Нормативно-правовые элементы цифровизации в государственном и муниципальном секторе

"Научный аспект №6-2024" - Право

УДК 34, 311.1

Михайлов Александр Юрьевич – студент магистратуры профиля «Искусственный интеллект в менеджменте качества» направления (специальности) «Управление качеством» факультета «Управление и право» Поволжского государственного технологического университета

Аннотация: В статье проведен контекстный теоретико-методологический анализ нормативно-правовых документов цифровизации в сфере государственных и муниципальных органов, рассмотрены методы взаимодействия между ведомствами .

Ключевые слова: государственная служба, УФК, бережливое производство, цифровизация.

Оптимизация процессов в государственных и муниципальных учреждениях через цифровизацию становится ключевым направлением в современной эпохе. С применением передовых информационных технологий и цифровых решений открываются новые горизонты для усовершенствования деятельности государственных и муниципальных структур, а также повышения уровня обслуживания граждан и улучшения управленческих процессов. Что, в свою очередь, открывает возможности для значительного сокращения затрат и оптимизации обработки больших массивов данных, а также для значительного ускорения коммуникаций между различными государственными и муниципальными структурами.

Ключевым элементом эффективной цифровизации является соответствующая законодательная основа, которая устанавливает стандарты и принципы применения цифровых решений в сфере государственного и муниципального сектора [5].

Для достижения положительных результатов в процессе цифровизации государственных и муниципальных структур, законодательные акты должны гарантировать безопасность данных, открытость процедур, защиту информационных систем и предъявлять стандарты для унификации цифровых процессов в данных сферах.

В связи с цифровой трансформацией, происходит пересмотр и внедрение новых законодательных документов, которые регламентируют не только процесс перехода к цифровым технологиям, но и устанавливают стандарты безопасности для защиты персональных данных в сфере государственного и муниципального управления.

Это приводит нас к пониманию, что государственный и муниципальный сектор имеет обязательства следованию законодательным актам, направленным на защиту личной информации граждан. Главным документом в этой области является Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ, регулирующий обработку персональных данных. Соблюдение данного закона является ключевым для гарантирования защиты и неприкосновенности личной информации [3].

На сегодняшний день актуальность исследований сфокусирована на нормативно-правовых документах, которые способствуют цифровому обновлению в сфере государственного и муниципального управления. Эти документы не только определяют правовую базу для регулирования данных секторов, но и устанавливают правила их функционирования.

Исследование нацелено на тщательное рассмотрение законодательных документов, касающихся процесса цифровизации в контексте деятельности Федерального казначейства, а также на анализ ключевых стратегий, которыми руководствуется Федеральное казначейство в процессе реализации цифровых реформ.

Одним из ключевых законодательных документов,  оказывающих влияние на процесс цифровизации, является Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на дальнейшую перспективу до 2036 года», касающееся реализации определенных цифровых индикаторов.

Одними из таких цифровых индикаторов является следующее:

