Методика подготовки педагогов для работы с одаренными детьми

"Научный аспект №6-2024" - Педагогика

УДК 373

Мищенко Наталья Геннадьевна – аспирант Омской гуманитарной академии в г. Мегион

Аннотация: В данной статье оценена актуальность разработки методики подготовки педагогов для работы с одаренными детьми ввиду дефицита регулирования и теоретических размышлений по указанному вопросу. Представлен авторский взгляд на общие аспекты формирования педагогических компетенций при работе с одаренными детьми, в том числе за счет дополнения новых и расширения уже имеющихся компетенций педагогов в части становления цифровой образовательной среды. С учетом современных образовательных тенденций предлагается дополнить список необходимых педагогических компетенций педагогов при работе с одаренными детьми цифровой компетентностью. Цифровая компетентность - это набор навыков, знаний и установок, которые позволяют человеку использовать цифровые технологии для достижения своих целей в самых разных ситуациях.

Ключевые слова: практико-ориентированные задания, одаренные дети, компетенции, цифровые технологии, цифровая компетентность.

Стандартные педагогические практики нацелены на организацию общей ученической деятельности и формирование установленных критериев знаний у школьников. Обучение одаренных детей требует особого подхода к их образованию: включение в учебные планы более глубоких теоретических аспектов, добавление в образовательный процесс практико-ориентированных заданий с повышенными условиями сложности. Помимо дополнительного материала для обучения одаренных детей, требуется более детальный учет их психологических особенностей развития в целях сохранения их эмоционального благополучия.

Указанные особенности работы с одаренными детьми являются базисом для формирования методики организации педагогического процесса с ними. Понимание специфики работы с такой категорией учеников требует от педагога дополнительных компетенций. Вместе с тем, на сегодняшний день и на законодательном уровне, и в научных публикациях наблюдается дефицит соответственно регулирования и теоретических размышлений по поводу методик подготовки педагогов для работы с одаренными детьми. Именно это формирует актуальность темы исследования.

Для устранения указанного пробела представлю авторский взгляд на общие аспекты формирования педагогических компетенций при работе с одаренными детьми.

Педагогическая компетентность обычно используется для обозначения минимальных профессиональных стандартов, необходимых для выполнения человеком определенных образовательных функций. Компетенции учителей включают знание предмета, педагогику, процессы формирования способностей, находчивость, мотивацию поведения и оценку [5].

По мнению Галеевой Н.Л., учитель должен обладать пятью компетенциями, для того, чтобы успешно работать по Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) [3]:

  • предметная – обладание полнотой знаний по предмету;
  • психолого-педагогическая – учет в образовательном процессе психологических особенностей учеников;
  • коммуникативная – умение выбрать стиль обучения в общении с конкретным ребенком и с конкретным классом на учебном занятии;
  • валеологическая – осуществление образовательной деятельности в соответствии с психолого-физиологическими особенностями каждого ученика;
  • управленческая – осуществление управленческих функций при обучении: планирование процесса, его организация, обеспечение необходимыми ресурсами, мотивация и др.

Безусловно, аналогичными компетенциями должен обладать и педагог для работы с одаренными детьми. Однако, глубина владения ими должна существенно отличаться от уровня, необходимого при работе в рамках утвержденных образовательных стандартов.

Так, для развития предметных компетенций будущему педагогу следует изучать не только сложившиеся представления по предмету, но и анализировать вновь появляющиеся мнения. Для уже практикующего педагога также важно постоянно получать новые знания по соответствующим темам. Учет современных тенденций по предмету гарантирует расширение диапазона знаний как у будущих педагогов, так и у профессионалов. Всесторонний анализ предмета изучения позволит сформировать более глубокие знания по нему.

Например, для обучения одаренных детей в сфере искусства педагог должен обладать не только знаниями об истории художественного воспитания в России, но и иметь представления о современных общемировых тенденциях по предмету. Для обучения одаренных детей в спорте важно анализировать современный опыт и новые технологии в спорте для получения у одаренных детей наиболее высоких достижений.

Кроме того, учителям XXI века необходимы навыки цифровой педагогики, чтобы конкурировать в новом цифровом мире. Эти навыки помогут расти как учителю, так и его ученикам. Поэтому, с учетом современных образовательных тенденций предлагается дополнить список необходимых педагогических компетенций педагогов при работе с одаренными детьми цифровой компетентностью.

Цифровая компетентность – это набор навыков, знаний и установок, которые позволяют человеку использовать цифровые технологии для достижения своих целей в самых разных ситуациях [4]. По мере развития технологий, преподаватели-профессионалы сталкиваются в классе с двумя проблемами: во-первых, им необходимо научиться пользоваться цифровыми инструментами, а во-вторых, они должны убедиться, что все их ученики обладают необходимыми навыками. Учителя овладевают набором цифровых компетенций, которые они могли бы применить в будущих аудиторных занятиях, используя интерактивные материалы, которые, по их мнению, подходят для образовательных учреждений.

