Основные педагогические подходы к развитию критического мышления у учащихся на уроках обществознания и их реализация с применением СМИ

"Научный аспект №6-2024" - Педагогика

УДК 37

Сабирова Лиля Андреевна – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии Елабужского института Казанского федерального университета.

Хайыткулыева Гулалек Велмурадовна – студент Елабужского института Казанского федерального университета.

Аннотация: В статье рассматриваются основные педагогические подходы и методы и роль в развитии критического мышления у учащихся на уроках обществознания в совокупности с использованием материалов средств массовой информации (СМИ). Авторы выделяют три основных подхода: интерактивный, проблемно- ориентированный, проектный. Авторы считают, что в рамках практического применения этих подходов можно использовать цифровые образовательные ресурсы, методы кейсов, ментальных карт, мозговой штурм, квесты и квиз-игры. Эти методы могут включать задания, разработанные на материалах СМИ.

Ключевые слова: интерактивный подход, критическое мышление, материалы СМИ, обществознание, проблемно- ориентированный подход, проектный подход.

В современном обществе высока важность активного человека, умеющим грамотно пользоваться инструментами и технологиями критического мышления, выстраивать логические умозаключения, избегающего когнитивных искажений, готового к творческой деятельности. Такой человек имеет развитое критическое видение на социальную обстановку, грамотно вырабатывает самостоятельные мнения и решения, по - возможности гармонируя с нестабильной окружающей средой и прогнозируя развитие ситуации.

К сожалению, современная среда российского образовательного пространства в недостаточной мере способна сформировать человека, который может осуществлять оценивание и умение делать выводы с различных ракурсов и посредством внутренней рефлексии, несмотря на запрос российского общества и государства. Кондратенко В. Д., Лысиковым А.И., Завельским Ю.В., Донской В. В. подмечены несоответствия в современной образовательной системе между понятием критического мышления и его развитием у обучающихся. [4]

На наш взгляд, в современном российском образовательном пространстве:

- недостаточно развито понимание сущности явления критического мышления и его реализации в практической деятельности у учителей;

- учителя недостаточно владеют инструментарием педагогических технологий по формированию критического мышления у учащихся,

- в научной педагогической литературе не хватает разработанности методологических путей решения проблем, связанных с формированием критического мышления,

- учителя не всегда хорошо представляют себе педагогически грамотное планирование уроков по формированию критического мышления у старшеклассников с использованием средств массовой информации.

- также недостаточно разработаны технологические пути решения.

Указанные недостатки можно ликвидировать, если учитель будет задействовать материалы СМИ для развития критического мышления у старшеклассников. Учитель при работе с материалами СМИ должен опираться на важную роль в развитии критического мышления развития способности различать факты от мнений, умения распознавать манипуляции и пропаганду, стимулирования обсуждений и дискуссий и поддержки исследовательской деятельности.

Средства массовой информации в современном мире имеют значительное влияние на формирование общественного мнения. Однако следует учитывать, что не всегда СМИ имеют объективную точку зрения на события, определенно есть доля субъективного мнения на происходящие изменения и события. В данной ситуации есть несомненный плюс – обучающиеся могут усовершенствовать свое критическое мышление и сформировать собственную точку зрения. Работа с источниками позволяет формировать и развивать метапредметные навыки учащихся. А именно: выделять главное; конкретизировать обобщенные идеи; анализировать, сравнивать и сопоставлять общественные явления; выявлять взаимосвязи, различные подходы, оперировать полученными знаниями при рассмотрении конкретных фактов и явлений социальной действительности; составлять различные таблицы, схемы, логические цепочки и прочее. Материалы из СМИ позволяют актуализировать теоретические аспекты изучаемой на уроке темы. Самостоятельная работа обучающихся с материалами СМИ позволяет развить собственную компетентность в вопросах развития современного общества, что полезно при формировании патриотических и гражданских взглядов, ценностей. Создание дополнительной мотивации в изучении обществознания через использование материалов средств массовой информации. аудиторию которых составляет молодежь. Упрощение и дополнение подготовки к Единому государственному экзамену по обществознанию через привлечение источников и данных из СМИ для аргументации собственной точки зрения. [5]

Для формирования критического мышления у старшеклассников в процессе работы с материалами СМИ на уроках обществознания также предлагается использовать дебаты, дискуссии, анализ новостных статей, критическое рецептивное чтение, проектную деятельность, метод кейс-стади, метод ментальных карт, организация викторин, квестов и ролевых игр, где учащиеся должны вжиться в роль различных персонажей или ситуаций на основе переданных материалов из СМИ, позволит им взглянуть на проблемы с разных сторон и развить критическое мышление, разработка цифровых ресурсов, создание дискуссионных клубов.

