об этом пишут в своей статье «Договор с продюсером» в Адвокатской газете Е. Кащенко, старший юрист-консультант ООО «Правовое бюро «Омега» и Дубовец Александр, CFO продюсера.

Однако при изучении специфики творческой деятельности в данной сфере, становится понятно, что ограничится только отчуждением исключительных прав на практике невозможно. Заключая договор с человеком творческой профессии, заказчик хочет получить не только исключительные права на созданное произведение искусства. От актера требуется участие в процессе создания спектакля или фильма. Поэтому необходимо соблюдение производственной дисциплины, техники безопасности и подчинение режиму, распорядку, который планирует и определяет заказчик.  Это уже черты, характерные для трудового договора. Как правило, заказчик диктует свои требования Исполнителю, договор получается не таким уже свободным. По мнению автора этой статьи, вопросы регулирования договорных отношений гражданско-правового характера в сфере, которая относятся к творческим профессиям, требуют глубокого изучения, и отдельного регулирования с точки зрения закона.

Сфера театра и кино, это не только творческая составляющая, это еще и сложный производственный процесс. Именно на этом стыке работает отрасль. Поэтому и договоры с субъектами творчества имеют сложную конструкцию, имеющую особенности и охватывающую нормы права, содержащиеся в первой, второй и четвертой, частях ГК РФ. Рассмотрим более подробно.

Привлекая к созданию спектаклей и съемкам в фильмах актеров и режиссеров, то есть людей творческих профессий, продюсеры, художественные руководители, киностудии, продюсеры и иные физические и юридические лица (заказчики) заключают договор, который представляет собой сложную конструкцию, совмещающую сразу несколько видов договора. Заключение такого объёмного и по содержанию и по форме договора продиктовано и производственной необходимостью и желанием заказчика обезопасить себя от возможных рисков, срывов запланированных съемок или постановки спектакля.

Как ранее нами было указано, процесс создания фильма или спектакля — это сложный технологический процесс, включающий в себя множество этапов, прежде чем произведение будет создано.

Подготовительный процесс (проектирование) заключается в поиске сценария, истории, автора для написания сценария, инсценировки, инвесторов, которые обеспечат финансирование. На этапе предварительной подготовки разрабатывается план и формируется съемочная группа, выбирают постановщика, оператора, художника, дизайнера, звукорежиссера, звукооператора, композитора, который пишет музыку к фильму или спектаклю. Создается проект декораций в театре, осуществляется поиск локаций для съемок фильма, в обеих сферах, и театра, и кино, художники по костюму рисуют эскизы или формируют будущий визуальный облик произведения из подбора. Приглашается режиссер или режиссер-постановщик на постановку спектакля, для съемок фильма приглашается режиссер и оператор. Далее следует процесс съемки фильма или постановки спектакля. Этот период сопряжен в театре с необходимостью репетиций и оттачивания мастерства актера, рисунка роли, сыгранности отдельных сцен и всего спектакля в целом, репетиций по постановке пластических сцен, репетиций со звуком и светом, с гримом, с костюмом и тому подобное. В кино, это читка произведения, съемочный процесс, связанный с четким графиком работы всей съемочной группы. И если в театре поставленный спектакль играется на зрителя, экспонируется, то в индустрии кино существует еще постпроизводство (монтаж, озвучивание) и далее распространение. Со всеми участниками творческого процесса в сфере театра и кино необходимо заключить договор на выполнение работ, оказание услуг, а также, в связи с тем, что деятельность этих людей носит творческий характер, договор на отчуждение исключительных прав. Ведь спектакль или фильм будут экспонироваться (играться, показываться) зрителю.

Отдельного внимания на наш взгляд заслуживают вопросы регулирования отношений заказчика и исполнителя – артиста (актера).

Этап подбора актеров на роли – важнейший этап по своей творческой сущности, ведь от исполнения роли актером напрямую зависит финальный продукт, произведение искусства, которое получают для просмотра зрители. Принципиальное значение с юридической точки зрения, имеет договор, заключаемый с артистами театра и кино. Сегодня к исполнителю предъявляется самые разные требования, которые отчасти ущемляют его права, в связи с чем исполнитель оказывается в невыгодном, подчиненном положении без необходимых гарантий.