  • Достижение к 2030 году высокого уровня цифровизации в сферах государственного и местного управления, а также в ключевых секторах экономики и социальной сферы, включая здравоохранение и образование. Это подразумевает переход к автоматизации большинства операций через унифицированные цифровые платформы отраслей и внедрение управленческих моделей, основанных на анализе данных с учетом активного применения технологий обработки больших данных, машинного обучения и искусственного интеллекта.
  • Развитие и интеграция данных в экономическую сферу, обеспечение их безопасности, управление их хранением, а также организация обмена информацией.
  • Повышение процента семей, обладающих доступом к высокоскоростной широкополосной сети Интернет, включая возможность использования спутниковой и мобильной связи, при этом учитывая увеличение пропускной способности основных коммуникационных сетей к 2030 году достичь 97% и 99% к 2036 году.
  • В период с 2025 по 2030 год планируется достичь увеличения роста инвестирования в инновационные проекты в области информационных технологий по сравнению с темпом увеличения ВВП.
  • К 2030 году, не менее 80% предприятий из стратегически важных секторов российской экономики должны перейти на применение российского ПО в системах, которые поддерживают ключевые производственные и управленческие функции.
  • Увеличение к 2030 году до 95 процентов использования ПО, разработанного в России, в структурах государственного сектора, включая государственные корпорации, компании с государственным участием и хозяйственные общества, где доля Российской Федерации в уставном капитале превышает 50%, а также среди их сопутствующих юридических лиц.
  • Увеличение к 2030 году до 99 процентов доли предоставления ключевых социально значимых услуг на уровне государства и местного самоуправления через цифровые каналы. В рамках этой стратегии запланировано запуск системы, способствующей автоматизированному процессу принятия решений по минимум 100 важнейшим государственным услугам, которые будут доступны как в проактивном режиме, так и по запросу пользователя. Это будет осуществлено благодаря интеграции в работу государственных учреждений общенациональной цифровой платформы.
  • Формирование системы подбора, карьерного роста и перемещения кадров в структурах государственной и местной власти строится на фундаменте равноправия, акценте на профессиональных навыках и квалификации. В этом процессе ключевую роль играют механизмы периодической оценки и обмена информацией, реализуемые через единую цифровую инфраструктуру.
  • Обеспечение к 2030 году достижения увеличения удовлетворения населения качеством деятельности госслужащих и сотрудников муниципалитета, а также работников учреждений социальной направленности на 50% и более.
  • Разработка эффективного механизма борьбы с преступлениями, осуществляемыми через информационно-телекоммуникационные сети, и минимизация последствий от таких действий.
  • Обеспечение защиты сети «Интернет» от внешних угроз и гарантия ее независимости.

Из чего следует, что основной целью цифровой трансформации в рамках государственной политики заключается  стимулирование социально-экономического прогресса России, что подразумевает под собой укрепление ключевых секторов экономики и социальной сферы, выраженное в росте доходов населения и их покупательской способности, усилении инвестиционного интереса к стране, а также гарантирование национальной и личных безопасностей граждан Российской Федерации.

Кроме того создание и утверждение правовых документов, связанных с цифровой трансформацией, способствует не только формированию правовой основы для цифровизации, но и активно вносит свой вклад в разработку стандартов, которые подготавливаются к применению в процессе цифровой трансформации, происходящей не только в коммерческих структурах, но и на уровне государственного и муниципального сектора.

Примером законодательной основы, которая способствует внедрению цифровых технологий и цифровой модернизации в государственных структурах, является Федеральное казначейство Российской Федерации.

Согласно утвержденному Приказом Казначейства РФ от 14 января 2022 года № 10 (в редакции от 20 декабря 2022 года) документу «Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации на 2022-2024 годы», было определено ряд целей, направленных на проведение цифровой трансформации[5]:

  • Улучшение уровня удовлетворенности населения услугами государственных структур, включая цифровые сервисы, а также уменьшение расходов бизнеса при сотрудничестве с государством.
    Повышение эффективности управления государственными ресурсами путем сокращения бюджетных расходов.
    • Формирование предпосылок для увеличения доходов государства и уменьшения размеров неформальной экономики благодаря внедрению цифровых решений.
    • Усиление защищенности и надежности информационной системы, а также независимости информационно-технологической базы от использования иностранного оборудования и программных продуктов.
    • Гарантирование высокого уровня защищенности и надежности информационных систем и информационно-технологической базы.
    • Укрепление безопасности и уменьшение административного бремени на предпринимательские структуры в контексте проведения контрольно-надзорных мероприятий.

В свою очередь реализация заложенных задач поспособствует повышению узнаваемости Федерального казначейства среди населения и пользователей его услуг. В рамках цифровой трансформации станет особенно очевидной прозрачность экономических операций, что в свою очередь позволит устранить избыточные управленческие процедуры, способствуя улучшению скорости и гибкости в предоставлении услуг и общей эффективности работы Федерального казначейства.

