Внедрение и реализация федеральной образовательной программы дошкольного образования в практике работы дошкольных образовательных учреждений

"Научный аспект №6-2024" - Педагогика

УДК 37

Ахпателова Анна Тимуровна – воспитатель ГБДОУ детский сад №82 Красносельского района Санкт-Петербурга.

Аннотация: В современном обществе особое внимание уделяется развитию дошкольного образования. Правительство Российской Федерации активно поддерживает инициативы по улучшению качества предоставляемых услуг в дошкольных образовательных учреждениях. В этом контексте одной из ключевых задач становится успешная реализация Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО). В данной статье мы рассмотрим ключевые аспекты внедрения ФОП ДО.  Какие трудности возникают у дошкольных образовательных учреждений на пути реализации ФОП ДО. Какие эффективные формы и методы используют в работе дошкольные образовательные учреждения для успешной реализации ФОП ДО.

Ключевые слова: дошкольное образование, внедрение, реализация, Федеральная образовательная программа, методы, оценка, качество.

ФОП ДО является основой для работы дошкольных образовательных учреждений по всей России. Основной задачей этой программы является обеспечение единого образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в школу.

Основные принципы, лежащие в основе ФОП ДО, включают в себя интегративный подход, активность, непрерывность, дифференциацию, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Интегративный подход предполагает объединение различных областей знаний и деятельности в единую целостность. Дети учатся не только различным предметам, но и формируют ключевые компетенции, такие как коммуникативные, индивидуальные, социальные и культурные. Этот подход способствует разностороннему развитию ребенка.

Активность является важным принципом программы и предполагает активное включение ребенка в процесс обучения и формирования новых знаний. Дети не только пассивно усваивают информацию, но и активно участвуют в играх, творческих занятиях, экспериментах и практической деятельности.

Непрерывность означает, что обучение ведется с учетом предшествующих достижений и прогресса каждого ребенка. Программа предусматривает последовательное развитие умений и навыков, позволяющее ребенку постепенно переходить от простых к сложным заданиям.

Дифференциация предполагает учет индивидуальных особенностей каждого ребенка [4].

Внедрение и реализация ФОП ДО является сложным и многогранным процессом, требующим грамотной подготовки и поддержки педагогов. Качество образования в дошкольных учреждениях напрямую зависит от компетенций и профессионализма педагогического персонала.

Одним из важных аспектов подготовки педагогов для реализации ФОП ДО является их ознакомление с содержанием программы и методами ее реализации. Педагоги должны осознавать ключевые принципы и цели программы, а также особенности ее структуры и организации. Кроме того, они должны быть готовы к использованию различных методов и технологий обучения, подходящих для реализации программы [5].

Важным элементом подготовки педагогов является проведение обучающих курсов, семинаров и тренингов. На таких мероприятиях педагоги могут обменяться опытом, получить новые знания и навыки, а также задать вопросы и получить поддержку от опытных коллег и специалистов. Это помогает им углубить свои знания и повысить свою квалификацию, что является важным условием для эффективной реализации ФОП ДО [6].

Однако, подготовка педагогов не должна ограничиваться только теоретическими занятиями. Важным этапом подготовки является практическая работа в условиях реальной дошкольной группы, организация учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Правильная организация данного процесса позволяет обеспечить полноценное развитие детей и достижение поставленных целей ФОП ДО.

Одной из важнейших составляющих организации учебно-воспитательного процесса является планирование. Педагоги дошкольного учреждения должны разработать годовое, месячное и недельное планирование, в котором определяются основные задачи, содержание и методы работы с детьми, а также оценка достигнутых результатов. Планирование позволяет структурировать образовательный процесс и учесть индивидуальные потребности и интересы каждого ребенка [1].

Основу организации учебно-воспитательного процесса составляют различные формы работы. В соответствии с Федеральной образовательной программой в дошкольном учреждении необходимы применяться групповые, индивидуальные и коллективные формы работы. Групповая работа способствует развитию социальных навыков, общению и сотрудничеству с другими детьми. Индивидуальная работа направлена на участие каждого ребенка в образовательном процессе с учетом его индивидуальных особенностей и потребностей. Коллективная работа помогает сформировать чувство коллективной ответственности и толерантности.

