Роль проектной деятельности в формировании профессиональных компетентностей будущих учителей-физиков

"Научный аспект №6-2024" - Педагогика

УДК 37.013.2

Глущенко Алёна Николаевна – студент Ставропольского государственного педагогического института.

Сидакова Милана Аслановна – студент Ставропольского государственного педагогического института.

Научный руководитель Халатян Кристина Арсеновна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики информатики и цифровых образовательных технологий Ставропольского государственного педагогического института.

Аннотация. В современном образовательном контексте внедрение инновационных методов обучения играет ключевую роль в формировании высококвалифицированных специалистов. Одним из эффективных инструментов, способствующих развитию профессиональных навыков и компетенций в области образования, является внедрение проектной деятельности в учебный процесс. В данной статье рассматривается роль проектной деятельности в формировании профессиональных компетентностей будущих педагогов-физиков.

Ключевые слова: проектная деятельность, профессиональные навыки, исследовательская деятельность, проект, физика, педагог.

Изменения, происходящие в современном обществе, затронувшие все сферы деятельности человека, обусловили необходимость пересмотра системы образования, направленной на отраслевую подготовку специалистов. Актуальными вопросами для изучения являются проблемы подготовки мобильных кадров, которые по окончанию обучения должны обладать не только профессиональной информацией, но и развитой исследовательской культурой, способствующей всестороннему гармоничному развитию индивида. Именно поэтому, образовательный процесс должен быть также ориентирован на формирование исследовательский компетентностей будущих специалистов [4]. Активное применение проектной деятельности способствует формированию профессиональных компетентностей студентов.

Исследования проблем подготовки будущих специалистов, а именно учителей-физиков, определяют тенденцию снижения познавательного интереса к предмету в старших классах, следствием чего является падение успеваемости и мотивации учения. При этом отмечается, что основным источником данной проблемы является недостаточная подготовка педагогов, то есть сформированность их профессиональных компетентностей. Опыт педагогических вузов при подготовки будущих учителей по данному профилю свидетельствует о том, что абитуриенты испытывают существенные трудности при освоении дисциплины, что связано с невысоким уровнем их школьной подготовки. В таких условиях необходим поиск новых подходов к учению, способствующих развитию интереса и познавательной активности студентов [3]. Внедрение проектной деятельности в процессе подготовки будущих учителей физики подразумевает смещение акцента учения с пассивного восприятия и накопления суммы знаний на овладение исследовательскими способами деятельности. Проектная деятельность представляет собой инновационный метод, в рамках которого решаются реальные проблемы, применяются теоретические знания на практике и развиваются важные навыки современного специалиста, такие как коммуникация, сотрудничество и критическое мышление. В контексте подготовки будущих учителей физики, проекты по данной дисциплине являются не только средством закрепления теоретических знаний, но и мощным инструментом формирования интереса к предмету [4].

Приобщение студентов к проектной и исследовательской деятельности позволяет им стать полноценными участниками образовательного процесса, что способствует ориентации их интересов и потребностей на процесс учения, формирование внутренних мотивов, открытию возможностей для самовыражения, тем самым повышается образовательный уровень. Проектная деятельность для совершенствования профессиональных компетентностей будущих педагогов должна быть организована в контексте научных представлений о материальности и дискретности окружающего мира. Примерами проектов могут быть [2]:

  • «Определение влияния различных метеорологических условий на эффективность солнечных коллекторов»;
  • «Анализ воздействия звука на рост растений»;
  • «Способы очищения воды, основанные на физических принципах»;
  • «Определение оптимальной концентрации соли для плавления льда»;
  • «Влияние формы и материала тела на скорость его падения»;
  • «Изучение свободных механических колебаний на примере математического и пружинного маятников».

Представленные темы для научного исследования физических процессов не являются кончеными. Они предоставляют широкий спектр возможной для будущих педагогов-физиков. Исследовательские работы, основанные на подобных темах, позволяют не только расширить понимание физических процессов и явлений, но и развить способности научного исследования, расширь профессиональные компетенции. Каждая из представленных тем может быть внедрена в практику образовательного учреждения в соответствии с уровнем подготовки студентов и наличием должного оборудования.

В качестве примера рассмотрим содержательную часть исследовательского проекта по воздействию звука на рост растений. Данный проект предполагает следующие этапы (см. табл. 1):

Таблица 1

Этапы

Содержание

Постановка цели и задач

Определить, как различные звуковые явления влияют на рост растений. Предположить, что на рост оказывают влияние частоты и уровни звуковых волн

Подготовка экспериментальных приборов

Определить свойства и параметры растений, на которые будут воспроизводиться звуковые эффекты. Разработать систему воздействия звука, обеспечить звуковую изоляцию от сторонних источников воздействия

Определений растений и условий эксперимента

Для сравнения необходимо выбрать одинаковые растения и создать одни и те же условия для их роста под воздействием

Измерение и контроль

Контроль за ростом растений, регулярные измерения и фиксация результатов

Обработка данных

Анализ собранных данный, сравнение полученных результатов

Подведение итогов

Оценка полученных результатов с выдвинутыми предположениями в начале проекта.

Данный проект позволит развить исследовательские навыки студентов, формировать их аналитические, технические, физические и экологические компетенции, расширять навыки обработки данных.

Таким образом, проектная деятельность является эффективным средством формирования профессиональных компетентностей будущих педагогов-физиков. Участие студентов в исследовательской деятельности позволит не только расширить теоретические знания и навыки, но и способствует развитию целого комплекса ключевых компетентностей, развитие которых придает будущим педагогам уверенности в своих навыках, знаниях и возможностях, что является определяющим фактором организации качественного образования.

Список литературы

  1. Алиева Б.М., Эгемназарова А.Ж. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей // Проблемы педагогики. 2017. № 7(30). С. 13-16.
  2. Лебедева О. В., Гребенев И. В. Проектирование и организация исследовательской деятельности учащихся в учебном процессе / / Педагогика. – 2013. – № 8. – С. 52-58.
  3. Поповская Т.С., Петрова Г.Г. Формирование исследовательских компетенций студентов в процессе участия в проектной деятельности по физике в рамках НСО // Сборник тезисов, материалы Двадцать пятой Всероссийской научной конференции студентов-физиков и молодых ученых (ВНКСФ-25, Крым): материалы конференции, тезисы докладов: Екатеринбург – Ростов-на-Дону – Крым: издательство АСФ России, 2019. С.490-491
  4. Стефанова Г.П., Крутова И.А., Дергунова О.Ю. Применение метода проектов в процессе подготовки учителей физики // Приоритеты и интересы современного общества. Материалы Международной научно-практической конференции. – 2010. – С. 178-182.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Глущенко Алёна Николаевна