Проблема преемственности логопедической работы в дошкольных и школьных образовательных организациях

"Научный аспект №6-2024" - Педагогика

УДК 373

Тарареева Юлия Игоревна – магистрант Академии психологии и педагогики Южного федерального университета.

Аннотация: В статье рассмотрена проблема преемственности логопедической работы дошкольной и школьной образовательной организации. А также причины и возможные пути решения данной проблемы.

Ключевые слова: преемственность, логопедическая работа, дошкольная образовательная организация, школьная образовательная организация.

Как показывают научные исследования с каждым годом увеличивается число детей, поступающих на обучение в школьные образовательные организации и имеющих речевые нарушения. Наличие проблем речевого развития у учащихся начальных классов оказывает существенное воздействие на успешность обучения таких ребят родному языку и грамотности, чтению. В перспективе проблемы речевого развития у ребенка могут стать препятствием для успешного освоения им школьной программы, удовлетворенности профессиональной и личной жизнью, снижения психологического благополучия и психического здоровья [1; 8].

Речь – высшая психическая функция, которая для своего нормального развития требует, с одной стороны, соответствующих генетических задатков, обеспечивающих развитие центрального (мозговые структуры) и периферической составляющей речевого аппарата, с другой стороны, средовых условий – взаимодействия и  эмоциональной поддержки со стороны окружающих взрослых, приобщения ребенка к особенностям речи и языка носителей конкретной культуры [2; 4]. В старшем дошкольном возрасте наиболее задействована и интенсивно развивается языковая составляющая, непосредственно связанная с общением, а именно, лексические значения слов [13]. К возрастному периоду 6-7 лет у детей формируется способность к продуцированию развернутых монологических высказываний, при этом словарный запас составляет около четырнадцати тысяч слов, происходит освоение лексических правил образования слов, формирования времен и составления предложений. Известно, что развитие речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста протекает параллельно с этапами развития мышления и формирования «модели психического», как представлений детей о себе и окружающих [6]. Психологическая диагностика показателей мышления тесно связана с диагностикой уровня развития речи. Важную роль в построении эффективной логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими проблемы в развитии речи, играет уровень подготовки логопедов, дефектологов, а также наличие у них психологических качеств, повышающих их стрессоустойчивость, умение применять копинг-стратегии, направленных на решение возникающих проблем, а не на их игнорирование или избегание [3; 5].

Приоритетными задачами, решаемыми в рамках функционирующей в нашей стране системы дошкольного образования детей являются обеспечение доступности данной ступени образования для широких слоев населения, создание условий для полноценного физического и психического развития детей дошкольного возраста, сохранения и укрепления их здоровья, а также установление преемственности программ образования и воспитания дошкольных образовательных учреждений и учреждений начального общего образования [11]. Преемственность в работе дошкольной и школьной образовательных организаций предполагает соответствие требований образовательных стандартов к качеству подготовки выпускников дошкольных образовательных учреждений уровню требований начального школьного обучения, обеспечивающих готовность ребят к школе. Кроме того, программы обучения в начальной школе должны строиться с учетом знаний, умений и навыков, которые освоены ребенком в подготовительной группе дошкольной образовательной организации. В связи с этим понятна необходимость взаимодействия двух образовательных организаций: дошкольной и школьной, преемственности в обучении. Для обеспечения такой преемственности необходимо придерживаться плавного, последовательного перехода от дошкольной ступени образования к начальной школьной ступени, сохранив при этом формы, методы, средства и содержание обучения и воспитания, с постепенным их изменением в связи с повышением ступени образования и в соответствии с возрастно-психологическими особенностями детей [12]. В научно-педагогической литературе, которая освещает проблему преемственности, последнее рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка [10].

Проблема обеспечения преемственности логопедической работы между дошкольными и школьными образовательными организациями является актуальной и важной задачей для обеспечения успешного развития и коррекции детей с нарушениями речи. Одной из основных проблем является отсутствие системы координации и сотрудничества между логопедами дошкольных и школьных учреждений. В результате этого дети, переходящие из дошкольных учреждений в школу, могут терять связь с логопедическими специалистами или не получать необходимой помощи вовремя. Также наблюдается недостаточная информационность школьных логопедов о результатах проведенной логопедической работы с детьми в дошкольном возрасте, что может затруднять дальнейшую диагностику и коррекцию их речевых проблем в школе. Основное содержание идеи преемственности базируется на теории ведущей деятельности и связанных с ней возрастно-специфических психологических новообразований, преемственность которых создает единство психического развития ребенка [7]. Цель создания системы преемственности - разработать единую педагогическую стратегию для развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования, включая логопедическое сопровождение и коррекцию, придание педагогическому процессу целостного характера [9].