Критическое рецептивное чтение позволяет учащимся изучать тексты статей из СМИ с акцентом на критическое понимание материала: идентификация ключевых и аргументированных позиций, определение логических ошибок и противоречий.

 Проектная деятельность может включать в себя задание на разработку собственного медиапроекта или газеты, где студенты будут выступать как журналисты, аналитики или редакторы, поможет им применить практические навыки анализа информации из СМИ и критического мышления.

Указанные недостатки можно отчасти ликвидировать, если использовать следующие подходы к формированию критического мышления у старшеклассников с применением СМИ. Проблемно- ориентированный подход предполагает проигрывание и имитирование жизненных ситуаций, требующих максимальной концентрации и критического осмысления. Ученики самостоятельно разбирают проблемные ситуации, проводят дискуссии, решают дилеммы, разрабатывают планы действий. В рамках проблемно-ориентированного подхода мы успешно реализуем кейс-стади и внедряем ситуативные задачи. В проблемно-ориентированном подходе учащиеся должны не только найти верный ответ, но определить область своей некомпетентности. [1]

 При применении проблемно- ориентированного подхода в обучении критическому мышлению мы успешно использовали и компилировали ситуационные задачи и кейсы. Приведем несколько примеров кейсов, которые были разработаны нами и учениками в рамках работы на уроке после проведенного анализа источников СМИ («Дзен», «Youtube», «Бусти» и иных).

Кейс 1: "Информационное искажение". Студент Анна читает статью в Интернете, в которой говорится о новом методе лечения гриппа натуральными средствами. В статье утверждается, что этот метод эффективен на 100% и не имеет побочных эффектов. Прогноз развития ситуации: Анна, поверив в это утверждение без должного критического анализа, решает использовать этот метод для самолечения при следующем заболевании гриппом.

Проблема: Неточность и однобокость представленной информации в статье могут привести к неправильным выводам и негативным последствиям для здоровья. Пути решения: Анна должна проверить достоверность информации, обратившись к другим источникам, например, к медицинским сайтам, врачам или научным публикациям, прежде чем принимать решение о лечении.

Кейс 2: «Финансовый аналитик». Кейс придуман с использованием издания «Bloomberg». «Финансовый аналитик принимает решение о покупке ценных бумаг без проведения достаточного анализа рынка и финансовых показателей компании. Аналитик полагается на свои предвзятые мнения и не учитывает возможные риски инвестиций. Инвестиция может оказаться убыточной из-за недостаточного критического мышления при принятии решения. Недостаточное критическое мышление может привести к финансовым потерям и утрате доверия клиентов или инвесторов. Финансовый аналитик должен проводить более глубокий анализ рынка, учитывать все риски и факторы, которые могут повлиять на результат инвестиции.

Интерактивный подход может включать игровое, социальное и имитационное моделирование. Интерактивный подход для формирования критического мышления на современном уроке обществознания и во внеурочной деятельности, на наш взгляд, может быть реализован в виде квиз- игр (викторин), квестов, мозговых штурмов. [2]

Мозговой штурм, как креативный метод решения задач и развития критического мышления старшеклассников, один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения.

Еще одним эффективным методом по формированию критического мышления у старшеклассников является применение квиз-игр и квестов. Данные методы позволяют активизировать скорость реакции, быстроту «включения» критического мышления, умение пользоваться оперативной памятью в сочетании с критическим мышлением.

Приведем пример разработанного Сабировой Л. А. небольшого квеста для старшеклассников. Главная цель: найти ключ от аудитории, где будет проводится заседание дискуссионного клуба. Ведущий: уважаемые участники! Ваша задача найти ключ от аудитории и открыть ей. Задания задают и проверяют контролеры. На вашем пути вам будут попадаться различные препятствия и трудности. Итак, задание на листочке. Примерный текст «Пойти в ауд № 47а, открыть дверь. И найти то, не знаю, что…Кажется это называется я кладезем мудрости. Оно располагается в этом пространстве между компьютером и столом. Открыть нужно самую его середину и там вы найдете загадку.» Участники идут в ауд. 47 а и находят там загадку.

Попытка 1. Что такое гипотеза? Расскажите основные признаки критического мышления. (Если участники отвечают правильно, то они идут на кафедру ….и им присваивается категория А.) Попытка 2. Кто такой лжеученый? (Если участники отвечают правильно, то они идут на кафедру ….и им присваивается категория Б.) Если участники отвечают не правильно, то они идут на кафедру ….и им присваивается категория В.) Далее задания разделятся по категориям А,Б,В. У категории А заданий меньше всех. У категории Б заданий больше не два, чем у категории А. У категории В на четыре задания больше, чем у категории А.

