Значение экономических дисциплин в подготовке специалистов для судебной системы

"Научный аспект №6-2024" - Педагогика

УДК 33

Исаенко Анна Николаевна – доцент Северо-западного филиала Российского государственного университета правосудия.

Аннотация: В связи с реформированием судебной системы в России возникает необходимость оптимизации профессиональной ориентации, целей и содержания юридического образования. В последние годы возросла потребность в развитии компетентности будущих специалистов через активное внедрение экономических дисциплин в учебный процесс, а также учета взаимосвязи и интеграции между предметами. В данной статье мы рассмотрим, почему именно экономические дисциплины важны для подготовки специалистов в этой области.

Ключевые слова: экономические дисциплины, специалисты, судебная система, профессиональная подготовка.

Преобразования в судебной системе РФ требуют от юридических вузов профессиональной подготовки квалифицированных специалистов для судебной системы с развитыми общекультурными, профессиональными и межпрофессиональными навыками.

Анализ текущего состояния высшего юридического образования позволяет утверждать необходимость улучшения целей, направления и содержания подготовки специалистов для судебной системы. Учитывая то, что ст. 2 Федерального закона РФ № 273 «Об образовании», определяет образование как «совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов», приоритетными целями становятся «удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии <...> и распространение гуманитарных, правовых и технических знаний, повышение его общеобразовательного и культурного уровня» [1].

Важность вклада дисциплин экономического цикла в улучшение подготовки специалистов для работы в судебной системе трудно переоценить. Сегодня профессионализм специалистов связан с интеграцией знаний, полученных в процессе изучения экономических дисциплин, которые помогают формировать у будущих специалистов представление о различных аспектах экономической жизни общества. Внедрение интегрированных модулей, основанных на экономических дисциплинах, в учебный процесс для улучшения профессиональной подготовки специалистов в судебной системе не только способствует обогащению их знаний в области экономики, но также служит основой гуманитаризации профессионального образования [2].

При разработке новых учебных курсов и программ в соответствии с современными образовательными стандартами особое внимание уделяется интеграции предметов и созданию комплексных образовательных модулей. Преподавание включает изучение дисциплины с помощью лекционных и семинарских/практических занятий, а также самостоятельную работу обучающихся [4, 5].

Анализ доступных источников по данной тематике позволяет выявить несколько проблем, связанных с обучением экономическим дисциплинам для будущих специалистов судебной системы. Среди этих проблем можно выделить следующие:

  1. Необходимость акцентировать цели экономических дисциплин на языке профессиональных задач, включая аспекты цифровизации и информатизации, такие как медиационно-коммуникационные навыки;
  2. Систематизация экономических дисциплин, входящих в профессиональную подготовку специалистов для судебной системы;
  3. Вовлечение будущих специалистов судебной системы в методологию системного подхода;
  4. Использование новых моделей и дидактических систем как перспективных форм организации юридического образования;
  5. Обновление содержания и конкретизация форм и методов обучения.

Проблемы, описанные выше, указывают на ключевой аспект изучения экономических дисциплин, влияющих на качество подготовки специалистов для судебной системы - формирование экономически грамотного индивида. Именно это определяет значимость развития учебных навыков у обучаемых.

Первое и, пожалуй, самое очевидное значение экономических дисциплин в подготовке специалистов для судебной системы заключается в том, что экономические процессы и явления тесно связаны с правовыми вопросами. В современном мире экономика играет ключевую роль во многих аспектах жизни общества, включая правовую систему. Судебные решения и постановления во многом определяются экономическими факторами и последствиями. Поэтому знание экономических закономерностей и принципов помогает судьям и юристам принимать обоснованные и правильные решения.

Второе значение экономических дисциплин в подготовке специалистов для судебной системы связано с необходимостью анализа финансовых данных и экономической оценки. В процессе судебных разбирательств часто возникают вопросы, связанные с оценкой имущества, ущерба, потери прибыли и т.д. Экономическое образование позволяет специалистам более глубоко разобраться в этих вопросах и провести профессиональную оценку. Это позволяет судьям и юристам принимать обоснованные решения на основе достоверных данных и экономических принципов.

Третье значение экономических дисциплин в подготовке специалистов для судебной системы связано с пониманием экономических механизмов и их влияния на правовую систему. В условиях быстрого развития электронной коммерции, финансовых инструментов и международных экономических отношений, знание экономических закономерностей становится все более важным для специалистов судебной системы. Они должны быть готовы к анализу и решению сложных экономических вопросов, которые могут возникнуть в процессе судебных разбирательств.

В заключении подчеркнем важность междисциплинарной интеграции на всех уровнях образовательной системы. Это связано с необходимостью полной реализации как учебных задач каждого предмета, так и выполнения социального заказа общества – создания компетентной личности выпускника учебного заведения, способной к всестороннему развитию.

Профессиональное обучение и его моделирование представляют собой целенаправленный, обусловленный обществом и организованный педагогический процесс, направленный на воспроизводство человека в качестве субъекта общественных отношений, через систематизированные экономические знания. Применение педагогических технологий для развития профессиональной направленности экономических дисциплин предполагает не только возможность структурировать дисциплины по кафедрам с выделением базового, обязательного курса и его конкретного содержания, но и шанс предложить общую структуру курсов, обеспечивая логичность и преемственность экономических дисциплин в процессе профессионального образования.

Экономические дисциплины играют важную роль в подготовке специалистов для судебной системы. Они позволяют судьям и юристам лучше понимать экономические процессы и их влияние на правовую систему. Знание экономических закономерностей и принципов помогает принимать обоснованные решения и проводить экономическую оценку в процессе судебных разбирательств. Поэтому важно, чтобы подготовка специалистов для судебной системы включала обучение экономическим дисциплинам. Это поможет обеспечить более качественную работу судебных органов и эффективную защиту прав и интересов граждан.

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изменениями на 22 июня 2024 года) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 06.07.2024)
  2. Башмакова, Н. И. Роль дисциплин социально-гуманитарного цикла в профессиональной подготовке специалистов для судебной системы / Н. И. Башмакова // Социально-гуманитарное знание в профессиональной подготовке специалистов для судебной системы: Сборник материалов Всероссийского круглого стола, Санкт-Петербург, 28 октября 2021 года. – Санкт-Петербург: Центр научно-производственных технологий "Астерион", 2022. – С. 66-71.
  3. Башмакова Н.И., Бондарев В.Г. Профессиональная готовность специалистов для судебной системы: генезис и развитие содержания понятия // Образовательный вестник «Сознание». - 2021. Т. 23. № 5. - С. 34-41.
  4. Комелькова, И. С. особенности преподавания экономических дисциплин обучающимся экономических и неэкономических специальностей / И. С. Комелькова // Совершенствование методического обеспечения реализации актуализированных образовательных программ высшего образования как условие повышения качества подготовки выпускников : Национальная научно-методическая конференция, Тверь, 21–23 апреля 2020 года. – Тверь: Тверская государственная сельскохозяйственная академия, 2020. – С. 186-189.
  5. Рыбалко, Н. А. Особенности преподавания экономических дисциплин обучающимся экономических и неэкономических специальностей / Н. А. Рыбалко // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 61-2. – С. 164-168.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Исаенко Анна Николаевна