Включение старшеклассников в проектные команды как форма учебной работы на уроках алгебры

"Научный аспект №6-2024" - Педагогика

УДК 371.3

Князева Анна Андреевна – ассистент Сибирского государственного университета науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева

Дундуа Оксана Васильевна – учитель Солонцовской средней общеобразовательной школа им. генерала С.Б. Корякова (Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы)

Аннотация: В современном образовании все большее внимание уделяется овладению практического опыта школьниках, участию в проектной деятельности. Проектная команда является одним из самых эффективных способов, с помощью которого школьники могут успешно осваивать практический опыт. В данной статье мы рассматриваем теоретические и практические аспекты включения школьников в проектные команды, в процессе образовательной деятельности на уроках алгебры.

Ключевые слова: школьник, старшеклассник, учебная работа, проектные команды, практические навыки.

Формирование практических навыков обучающихся в образовании становиться все больнее актуальнее. Один из способов, для обеспечения таких навыков, является именно проектная деятельность, работа в проектных командах. Безусловно, участие школьников в проектных командах, способствует развитию многих навыков, таких как работа в коллективе, повышение мотивации, ответственности, формирование профессиональных компетенций и практических навыков, а также закреплению изученного теоретического материала. Прежде всего, участие старшеклассников в проектных командах способствует развитию коммуникативных навыков и умению эффективно взаимодействовать со сверстниками, решать задачи и уметь договариваться.

В современном обществе на сегодняшний день стоит острая потребность не в стандартной личности, а в индивидуальности. Таким образом, цель современного подхода к обучению является становление индивидуальной личности с высокой гражданско-патриотической позицией, высокими культурно-нравственными ценностями, человека, способного самостоятельно и быстро решать возникающие социально значимые проблемы [4]. Мы придерживаемся мнения о том, что проектный подход в образовательных учреждениях становится технологией социального воспитания обучающихся. Где главным смыслом данной технологии является создание психолого-педагогических условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет обучающемуся решать основные задачи социализации: формирование профессиональной и личной Я-концепции; устанавливать новые формы взаимодействия с реальной действительностью [3].

Мы предполагаем, что именно работа в проектных командах позволит участникам не только реализовать себя в полной мере, развить коммуникативные навыки, но и успешно освоить учебный материал, применяя творческий подход к более эффективному обучению на уроках алгебры.

Проектная команда – это определенная численность людей, которые работают вместе для достижения общей цели. Они непосредственно работают над осуществлением проекта и подчиняются руководителю (менеджеру) проекта. Команда проекта создается на период реализации проекта и после его завершения распускается [1].

Команда – это самоуправляемый автономный коллектив людей, которые могут качественно и эффективно выполнять поставленные перед ними задачи.

При этом можно выделить несколько основных признаков команды:

  • взаимодействие между участниками команды;
  • профессионализм;
  • нацеленность на успех в решении задачи;
  • слаженная согласованная работа;
  • распределение обязанностей между участниками [5].

Для команды в проектной работе важна и эффективность, поэтому эффективность команды можно достичь при соблюдении некоторых условий:

  1. Регулировка интенсивности труда каждого участника команды. Таким образом, необходимо распределять время в течении рабочего времени, учитывая зависимость от заданных сроков и поставленной цели.
  2. Организация труда. В команде необходимо создать возможность взаимозаменяемости, инициативности, а также распределения задач среди участников.
  3. Возможность новых идей. При возникновении новой идеи, которая может способствовать улучшить командный результат, команда совместно ее обсуждает и принимает решение [5].

Командообразование в проектной деятельности состоит из пяти этапов: инициация, планирование, организация и контроль, анализ и регулирование, и, наконец закрытие проекта. [5] Каждый этап – это совокупностью действий со стороны учителя и учащихся.

