Методологические подходы к преодолению кризиса юридической науки в эпоху постмодерна

"Научный аспект №6-2024" - Право

УДК 340

Научный руководитель – Заднепровская Марина Валентиновна – кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры теории права и государственно-правовых дисциплин Волгоградского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Глушенкова Валерия Игоревна – магистрант направления «Юриспруденция» Волгоградского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: В статье исследуется современное состояние философии и методологии права в условиях постмодерна, определяются методологические парадигмы преодоления кризиса юридической науки в переходный от неклассического к постнеклассическому периоду развития.

Ключевые слова: право; философия права; методология права; постнеклассический период; феноменология; синергетика; герменевтика; кризис юридической науки.

Всё чаще в последние десятилетия говорится о кризисе юридической науки. Данный кризис отражается как на философии права, так и на методологии юридической науки. Методологические проблемы имеют связь с проблемой правопонимания (рассмотрение права как феномена), потому что разрешение проблемы правопонимания не представляется возможным без решения проблемы о способах изучения правовой действительности, то есть о методологии познания.

На современном этапе развития права кризис до сих пор не был полностью преодолён, но были предложены пути выхода из него.

Так, современные правоведы, такие как Е.В. Сальников и В.А. Кузьменков, высказывают мнение о том, что «кризис в науке в первую очередь отражается в отсутствии у представителей научного сообщества теоретико-методологического единства» [4, с. 530].

Методологические проблемы юридической науки являются причиной того, что в юриспруденции повторяются одни и те же идеи, без приращения нового научного знания.

Несмотря на переход к совершенно новому типу общества, изменению основных принципов развития науки, в юриспруденции зачастую продолжают использоваться уже апробированные методы познания права. Результатом этого, соответственно, является торможение развития идей и взглядов на сущность права, что не позволяет сформировать новые представления о праве, необходимые в реалиях постмодерна.

Всё это порождает потребность в изменении, в первую очередь, методологии права и, соответственно, взглядов на правопонимание.

Таким образом, методология и философия права, являясь связанными между собой, оказались в положении, когда в эпоху постмодерна при переходе науки на постнеклассический этап развития прежние способы познания уже не удовлетворяют потребности развития юриспруденции.

Разрешение методологического кризиса юридической науки на новом этапе развития требует учета следующих положений:

  1. Зависимость получаемого знания не только от объекта и средств познания, но и от субъекта, образующих вместе единую познавательную систему. Чистота объекта познания невозможна в силу того, что субъект всегда имеет ценностные установки, цели, морально-этические взгляды, заинтересованность в результате исследования и представления о нём. Не отрицается и существование человеческого фактора.
  2. Мультирациональность, то есть равноправия всех существующих парадигм. В эпоху постмодерна происходит отказ от монополии на истину одной единственной теории и допускается истинность различных подходов. В рамках мультирациональности можно также выделить принцип ризомы, то есть исследование совокупности взаимопроникающих феноменов различной природы, образующих случайно разветвлённую сеть.
  3. Расширение сферы исследования объектов и осмысление их в качестве сложных саморегулируемых систем, то есть возникновение принципа синергизма.

Видится, что постнеклассическая рациональность в познании права будет использовать современные направления философской мысли. Такими направлениями на данный момент являются феноменология права, юридическая синергетика и правовая герменевтика.

Феноменология права, в первую очередь, связана с формированием идей в области правопонимания.

В рамках философской феноменологии Э. Гуссерля была сформирована интегративная теоретическая концепция с конкретной методологической программой, применение которой возможно в различных науках.

Основная идея феноменологического метода познания действительности заключается в том, чтобы установить глубинную суть объектов (феноменов), которая скрывается за некоторыми внешними признаками и уже устоявшимися представлениями, с помощью описания опыта субъекта познавательной деятельности и выделения сущностных черт объекта.

Именно при прямом обращении к праву феноменология представляет возможность постичь его сущность и сформировать новые взгляды на правопонимание. Феноменологический метод позволяет учитывать сложность и многогранность права как объекта познания, даёт возможность объединить идеи, теории, взгляды, разработанные в рамках классических типов правопонимания, а также сосредоточить внимание на субъекте познания правовой действительности.

Философская феноменология внедрила в феноменологию права такие ключевые понятия, как интенциональность и интерсубъективность, применение которых позволяет рассмотреть право совершенно по-другому, отличному от действующих ранее представлений, но, в то же время, вписывающегося в концепцию интегративного правопонимания.

М.И. Пантыкина пишет: «Так, специфика феноменологии права состоит в том, что задача объединения различных типов правопонимания в единое целое производна от основной идеи феноменологии права - “реставрации” феномена права, скрывающегося под оболочками понятий и методов научного правоведения, а также исследования правовой жизни в качестве единого, целостного предмета, находящегося в процессе конституирования смыслов и интенциональных измерений» [3, с. 158].

Таким образом, феноменология права является одним из перспективных направлений развития нового представления о праве, отвечающее потребностям науки в условиях постнеклассического этапа развития.

Юридическая синергетика представляет собой рассмотрение права как самоорганизующейся подсистемы, входящей в более сложную систему общественных отношений.

