Использование интернет-ресурсов в процессе обучения иностранным языкам

"Научный аспект №6-2024" - Педагогика

УДК 373.5.016.811.1, 004.738.5

Александрова Анисья Андреевна – студент факультета иностранных языков Чувашского государственного педагогического университета им.И.Я.Яковлева.

Научный руководитель Григорьева Елена Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка Чувашского государственного педагогического университета им.И.Я.Яковлева.

Аннотация: Статья посвящена вопросу применения Интернет-ресурсов в образовательном процессе. В ней раскрывается понятие Интернет-технологий; необходимость их внедрения в школьное образование; приводится их классификация, построенная на анализе и сравнении функциональной оснащенности платформ. По результатам проведенной работы делается вывод о преимуществах и недостатках обучения иностранному языку на базе рассматриваемых ресурсов.

Ключевые слова: информатизация, Интернет, платформа, образование, технология, иностранный язык.

Уроки иностранных языков, в отличие от других школьных дисциплин, всегда требовали применения технологий для отработки навыков аудирования. Как правило, раньше для проведения упражнений по аудированию прибегали к использованию проигрывателей и CD-дисков. Сейчас же большинство школ в Российской Федерации оборудовано компьютерами, которые позволяют проигрывать аудиозаписи без применения дополнительного оборудования.

Помимо персональных компьютеров в российских школах используют также электронные доски, мультимедийные проекторы и планшеты. Согласно экспертам Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ, каждый третий преподаватель в России использует электронную доску, а двое из трех пользуются мультимедийным проектором [4]. Все эти технологии, введенные в российские школы, являются результатами информатизации образования.

 Российский педагог и доктор педагогических наук Б.М. Бим-Бад охарактеризовал информатизацию образования как процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания [1, с. 32].

На данный момент абсолютное большинство российских школ обладают региональными или городскими образовательными Интернет-платформами, действующими в качестве электронных классных журналов и личных дневников обучающихся с функциями загрузки и отправки на проверку учителю домашних заданий. Этот функционал стал особенно востребованным во время всемирной эпидемии Covid-19, начавшейся в марте 2020 года и повлекшей временный перенос образовательного процесса из физических школ в Интернет-пространство.

При внедрении в процесс обучения иностранному языку данных технологий учитель ставит ученика в такие условия, когда тот оказывается лицом к лицу с учебной задачей, которую необходимо самостоятельно решить в поставленные сроки. Это способствует формированию у учащихся умений и навыков самоорганизации, целеполагания, планирования, прогнозирования регулятивных универсальных учебных действий.

Также, при работе с Интернет–технологиями на уроке иностранного языка ученик сам может стать создателем учебной информации, взаимодействуя с другими участниками обучения. Контроль за образовательной траекторией перемещается от учителя к ученику, что способствует формированию у него умений и навыков контроля, коррекции, оценки, волевой саморегуляции [5, с. 178].

Важные критерии при выборе онлайн–сервисов были обнаружены во время проведения опроса преподавателей и студентов ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. Он показал, что наиболее важными при работе с Веб технологиями для студентов и преподавателей являются следующие критерии: возможность бесплатного пользования Веб сервисом, наглядность сервиса, наличие аудиоподдержки, простота в использовании, отсутствие необходимости предварительной регистрации всех обучаемых. Для преподавателей оказался важным еще один критерий – возможность создания на базе сервиса разнообразных тренировочных, условно-речевых и речевых упражнений [3, с. 42].

Среди Интернет-технологий, подходящих для обучения иностранным языкам, можно выделить две категории ресурсов:

  • платформы с функционалом проведения полноценного урока;
  • дополнительные Интернет-ресурсы, применимые к отработке отдельных языковых навыков.

К первой категории Интернет-ресурсов можно отнести такие платформы как Взнания, Miro и ProgressMe. Конструкторы для создания интерактивных материалов к урокам Взнания и ProgressMe – это отечественные лингвистические платформы. Их функционал предоставляет возможность проведения полноценного виртуального урока со встроенной видеосвязью в режиме реального времени, то есть преподаватель может наблюдать за работой своих учеников по мере выполнения упражнений. Моментальная автопроверка ответов позволяет ученикам самостоятельно отслеживать результаты выполненной работы и в то же время снимает с преподавателя необходимость персональной проверки.

Обе платформы содержат уже готовую библиотеку уроков, а также позволяют создать собственные уроки при помощи конструктора материалов, в котором содержатся разные шаблоны упражнений: правда/ложь, выбор правильного ответа, заполнение пропусков, сопоставление, расположение слов/предложений в правильном порядке и так далее. Интернет-ресурсы позволяют использовать видео и аудиоматериалы, предоставляют режим виртуальной доски для групповой или индивидуальной работы. Более того, платформа предоставляет каждому ученику расписание занятий, раздел домашней работы, личный интерактивный словарь с упражнениями на отработку пройденной лексики и дополнительные материалы для самообучения.