Первый этап – инициация. Прежде чем сформировать проектную команду, нам необходимо первым делом поставить задачу, которую она будет решать. Первый шаг – это формирование проекта, в котором необходимо определить цели и задачи, на которые он будет направлен. Для начала необходимо сформировать образовательный проект. Формируя проект, необходимо заранее определить цели и задачи, на которые он будет направлен. После необходимо определить требования к участникам команды. Проект должен соответствовать возрасту учащихся, тема должна быть понятна участникам, должны быть учтены интеллектуальные способности потенциальных участников для создания команды одного уровня. В команды участники отбираются по качествам, таким как умение работать в группе, инициативность, самостоятельность, стрессоустойчивость. Далее формируется жизненный цикл команды, он состоит из пяти стадий: формирование, конкуренция, органическая, расцвет, расформирование. Следующим этапов является разработка стратегии команды. В данном этапе обозначаются и определяются направления и действия всех участников, которые в дальнейшем приведут команду к достижению цели и задач проекта. Заключительным действием на данном этапе работы команды будет определение руководителя, его полномочий.

Вторым этапом командообразования в проектной деятельности является планирование. Первым действием на данном этапе будет выбор методов и  средств организационного планирования. После мы определяем количество человек в группе, количество участников может варьироваться от 2 до 11 человек в команде. В соответствии с интересами участников распределяются их функциональные обязанности, распределяются роли в команде. Руководитель совместно со всеми участниками команды принимает непосредственное участие в распределении обязанностей, исходя из особенностей каждого участника. Одним из важных условий успешной реализации проекта является составление графика работы и разработка мотивации команды.

На третьем этапе формируется организация и контроль команды. Каждый участник команды наделен определенными полномочиями, при этом определена зона ответственности и время на работу, установлены границы взаимодействия между участниками и руководителем.

Четвертым этапом является анализ и регулирование команды. Руководитель на каждом этапе следит за деятельностью своей команды, проводит анализ работы, а также следит за атмосферой внутри команды и может вносить изменения в ход работы проекта.

На пятом, заключительном этапе работы команды, формируется отчет о проделанной работе, проводится анализ и оценка, поощрение участников и расформировывайте команды [2].

Практическая часть учебной работы по включению старшеклассников в проектные команды представляет собой последовательный процесс обучения и применения полученных знаний и навыков в реальных условиях работы над проектами.

Деление на команды мы провели с помощью жеребьевки, через приложение генератор. У нас получилось 5 команд по 6 человек.

После того, как мы распределили всех участников на группы, участники получили свое проектное задание: разработать настольную игру по алгебре, в рамках учебной программы.

По мере выполнения проекта, команда может использовать любую форму презентации проекта, имея при этом раздаточный материал.

В каждой команде были распределены обязанности, кто за какую часть выполнения проекта ответственный. Мы считаем, что для успешной работы команды необходимо, чтобы каждый участник принимал активное участие в проектной деятельности. Команды в течение месяца готовили проекты, далее прошла презентация каждого проекта перед аудиторией. Учителя и школьники заслушивают и обсуждают представленные проекты, задают вопросы, высказывают свои впечатления и оценивают работу каждой команды. Мы считаем, что такой вид работы помогает школьникам не просто закрепить полученные знания, но и является более эффективным способом обучения. Стоит отметить, что проектные команды помогают школьникам не только развить коммуникативные навыки, но и раскрыть свой творческий потенциал, развить креативное мышление и научиться работать в условиях ограниченных ресурсов и времени.

Важно отметить, участие в проектных командах способствует формированию профессиональной самоидентификации, укреплению мотивации к учебе и повышению качества образования. Мы считаем, что в образовательных учреждениях необходимо поощрять и поддерживать подобные инициативы, чтобы дать возможность старшеклассникам не только определить в себе новые качества, но и развиваться, а также реализовывать свой потенциал в полной мере.

Список литературы

  1. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория принятия решений: Математические методы анализа экспертных оценок. М.: Статистика, 1995. 281 с.
  2. Голуб Г.Б. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся / Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова. – Самара, 2003. – С. 9.
  3. Ливак Н.С., Портнягина А.М. Технологии включения обучающихся в проектную деятельность. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(3):4064-4073. https://doi.org/10.15372/PEMW20200316.
  4. Хворых О. Системно-деятельностный подход // Учебно-методический портал. URL: https://www.uchmet.ru/library/material/145 058/ (дата обращения: 20.06.24).
  5. Шкунова, А.А. Командообразование как исследовательский проект студентов в курсе «Организационное поведение» / А.А. Шкунова, С.А. Колода // Вестник Мининского университета. – 2015. – № 4 (12). – С. 24.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Князева Анна Андреевна