Цифровая компетентность становится обязательной для всех педагогов, но при работе с одаренными детьми она несет огромный потенциал. Например, позволяет при помощи цифровых ресурсов более детально раскрыть тему занятия, показать в цифровом разрезе предмет исследования. Современные компьютерные программы и ресурсы, в том числе нейросети, способны разработать совершенно новый образ исследуемого предмета, оценить потенциальные возможности развития, сгенерировать варианты решения задач и их последствия.

Соответственно, методика подготовки педагогов для работы с одаренными детьми в обязательном порядке должна содержать средства и механизмы развития цифровой компетентности. К их числу можно отнести развитие теоретических представлений о цифровой среде в образовании и  изучение практических средств цифровизации образовательного процесса от цифровых досок до цифрового программирования по предмету обучения. Кроме того, в методике следует предусмотреть соответствующие критерии и показатели оценки полученных компетенций, в том числе имеющийся  уровень теоретических знаний о возможностях цифрового образования и практических умений педагогов.

Фактически современный педагог, который работает с одаренными детьми, должен иметь высокий уровень цифровой грамотности. Она означает способность надлежащим образом использовать и анализировать цифровые ресурсы, инструменты и программы, а также применять их в процессах обучения на протяжении всей жизни [1].

Преподаватели, работающие с одаренными детьми, должны помогать своим ученикам не только понимать и интересоваться более широкими вопросами использования технологий и их последствиями в рамках предмета, по которому выявлена одаренность ребенка, но и понимать и интересоваться более широкими вопросами использования технологий и их последствиями. В результате цифровая компетентность требует постоянного повышения, а это значит, что учителям необходимо идти в ногу с изменениями в технологиях и с тем, как технологии используются в классе.

Цифровая педагогическая компетентность проявляется в целенаправленном использовании цифровых технологий для разработки, сканирования, обработки и обмена информацией в виртуальном пространстве, тем самым повышая информационную и медиаграмотность, навыки интернет-безопасности и этику работы с технологиями в цифровом мире [2].

Существует прямая взаимосвязь между компетентностью преподавателя и академическими достижениями одаренных детей. Если развивать компетентность преподавателя, то улучшатся и академические достижения таких учащихся. Образовательные учреждения играют активную роль в достижении этих целей. Кроме того, для повышения квалификации преподавателей и учащихся необходимо учитывать успехи в учебе и технический прогресс. Знание цифровой грамотности стало отличительной чертой учащихся 21 века.  В результате учителя должны быть эффективными, хорошо осведомленными, хорошо воспитанными и грамотными в области цифровых технологий, чтобы повысить свою квалификацию в качестве учителей одаренных детей в нашу цифровую эпоху. Преобразование знаний и технологий в новую модель – это своего рода инновация в обучении, которая привносит качество в практику преподавания и учебный процесс с одаренными детьми.

При этом, с учетом роли и специфики цифровых технологий в обучении предлагается цифровую компетенцию не включать в состав одной из уже имеющихся компетенций, а определить ее в качестве самостоятельной для развития у будущих педагогов и опытных учителей.

Таким образом, методика подготовки педагогов для работы с одаренными детьми помимо развития предметной, психолого-педагогической, коммуникативной, валеологической и управленческой компетенций должна учитывать современные техники образования. Помимо дополнения компетенций педагогов предлагается расширить уже имеющиеся в части становления цифровой компетентности учителей. 

Список литературы

  1. Баклагова Ю.В. Роль цифровой грамотности в формировании иноязычной коммуникативной компетенции студентов / Общество: социология, психология, педагогика. 2021. С. 1-6.
  2. Валявский А. Ю., Учеваткина Н. В. Педагогическая цифровая компетентность / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/31396/1/978-5-8295-0699 5_2020_063.pdf/ (дата обращения: 20.05.2024).
  3. Галеева Н.Л. Пять ключевых компетенций учителя / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://direktoria.org/blog/pyat-klyuchevykh-kompetentsiy-uchitelya/ (дата обращения: 16.05.2024).
  4. Косенок С. ресурс] Режим доступа: https://naukavestnik.ru/doc/2020/ 11/KosenokKurenkova.pdf/М., Куренкова Т.Н. Цифровая компетентность педагога в условиях формирования цифровой образовательной среды/ [Электронный (дата обращения: 15.05.2024).
  5. Сорвачева И.Д. Профессиональные компетенции и компетентность педагога / Проблемы современного педагогического образования. С. 212-215.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Мищенко Наталья Геннадьевна