Заказчик заинтересован в том, чтобы актер исполнил роль на высшем уровне, профессионально, ярко, создать образ, который запомнится зрителю, станет визитной карточкой фильма, кинокомпании или спектакля, театра. С юридической точки зрения, заказчик поручает исполнителю (актеру) оказать услугу (выполнить работу) по заданию, которую тот должен выполнить (оказать), осуществляя определенную деятельность, а заказчик обязуется оплатить эти услуги (работы). Можно полагать, что по своей правовой природе, данный договор регламентируется частью второй ГК РФ, а именно гл. 39, оказание услуг на возмездной основе, но в нем присутствуют и признаки договора подряда, которые регламентируются гл. 37 ГК РФ. При рассмотрении договора с актером, как договора подряда, обращает на себя внимание факт невозможности передать выполнение работ, субподрядчику, ведь речь идет о конкретном исполнителе с индивидуальными особенностями. Заказчик хочет иметь конечный результат, созданный образ, который является частью общего произведения, фильма или спектакля. Ведь речь идет еще и о творческой составляющей, а это уже можно рассматривать, как договор авторского заказа, который регламентируется ст. 1288 ГК РФ. По договору авторского заказа одна сторона, автор, обязуется по заказу другой стороны создать произведение науки, литературы или искусства, согласно условиям договора. Актер является автором созданного им образа. Важными являются условия договора, содержащие положения по передаче и использованию исключительных прав, когда актер передает в полном объеме исключительное право на Исполнение, в том числе на его запись, предоставляет право на использование своего имени, изображений, голоса, и биографических данных в целях освещения производства фильма и проведения мероприятий по продвижению (рекламе) фильма. Так к данным отношениям применяются нормы раздела VII ГК РФ.

При этом, в случае рассмотрения договора с актером, как оказание услуги, так и авторского заказа, не все однозначно.  Целесообразно провести небольшой сравнительный анализ. Например, заказчик поручает исполнителю придумать концепцию праздничного оформления квартиры для празднования дня рождения. Заказчика будет интересовать только конечный результат и дата, к которой исполнитель должен будет выполнить (исполнить) заказ или предоставить услугу. Заказчика не будет волновать, когда будет придумываться концепция, днем, ночью или в выходной день, будет важен результат к определенному сроку. В случае договора с актером, это совсем не так. Поскольку в сфере театра и кино речь идет о коллективном творчестве, сложном производстве, необходим точный план работ. Производственный график носит обязательный характер для актера и для всей творческой группы. Творить в удобное для исполнителя время не получится в кино и в театре. Свободный график – возможен для скульптора, художника, для тех профессий, которыми граждане занимаются индивидуально, а не в составе коллектива. То есть по своей сущности речь идет о рабочем графике. Поэтому, в этом же гражданско-правовом договоре с актерами для участия в съемках фильма, прописывают и длительность рабочей смены, которая обычно составляет 12 часов, в отличие от 8 часов в день прописанных в ТК РФ, и оплату переработок, и перерыв на обед, его длительность, и даже режим труда и отдыха. Например, перерыв между сменами для отдыха актера не должен быть менее 8 часов. Вызывной лист, который получает актер, точно указывает время явки на съемочную или репетиционную площадку. Актер обязан являться для участия в репетициях и в спектаклях вовремя, а также быть на съемочной площадке к указанному в вызывном листе часу. А в кинопроизводстве, в случаях опоздания на съемочную площадку в договоре прописываются не малые штрафы. Актер всегда находится в зависимом положении, подчинен в театре руководителю структурного подразделения, художественному руководителю, а в кино ассистенту по актерам, режиссеру, продюсеру. Выплаты производятся по итогам за месяц в зависимости от количества репетиций и сыгранных спектаклей в театре, а в кино, соответственно количеству съемочных дней. Понятно, что правовая сущность такого договора, во всяком случае его составной части, имеющей важное значение, отсылает нас к трудовым отношениям. Однако договор, заключаемый с актерами на один проект, заключается как договор гражданско-правового характера и признается соглашением двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420, гл. 27, ГК РФ). Согласно п. 1, ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Закон разрешает заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный, законом или иными правовыми актами. ГК РФ прямо указывает на то, что стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора».

При гражданско-правовом регулировании договорных отношений в данной сфере, в одном договоре мы находим не только элементы различных видов договоров, присущих гражданско-правовым отношениям, но и происходит смешение норм гражданско-правового регулирования с трудовым. Стоит ли говорить, что договор гражданско-правового характера для исполнителя, менее привлекателен с точки зрения того, что для исполнителя задания отсутствуют социальные гарантии, такие как больничный лист (листок нетрудоспособности), в случае заболевания, а при несчастном случае, невозможно будет оформить производственную травму, так как на лиц, занятых по гражданско-правовому договору, не распространяется трудовое законодательство. Таким образом, актер, фактически оказывая услугу (выполняя работу), не является работником с юридической точки зрения. Проблема для исполнителя (актера) заключается в том, что он является зависимым субъектом, не имеющим гарантий от заказчика. Хотя его деятельность, связана с ежеминутным риском как на съемочной площадке в кино, так и на сцене в театре. Всем известны несчастные случаи на съемочных площадках и на сцене, однако заказчик, как правило, не оговаривает с исполнителем эти аспекты и не фиксирует какие-либо гарантии в договоре. Удобная практика последних лет заключать договор с самозанятым исполнителем или индивидуальным предпринимателем также лишает исполнителя социальной защиты. Эта проблема является значимой в регулировании гражданско-правовых отношений в сфере театра и кино в РФ. Исследуя зарубежный опыт полагаем возможным отметить, что в Европейских странах и в США обязательным для актера является страхование от несчастных случаев. В законодательстве РФ этот вопрос никак не регулируется. В статье сборника трудов конференции Московского психолого-социального университета: «Страхование в сфере кинематографии в России и за рубежом», авторы И.А. Калугина, К.Д. Гаврилина рассматривают вопросы, связанные с необходимостью страхования в киноиндустрии. Изучая вопрос страхования, авторы обращают внимание на то, что в случае приглашения на съемки в нашей стране иностранных партнеров, страхование является обязательным условием для сотрудничества.