В соответствии с упомянутым ранее приказом, ключевые задачи включают в себя:

  • Организация централизованного бюджетного учёта для федеральных агентств исполнительной власти, находящихся под управлением Правительства РФ, а также для их территориальных подразделений и организаций, с применением ресурсов, предоставляемых Федеральным казначейством.
  • Формирование структуры казначейских расчётов.
  • Повышение уровня централизованных платежных услуг.

Решение вышеупомянутых задач также как и целей позволить в значительной степени оптимизировать уже существующую систему Федерального казначейства [2].

Также стоит подчеркнуть, что обработка информации, относящейся к персональным данным, происходит строго с соблюдением принципов и условий предусмотренных, федеральным законодательством РФ, а также в соответствии с Приказом Федерального казначейства от 31.01.2020 № 7н «Об обработке персональных данных в Федеральном казначействе и территориальных органах Федерального казначейства» [4].

Следовательно, процесс обработки персональных данных осуществляется как с применением автоматизированных систем, так и без их использования и  включает в себя процедуры сбора, записи, классификации, накопления, хранения, уточнения (обновления, корректировки), а также извлечения данных, которые обрабатываются в Федеральном казначействе и его региональных подразделениях.

Казначейство России, выполняя функции ключевого государственного органа по надзору, обладает особыми полномочиями, которые определены в 3 и 4 частях статьи 157 Бюджетного кодекса РФ. Что в свою очередь включает в себя проведение анализа эффективности использования бюджетных ресурсов на уровне регионов и муниципалитетов, а также оценку работы руководителей по контролю за использованием бюджетных средств на уровне внутреннего финансового аудита.

Федеральное казначейство начиная с 2016 года осуществляет оценку работы контрольных органов на уровне регионов и муниципалитетов. Целью данного анализа является формирование общего понимания организации и осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в стране, проблем его организации, а также выявления лучших практик [1].

Для реализации Федеральным казначейством своих аналитических полномочий взаимодействие с главными администраторами бюджетных средств и органами государственного (муниципального) финансового контроля осуществляется на постоянной основе, в результате чего образуется большой объем данных, которые необходимо передавать, обрабатывать и анализировать. Все это требует значительных временных и трудовых ресурсов всех участников  процесса.

В связи с этим благодаря всеобщему стремления к максимальной цифровизации и необходимости обновления систем возникла очевидная потребность в автоматизации процессов оценки эффективности работы контрольных структур на уровне регионов и муниципалитетов. Тем самым оптимизировалось взаимодействие цифрового диалога между Минфином России, Казначейством России, финансовыми органами субъектов РФ, органами финансового контроля и главными администраторами бюджетных средств.

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс РФ [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/?ysclid=lxml4fj1gg433974268  (дата обращения: 09.01.2024).
  2. Указ Президента РФ от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_475991/?ysclid=lxmbeak6nh794227097 (дата обращения: 09.01.2024).
  3. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/?ysclid=lxmlgi7yjw603219132 (дата обращения: 11.01.2024).
  4. Приказ Федерального казначейства от 31.01.2020 № 7н «Об обработке персональных данных в Федеральном казначействе и территориальных органах Федерального казначейства» [Электронный ресурс] URL: https://roskazna.gov.ru/dokumenty/dokumenty/sistema-kaznacheyskikh-platezhey/normativnye-pravovye-akty/normativnye-pravovye-akty-kaznacheystva-rossii/1459910/?sphrase_id=4486729  (дата обращения: 11.01.2024).
  5. Приказ Казначейства России от 14.01.2022 N 10 (ред. от 20.12.2022) «Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации на 2022-2024 годы» [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_408435/?ysclid=lxmlhvaol3948151160  (дата обращения: 11.01.2024).
  6. Маслова А.А. Цифровизация государственного и муниципального управления Российской Федерации / [Электронный ресурс] // Вестник науки. 2023. № 2 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-upravleniya-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 12.01.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Михайлов Александр Юрьевич