Интерактивный подход также проявляется в разработке цифровых образовательных ресурсов (курсов). В качестве примера можно привести разрабатываемый Сабировой Л.А. цифровой образовательный ресурс «Культура критического и рефлексивного мышления» на платформе Moodle на сайте ДО К (П)ФУ. Особенность цифрового образовательного ресурса заключается в большом разнообразии технических форм работы для обучения (от «банальных» лекции в видео и текстовом формате до возможности внедрения интерактивных форм обучения в электронном виде сразу в самом ресурсе). Цифровой образовательный ресурс «Культура критического и рефлексивного мышления» может послужить примером для разработки похожих ресурсов для общеобразовательных школ, может применяться при обучении старшеклассников обществознанию в гибридном и смешанном формате с на платформе Moodle. 

Проектный подход, на наш взгляд, способствует развитию не только критического, но и научного мышления, развивает исследовательские навыки. Этот подход отличается лонгитюдностью применяемых методов и требует глубоко критического анализа исследуемой проблемы. Проектная деятельность на уроках обществознания позволяет студентам применять полученные знания и навыки на практике, исследовать социальные явления, анализировать данные, работать в группах и представлять свои результаты. Проектная деятельность — это всегда исследовательская деятельность. На уроках обществознания можно реализовывать проекты по следующим темам:

1.«Политические дебаты». Ученики обыгрывают выборы, где каждый выступает в роли политического кандидата, представляющего свою предвыборную программу и дискутирующего со своими оппонентами. Задача студентов- продумать обоснованную аргументацию, составить хорошую программу и провести кампанию.

  1. «СМИ и их роль в формировании критического мышления масс». Ученики исследуют влияние СМИ на формирование общественного мнения и политические процессы. Они могут провести анализ новостей, рекламы, социальных сетей и других источников информации, выявить тенденции и манипуляции, связанные с использованием СМИ, и предложить свои выводы по данной проблеме. Учитель, реализуя проектный подход в практической реальности обучения обществознанию может создавать совместно с учениками новые научные продукты, однако такая деятельность требует особой подготовки от учителя и углубленного знания от учеников, а также значительных временных ресурсов. Однако, проектный подход, на наш взгляд, до сих пор трудно реализуем в реальной урочной деятельности из-за недостаточной подготовки учителей, нехватки времени, боязни, слабой заинтересованности учащихся и пр. [3]

В нашем опыте есть более массовый метод, который также себя хорошо зарекомендовал как для обучения старшеклассников критическому мышлению и связанным с ним явлениям, так и для иллюстрации проблем перед началом разработки исследовательских проектов. Этот метод является разновидностью блокчейна и называется он методом ментальных карт. Метод помогает активизировать творческое, художественное, наглядно-образное и критическое мышления. Как педагогический метод ментальные карты может быть отнесен к интерактивному подходу. Учащимся было предложено создать ментальные карты на темы «Критическое мышление», «Когнитивные искажения», «Борьба с когнитивными искажениями», «Формирование критического мышления», «Технологии развития критического мышления».

Альтернативой методу ментальных карт являются диаграммы Исикавы или метод «рыбья кость». Применяется для прогнозирования возможных проблем и последствий, к которым возникающие проблемы могут привести и улучшения контроля качества исполнения проекта. На наш взгляд, диаграммы Исикавы являются довольно сложными и по этой причине он требует повышенных исследовательских и образовательных компетенций от учеников.

Список литературы

  1. Грязнов С.А. Современное обучение: проблемно- ориентированный подход // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. №3-1 (78). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-obuchenie-problemno-orientirovannyy-podhod (дата обращения: 24.06.2024).
  2. Киршина П.С. Использование интерактивных методов в обучении // Экономика и социум. 2016. №5-3 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-interaktivnyh-metodov-v-obuchenii (дата обращения: 24.06.2024).
  3. Кудряшов В. С., Абытова С. А. Перспективы развития проектного подхода в образовательных учреждениях Российской Федерации // В центре экономики. 2024. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-proektnogo-podhoda-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 24.06.2024).
  4. Куманяев Д.Ф. Развитие критического мышления старших школьников во внеурочной деятельности // Репозиторий тольяттинского государственного университета. — URL: https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/23417/1/Куманяев%20Д.Ф._ППОм-2003а. pdf (дата обращения: 20.06.2024).
  5. Сидорова Н. К. Технологии стимулирования учебно- познавательной деятельности учащихся на уроках обществознания. // Вестник науки и образования. 2021. №6-3 (109). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-stimulirovaniya-uchebno-poznavatelnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-na-urokah-obschestvoznaniya (дата обращения: 24.06.2024).
Автор: Сабирова Лиля Андреевна