Для решения проблемы преемственности логопедической работы необходимо создание единой методической базы, обеспечивающей континуум помощи детям с нарушениями речи от дошкольного до школьного возраста. Также важно проведение совместных тренингов и семинаров для логопедов из разных типов образовательных учреждений с целью обмена опытом и улучшения качества работы. Особое внимание должно уделяться периоду адаптации детей к новым условиям обучения и преемственности в методах и подходах логопедической работы для успешного преодоления трудностей и обеспечения полноценного развития учащихся. Необходимо также установить эффективный механизм обратной связи между дошкольными и школьными логопедами, чтобы обеспечить непрерывность работы с каждым конкретным ребенком и персонализировать подход к его развитию. Важно также проведение регулярных анализов и оценок результатов работы с детьми, чтобы корректировать методики и стратегии в случае необходимости. Организация совместных мероприятий для педагогов и родителей, направленных на информирование о методах работы с детьми с нарушениями речи и поддержку семей в процессе реабилитации, также может способствовать успешной преемственности логопедической работы. Обеспечение преемственности в логопедической работе не всегда возможно, так как часто дети из одной логопедической группы идут в разные школы, поэтому сложно проследить динамику их развития и установить контакт со всеми школьными учителями-логопедами, учителя-логопеды школ не всегда имеют чёткое представление о структуре и содержании логопедической работы в дошкольной образовательной организации, при этом учителя-логопеды детских садов мало знакомы с образовательными программами школы. Решение данных проблем можно и нужно искать, например, путем создания единой линии обучения, единых программ, выбора педагогических технологий обучения и успешного сопровождения учащихся, проведением треннингов, консультаций для детей, поступающих в школу, организации обмена опытом, посещения занятий в дошкольной образовательной организации логопедами школы, и наоборот. Также возможно проведение совместных педсоветов на темы, освещающие готовность детей к обучению в школе, с анализом результатов анкетирования, диагностики дошкольников и родителей, консультаций специалистов, реализации педагогических мероприятий для детей подготовительной группы совместно с первоклассниками, выполнения комплексной психолого-педагогической диагностики.

Проблема преемственности логопедической работы дошкольной и школьной образовательной организации актуальна в настоящее время. Для её решения необходимо тесное сотрудничество логопедов школ и детских садов, при таком условии система логопедической работы могла бы способствовать получению результатов в решении проблем в развитии речи детей, их грамотности, повышения учебной мотивации и успешности школьного обучения, решения задач психопрофилактики.

Список литературы

  1. Барсукова Л.А., Емелина Т.А., Земская Н.Е. Логопедия в школе: Практический опыт / Под ред. В.С. Кукушкина. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010. 368 с.
  2. Воробьева Е.В. Психогенетика общих способностей: монография /Е.В. Воробьева. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2011. 222 с.
  3. Воробьева Е.В., Бондарева В.В., Воробьева А.Ю., Дидигова А.Ю., Казьменко К.А., Миносян К.С., Тырса А.Д. Исследование психологической готовности студентов-дефектологов к работе в образовательной среде // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11. № 1. https://mir-nauki.com/PDF/25PSMN123.pdf
  4. Воробьева Е.В., Кайдановская И.А. Психофизиология детей и подростков. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2017. 187 с.
  5. Воробьева Е.В., Правдина Л.Р., Шевченко А.В. Особенности психологических защит и копинг-стратегий у педагогов дошкольных образовательных учреждений с разным уровнем психологического благополучия // Психологическая наука и образование. 2024. Т. 29. № 2. C. 112—125. DOI: 17759/pse.2024290208
  6. Ермаков П.Н., Воробьева Е.В., Кайдановская И.А., Стрельникова Е.О. Модель психического и развитие мышления у детей дошкольного возраста // Экспериментальная психология. 2016. Т. 9. № 3. С. 72-80. DOI: 17759/exppsy.2016090306
  7. Ершова Н.В. Преемственность ступеней образования на основе периодизации детского развития. Издательство ИПКРО. Якутск, 2003.
  8. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 432 с.
  9. Лобанова О.А. Преемственность в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения и школы // Преемственность в образовании. 2019. № 23(10). С. 771-777. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_32645372_30939614.pdf
  10. Люблинская А.А. Детская психология: учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1971. 415 с.
  11. Нормативная база современного дошкольного образования: Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности. М.: Просвещение, 2014. 112 с.
  12. Солдатенко К.Ю. Преемственные связи в развитии речи дошкольников и младших школьников // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2017. № 4. С. 103-107.
  13. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте (краткий очерк). М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1958. Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/Err-001/Err-001.htm
Автор: Тарареева Юлия Игоревна