Особенности развития образной речи младших школьников в процессе изучения художественных произведений на уроках литературного чтения

"Научный аспект №6-2024" - Педагогика

УДК 373.31

Близнец Алина Сергеевна – студентка Института непрерывного педагогического образования Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова

Карамчаков Андрей Николаевич – кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного, начального и специального образования Института непрерывного педагогического образования Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова

Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей развития образной речи младших школьников в процессе изучения художественных произведений на уроках литературного чтения. Изучены особенности использования художественных произведений на уроках литературного чтения. Представлены примеры организации речевой работы на уроках литературного чтения.

Ключевые слова: развитие образной речи, художественные произведения, уроки литературного чтения, речевая работа, младшие школьники.

Для того чтобы совершенствовать умения в области эффективного общения, необходимо уделять внимание трем ключевым аспектам, как подчеркивают учителя как в прошлом, так и в настоящем. Важно в первую очередь научиться правильно отбирать слова (нормативный аспект), затем следует развить способность выбирать языковые средства, соответствующие целям общения (коммуникативный аспект), и, конечно, важно знание и применение языковых норм в различных контекстах (этический аспект). Чтобы развивать у учащихся навыки яркого и выразительного общения, необходимо расширять и систематизировать их словарные запасы, исправлять ошибки в использовании слов, обогащать словарь новыми значениями и фразами, а также совершенствовать гибкость речи в плане грамматики и стилистики, делая ее более эмоциональной и выразительной [4].

Для того чтобы улучшить качество образования, необходимо активно работать над разнообразием методов обучения. Одним из важных аспектов является развитие навыков работы с текстами на различных уровнях - информационном, сюжетном и языковом. Оценка устных и письменных высказываний учащихся также играет существенную роль в педагогическом процессе. Необходимо уделить должное внимание обучению образной речи, которое сейчас занимает второстепенное место в системе образования [2].

Исследование образности в языке представляет собой многомерный процесс, охватывающий различные аспекты, начиная от морфологии и заканчивая фонетикой. Гуманитарные ученые проводят активное изучение концепции «образности» и ее взаимосвязи с понятием «форма». Для анализа данной темы они обращаются к разнообразным источникам, включая словарь Ожегова. Терминология, используемая в контексте образности, вызывает интерес и изучается как ключевой аспект в учебных и научных трудах [5].

В словаре С. Ожегова и Ю. Шведовой «образный» контекст определяется как яркий, живописный и изобразительный. Философия объясняет форму как идеальное отражение объектов и явлений материального мира в сознании человека, в то время как искусство представляет ее как абстрактное художественное отражение реальности, оформленное в виде конкретного индивидуального проявления, согласно исследованиям. Образность, экспрессивность и красочность в речи рассматриваются как синонимы, как отмечается [2].

При анализе восприятия художественного произведения, М. П. Воюшина подчеркивает, что начинающий читатель начинает свою перцептивную активность с умения воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их художественно-стилистической функцией в литературном произведении [1].

Анализируя содержание читательских умений в процессе восприятия художественного произведения, ученый-методист М. П. Воюшина определяет: «…перцептивная деятельность начинающего читателя начинается с умения воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их художественно-стилистической функцией в литературном произведении» [1, с. 47].

М. П. Воюшина отмечает, что формулировка данного умения отражает суть читательской деятельности школьников по восприятию художественного текста. «… и образ героя, и композиция произведения, и пейзаж, и сюжет, и тема, и весь сложный комплекс отражения действительности в литературе даны только в формах слова, языка, в их соотношениях, взаимосвязях, расположениях» [1, с. 66].

Для развития связной речи учеников можно использовать различные формы сочинений, такие как этюды, эссе, зарисовки, миниатюры и рассказы. В работах ученых И. А. Горшеневой, А. Д. Дейкиной, Т. М. Пахновой и М. С. Соловейчик подробно описаны методики проведения этих упражнений. Они являются эффективными и всесторонними инструментами для развития навыков связной речи учеников [3].

Приведем примеры речевой работы по развитию образной речи младших школьников в процессе изучения художественных произведений на уроках литературного чтения.

В качестве образца художественной зарисовки на основе авторского наблюдения можно взять текст Г. Скребицкого «В апреле»:

«Почерневший снег в полях уже давно стаял. А в лесу все еще пестреет. Тут и сероватые снежные островки, и потемневшая от влаги земля, и огромные весенние лужи. На опушке на тонких ветвях качаются длинные сережки. От ветерка вокруг них золотистым облачком разлетаются пыльца».