Также одной из важных задач внедрения и реализации ФОП ДО является оценка и контроль качества ее реализации в дошкольных образовательных учреждениях.

Оценка качества реализации программы необходима для определения эффективности образовательного процесса, а также для улучшения его качества. В процессе оценки должны учитываться как количественные, так и качественные показатели, такие как уровень достижений детей, уровень профессиональной подготовки педагогов, адаптивность программы к потребностям детей и т.д.

Одним из методов оценки качества реализации программы является проведение педагогической экспертизы. В рамках экспертизы осуществляется анализ планов и программ работы дошкольного учреждения, проводятся наблюдения за занятиями, а также интервьюируются педагоги, родители и дети.

Кроме того, контроль качества реализации программы осуществляется с помощью системы мониторинга. Система мониторинга позволяет отслеживать динамику изменения показателей качества образования в течение определенного периода времени. На основе полученных данных можно определить эффективность применяемых методик и программ обучения, выявить проблемные моменты и разработать меры по их устранению.

Для оценки и контроля качества реализации ФОП ДО также применяется система внутренней и внешней аттестации учреждений [3].

Результаты внедрения данной программы уже привели к положительным изменениям в работе дошкольных учреждений.

Одним из значимых результатов внедрения программы является улучшение организации образовательного процесса в детских садах. Дети получают качественное дошкольное образование, что оказывает положительное влияние на их развитие и подготовку к школе.

Внедрение программы также ведет к повышению профессиональных компетенций педагогического коллектива дошкольных учреждений. Педагоги проходят специальные обучающие программы, овладевают новыми методиками обучения и развития детей. Это помогает им быть более грамотными и компетентными специалистами, способными эффективно работать с детьми и помогать им в их развитии [2].

Перспективы внедрения ФОП ДО в практике работы дошкольных учреждений огромны. Программа предлагает широкий спектр методик и подходов к обучению и развитию детей, что позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и создавать для него наиболее благоприятные условия для развития.

Таким образом внедрение и реализация ФОП ДО в практике работы дошкольных учреждений является важной задачей современной системы образования.

Во-первых, внедрение ФОП предоставляет возможность однородного и структурированного подхода к дошкольному образованию на всей территории России. Единые стандарты и требования создают условия для качественной подготовки дошкольников к школе.

Во-вторых, реализация программы позволяет обеспечить разнообразие образовательных методик и подходов, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Дифференцированный подход к обучению и развитию способствует развитию личности ребенка и удовлетворению его индивидуальных потребностей.

В-третьих, внедрение ФОП ДО требует соответствующей подготовки педагогов и активного участия руководителей дошкольных образовательных учреждений. Это включает в себя подготовку и повышение квалификации педагогов, профессионального развития педагогического коллектива, чтобы они могли успешно реализовывать программу и обеспечивать качественное образование детей.

В-четвёртых, создаются соответствующие условия для успешной реализации программы и проводится оценка и контроль ее эффективности.

Список литературы

  1. Ананьева Е. Н. Федеральная образовательная программа дошкольного образования: проблемы внедрения и перспективы развития. // Вестник Московского университета. Серия 14, Педагогика. – 2018. – № 4. – С. 85-97.
  2. Боровикова Е. Б. Дошкольное образование: опыт развития и перспективы. – М.: Просвещение, 2020. – 240 с.
  3. Гущин В. С. Реализация Федеральной образовательной программы дошкольного образования: опыт и проблемы. // Современное дошкольное образование. – 2019. – № 3. – С. 56-63.
  4. Куклина Н. М. Федеральная образовательная программа дошкольного образования: ключевые аспекты и тенденции развития. // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 2. – С. 45-54.
  5. Попова Л. И. Развитие дошкольного образования в современной России: теория и практика. – СПб.: Питер, 2019. – 176 с.
  6. Смирнова Л. К. Эффективность реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования: проблемы и пути их решения. // Педагогика и психология. – 2018. – № 3. – С. 32-39.
Автор: Ахпателова Анна Тимуровна