Синергетический подход, так же, как и феноменологический, способен отразить сложность права как объекта познания, сформировать новое, отличное от традиционного, представление о праве как о неустойчивой, пребывающей в имманентном развитии подсистеме, которая подвержена внутренним и внешним противодействующим и кооперирующим «колебаниям». Правовая синергетика обращает внимание на влиянии определённых факторов на процесс изменения подсистемы, которое носит вероятностный характер. А это значит, что традиционными детерминистскими методами невозможно исследовать право, как объект познания.

Синергетика учитывает способность права к системообразованию и саморазвитию, в результате чего под действием внутренних механизмов появляется самопроизвольный порядок, обеспечивающий равновесие и взаимовлияние друг на друга общественных отношений, и их нормативное регулирование.

Синергетика же предлагает использование рефлексии относительно элементов правовой системы, определяемых сущностью и назначением юриспруденции. Это поможет адаптировать теорию права постнеклассической научной парадигмы с учетом потенциала, скрытого в синергетической методологии, и рассмотреть право, как самоконтролирующееся и саморегулирующееся неустойчивое явление, которое трудно поддаётся прогнозированию, так как постоянно находится в имманентном развитии. С точки зрения синергетики невозможно учесть все факторы развития права, а, соответственно, нельзя и сделать точный, не вероятностный прогноз. При этом рассмотрение эволюции права с помощью синергетической методологии имеет явное преимущество, так как такое постоянное становление и развитие выражено длящимся действием во времени и воздействием на отдельные элементы системы права.

Системность права - одна из проблем юриспруденции. Анализ элементов правовой системы с позиций синергетического подхода может дать значимые результаты в сфере взаимодействия и взаимовлияния их друг на друга.

Таким образом, методологию выявления законов развития и функционирования всех сложных самоорганизованных системных феноменов правовой действительности можно, и даже нужно, соотносить с концептуальными положениями синергетического подхода.

Правовая герменевтика представляет собой использование принципов истолкования текстов.

Необходимость метода герменевтики связана с такими причинами, как постоянное изменение общественных условий и исторических реалий, абстрактность нормы, разность уровней правосознания правоприменителей, неясность правовых текстов (сюда можно отнести как содержащиеся в законе слова, вышедшие из употребления, так и конструкции, выражения, допускающие несколько разных толкований, низкий уровень юридической техники) и другие.

А.И. Овчинников потребность герменевтики видит в проблеме интерпретации, постижения индивидом всей правовой действительности в целом [2, с. 78].

Герменевтические подходы часто противопоставляются позитивистским. Позитивизм выражает собой «следование букве закона», а именно решение прагматичных задач, состоящих в определении сущности права и понятия правового явления, с помощью постижения смыла формально-юридических установлений, без установления глубинных связей и закономерностей взаимодействия элементов правовой системы, которые выявляются более сложными, нежели формально-правовой анализ, способами. Герменевтика же, в свою очередь, предполагает более глубокое изучение текстов нормативно-правовых актов, ведь движение по герменевтическому кругу предполагает непосредственное изучение текста, как через призму эпохи, так и через призму духовной жизни автора (его установок, принципов, морально-этических взглядов), которая также одновременно и является частью жизни исторической эпохи.

Цель герменевтики заключается в том, чтобы понять не только дословный смысл написанного, но и понять самого создателя текста (законодателя). Таким образом, герменевтика даёт наиболее полное представление о праве, выраженном в текстах законов и иных актах.

 Заимствование новых методов познания, предлагаемых современной философской наукой, видится наиболее перспективным решением для формирования теоретико-методологического единства при создании новой теории права, которая позволила бы отразить реалии эпохи постмодерна и преодолеть, наконец, кризис юридической науки.

По мнению С.А. Калинина «использование стандартов философии в настоящее время приводит к переосмыслению объекта и предмета юриспруденции в контексте постмодернизма и (или) воззрений отдельных философов (Ю. Хабермас, М. Хайдеггер и т. д.), а также требует демаркации между философией и юриспруденцией, а затем между философским и теоретическим уровнями (аспектами) последней» [1, с. 20].

Таким образом, на нынешнем этапе развития науки значение будут иметь такие философско-правовые концепции, которые направлены на переосмысление сложившихся в классический и неклассический периоды науки, ставших уже традиционными, представлений о праве. Такие концепции, в первую очередь, призваны раскрыть сущность права и внутреннюю логику изменений внутри системы права. Данным требованиям как раз и отвечают методологические парадигмы феноменологии права, юридической синергетики и правовой герменевтики.

Список литературы

  1. Калинин С.А. Методология юриспруденции в контексте парадигм научной рациональности // Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2019. — № 4(48). — С. 12-26.
  2. Овчинников А.И. Правовое мышление в правоприменительном процессе: опыт герменевтической методологии // Философия права. — 2003. — № 2. — С. 75-83.
  3. Пантыкина М.И. Феноменология права и интегративное правопонимание // Общественные науки и современность. — 2014. — № 3. — С. 151-158.
  4. Сальников Е.В., Кузьменков В.А. Парадигмальный кризис российской юридической науки: утрата нормативного единства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. — 2022. — № 13(2). — С. 530–546.
Автор: Глушенкова Валерия Игоревна