Основное различие этих образовательных платформ заключается в том, что ProgressMe также синхронизируется с другими платформами и позволяет прикреплять активные ссылки на платформу Miro или упражнения с сайта Wordwall. Также в платформу ProgressMe включена система искусственного интеллекта «AI-ассистент», созданная для генерации упражнений по запросу преподавателя.

Иностранная платформа Miro сильно отличается от вышерассмотренных онлайн-технологий, так как изначально она не задумывалась как образовательный продукт. Miro представляет собой интерактивную онлайн-доску и, предполагалось, что использоваться она будет в качестве рабочего пространства для бизнесов.

Однако функционал платформы по достоинству оценивается преподавателями иностранных языков. Miro может быть использован в качестве интерактивного учебника с прикрепленными аудио и видео файлами, однако на платформе отсутствует формат упражнений и тем более автопроверки, что делает сложным проведение онлайн-уроков. Эта платформа больше подойдет для офлайн обучения класса учеников при помощи мультимедийной доски.

К дополнительным Интернет-ресурсам, применимым к отработке отдельных учебных тем относим такие сайты как Wordwall, Online Test Pad и Quizlet. При помощи этих сайтов преподаватели иностранных языков могут сделать упражнения на отработку лексики и грамматики интерактивными. Они не предназначены для проведения онлайн-уроков, но могут использованы в качестве ресурсов для домашних заданий, контрольных работ и индивидуальных работ в классе в режиме реального времени.

Конструктор Wordwall обладает большой базой готовых упражнений для отработки лексики и грамматики, но также позволяет создать персональные упражнения при помощи существующих на платформе шаблонов: сопоставление, сортировка, анаграмма, отгадывание, заполнение пропусков, кроссворды и так далее. Также на платформе содержатся интерактивные игры «Игровое Шоу» и «Самолет» с множественным выбором и ограниченным временем. Ученики имеют ограничения в виде нескольких предоставленных жизней и бонусных раундов, что дополнительно мотивирует учеников.

Платформа Online Test Pad подходит для проведения тестовых и контрольных работ как в классе, так и при домашнем обучении. Функционал платформы предполагает индивидуальное прохождение тестирования с невозможностью покинуть платформу до его завершения. Подобный формат может быть использован при контрольных и самостоятельных работах в старшем звене, так как у учеников данного возраста есть персональные девайсы с доступом во Всемирную сеть, что в свою очередь позволяет преподавателю сэкономить время на проверке работ, а ученикам получить однозначно объективную оценку своих знаний.

Сервис Quizlet представляет собой платформу для запоминания информации. Это онлайн-формат обучающих карточек. При обучении иностранным языка они могут использованы по-разному: запоминание новых слов и их перевода (слово и перевод), повторение грамматики (конструкция/грамматическое время и объяснение), отработка произношения (слово и транскрипция). Данный формат подойдет для дополнительной отработки пройденного материала и может быть использован учениками для самопроверки при подготовке к контрольным работам и экзаменам.

Таким образом, в статье были рассмотрены процесс информатизации образования и виды Интернет-технологий при обучении иностранным языкам на старшем этапе школьного образования. Применение онлайн-ресурсов стимулирует мотивацию обучающихся, вносит разнообразие в учебный процесс и позволяет ученикам проявить самостоятельность в образовательном процессе. Более того, применение рассмотренных технологий снижает нагрузку преподавателя, снимая с него целый ряд внеурочных задач.

Список литературы

  1. Бим-Бад Б. М. Информатизация образования [Текст] / Б.М. Бим-Бад. – Москва, 2002. 110 с.
  2. Взнания [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vznaniya.ru/
  3. Григорьева, Е. Н. Обучение лексике иностранного языка с помощью Веб 2.0 технологий в вузе / Е. Н. Григорьева, А. Г. Абрамова, И. Ю. Шачкова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2022. – № 4(117). – С. 39-45.
  4. Институт образования ВШЭ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ioe.hse.ru/news/204222268.html (дата обращения 16.04.2024).
  5. Семенова, Е. С. Технологии Web 2.0 как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий у учащихся в процессе обучения иностранному языку / Е. С. Семенова, Е. Н. Григорьева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2015. – № 2(86). – С. 176-180.
  6. Цифровая этика детства [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.1obl.ru/tv/vremya-novostey/vremya-novostey-ot-21-02-2022/deti-nachali-ranshe-polzovatsya-internetom/ (дата обращения 17.04.2024).
  7. Miro [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://miro.com/ru/
  8. Online Test Pad [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://onlinetestpad.com/ru
  9. ProgressMe [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://progressme.ru/
  10. Quizlet [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://quizlet.com/ru
  11. Wordwall [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wordwall.net/ru
Автор: Александрова Анисья Андреевна