Как нами ранее было сказано, актер обязан являться на съемочную или репетиционную площадку вовремя, а в кинопроизводстве и антрепризах, в случаях опоздания актера в договоре прописываются не малые штрафы. Это связано, с желанием заказчика обезопасить себя от возможных срывов запланированных съемок или спектакля. Цель заказчика – получить гарантии стабильности производственного процесса, так как в него вложены огромные денежные средства. Следует также отметить, что творческий процесс связан с индивидуальными особенностями того или иного исполнителя. Если актер утвержден на роль, то именно он, по мнению продюсера, способен создать этот образ. Если в театре замена исполнителя возможна, хотя и потребуется время на ввод другого артиста, то в кино замена подчас невозможна. В случае неявки актера на съемочную площадку, продюсер понесет огромные финансовые потери. Проблема не только в поиске нужного исполнителя (единственного исполнителя), но и в том, что в кинопроизводстве невозможно заменить актера уже снявшегося в части фильма. Поэтому гарантией для заказчика, что актер доделает свою работу до конца, становятся огромные штрафные санкции.

Таким образом договоры в сфере театра и кино можно отнести к смешанным договорам, которые обусловлены некоторыми особенностями характерными для данной индустрии. Договору присущи черты договора возмездного оказания услуг, договора подряда и договора передачи исключительных прав. Так, договор опосредует, как оказание услуги (выполнение работы) так и отчуждение исключительных прав. Кроме того, следует отметить, что исполнительская деятельность является объектом смежных прав. В связи с тем, что заказчик ищет исполнителя на роль, он, как правило, и диктует условия, которые бывают довольно жесткими. Условия договора охватывают все детали, которые необходимы для исполнения конкретного обязательства и регулируются различными нормами ГК РФ, а также содержат признаки характерные трудовому договору. При этом гражданско-правовые отношения Трудовым Кодексом РФ не регулируются, в связи с чем трудно определить природу договора. В результате исполнитель-актер оказывается в зависимом положении, без гарантий, на которые он мог бы претендовать, заключив трудовой договор. Вопрос регулирования договорных отношений гражданско-правового характера в сфере театра и кино требует дальнейшего изучения и исследования.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации : [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет–портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.06.2024).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года. В редакции федерального закона от 11.03.2024 № 48-ФЗ. — Текст : электронный // Официальный интернет–портал правовой информации : [сайт]. — URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.06.2024).
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) Принят Государственной Думой 22 декабря 1995 года. В редакции Федерального закона от 24.07.2023 № 339-ФЗ. — Текст : электронный // Официальный интернет–портал правовой информации : [сайт]. — URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.06.2024).
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) Принят Государственной Думой 24 октября 2006 года. В редакции федерального закона от 30.01.2024 № 4-ФЗ. — Текст : электронный // Официальный интернет–портал правовой информации : [сайт]. — URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.06.2024).
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации Принят Государственной Думой  21 декабря 2001 года, Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года. В редакции Федерального закона от 06 апреля 2024 года № 70-ФЗ. — Текст : электронный // Официальный интернет–портал правовой информации : [сайт]. — URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.06.2024).
  6. Федеральный закон от 14.07.2022 N 237-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. — Текст : электронный // Официальный интернет–портал правовой информации : [сайт]. — URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.06.2024).
  7. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. — Текст : электронный // Официальный интернет–портал правовой информации : [сайт]. — URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.06.2024).
  8. Калугина, И. А. Страхование в сфере кинематографии в России и за рубежом / И. А. Калугина, К. Д. Гаврилина // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право : сборник научных трудов, Москва, 21–26 ноября 2022 года. – Москва: Московский психолого-социальный университет, 2022. – С. 615-619.
  9. Кащенко, Е. Договор с продюсером / Е. Кащенко, А. Дубовец — Текст : электронный // https://www.advgazeta.ru : [сайт]. — URL: https://www.advgazeta.ru/ag-expert/advices/dogovor-s-prodyuserom/ (дата обращения: 21.06.2024).
  10. Маламура, В. Договор с артистом. Виды и важные условия. Юридические тонкости [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://teatrtogo.ru/2020/02/24/dogovor-s-artistom-vidy-i-vazhnye-uslovija-juridicheskie-tonkosti/ (дата обращения: 20.06.2024).
  11. Осипов, А. С. Практики защиты интеллектуальной собственности в сфере искусства / А. С. Осипов, А. В. Ратников // Экономика. Бизнес. Банки. – 2019. – Т. 2. – С. 98-110. 
  12. Халудорова, С. В. Субъекты и содержание договора возмездного оказания культурно-зрелищных услуг. Актуальные вопросы юридических наук в современных условиях. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 3. г. Санкт-Петебург. 2016. 124 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Бурханова Елена Геннадиевна