В тексте автор использует таинственные секреты речи для передачи определенного настроения. Важно распознать это настроение и выделить грамматические основы предложений как главное задание для учащихся. Может ли текст, состоящий из одних грамматических основ, передавать глубокие наблюдения за природой и настроение автора? Необходимо также искать эпитеты в тексте и экспериментировать с их заменой синонимами, чтобы определить, чей вариант лучше - твой или авторский. Ключевую роль в тексте играют глаголы, описывающие краски весенней природы, их происхождение и значение следует раскрыть.

Под руководством учителя, ученики изучают текст и его структуру, выясняя, что это описание природы. Автор стремится передать образ весенней природы без деления на абзацы. Новая схема текста-миниатюры, объединяющая несколько микротем в одном абзаце, помогает ученикам получить цельное восприятие природы. Для развития художественного воображения предлагаются задания по воспроизведению логической последовательности текста, с использованием словосочетаний, описывающих каждую микротему: потемневшая земля, сероватые снежные островки, огромные весенние лужи, длинные сережки на тонких ветвях, почерневший снег.

Сначала дети создают картины, используя опорные словосочетания: пушистые сережки, черные дятлы, зеленая хвоя, молоденькие березки, стройная сосна, резные листочки, серые воробьи. Затем они описывают золотистое облако пыльцы после прочтения текста, используя предоставленные им словосочетания. После этого проводится анализ образов из стихотворения И. Никитина «Здравствуй, гостья-зима».

Зима неожиданно приходит как вихрь, заставляя детей приветствовать и радоваться ее приходу. Покрытая первым снегом белым одеялом, земля сообщает им о наступлении зимы. После того, как холодные дожди уходят и слякоть превращается в ледяной покров, дети начинают играть в снежки, кататься на санках, коньках и лыжах.

В доме всегда царит радость, когда приезжают гости. Особенно рады, если они прибывают на белых лошадях, под звон колокольчиков. Учитель предлагает детям открыть книги и читать стихи вслух, чтобы еще глубже погрузиться в атмосферу зимы и радости. Один из учеников, виртуозно читающий стихи, берет на себя задачу воплотить это в жизнь, погружая всех в мир поэзии. Но вопрос остается открытым: будет ли зима всегда с нами, или после нее придут весна и лето?

В нашей обширной стране, где просторные прерии тянутся до горизонта, можно бесконечно блуждать, ощущая полную свободу. Поэт приглашает зиму как почетного гостя, призывая строить мосты на ледяных реках и укладывать ковры из пушистого снега. Зима, встречая всех, произносит теплые слова: «Рада вас видеть!». Ее облик можно представить себе как женщину в белом наряде, прибывшую на санях. Песни, которые она исполняет, напоминают о суровом севере, где веет холодный ветер и вьюга завывает. Дети, изучающие стихи, должны выделять образные слова и выражения, чтобы увидеть в них всю магию поэтического образа.

Волшебница зима пришла с севера, подняв тучи и завывая ветром. Она движется как живое существо, сопровождаемая сильным ветром, который поднимает вьюгу и нагоняет тучи. Затем зима распыляется клоками, вися на суках дубов. Проказы, шалости и проделки, которые она приносит с собой, описываются поэтом. Дети наблюдают за этими изменениями в природе и радуются им. Учитель предлагает перечитать стихотворение, визуализируя его воображении и наслаждаясь зимними картинами, созданными поэтом (прием словесного рисования).

Дети, после прочтения стихотворения «Задремали звезды золотые» Сергея Есенина, оживленно обсуждали свои впечатления и понимание текста. Один из учеников заметил, что ощутил радость, так как в стихотворении описывается пробуждение природы, что делает его настроение более радостным. Затем дети повторно прочитали стихотворение, стараясь передать эмоции лирического героя и акцентируя важность правильной интонации. Вопрос учителя «Какие образы и чувства передает поэт через свои строки?» стал поводом для активного обсуждения и обмена впечатлениями.

У: В стихотворении используются такие лингвистические методы, как эпитеты и олицетворение, чтобы вызвать чувства.

Д: На доске написаны разнообразные эпитеты: речные, золотые звезды, сонные березки, шелковые косы, зеленые сережки, серебряные росы, яркий перламутр и другие.

У: В произведениях Есенина эпитеты характеризуются яркими и насыщенными цветами, оттенками.

Д: Весь текст построен на ключевом языковом средстве - превращении природы в человеческие образы, где крапива шепчет, березки улыбаются, звезды задремали.

В начальной школе младшие школьники активно обсуждают рассмотренные произведения С. Есенина и определяют их тип - лирические или эпические. Создание образной и яркой речи ученики осуществляют за счет использования разнообразных синонимов, которые входят в их словарный запас. Слова-синонимы ведут к формированию различных смысловых групп, что делает обучение более интересным и разнообразным. По мнению учителя, лирические стихотворения С. Есенина являются отражением его душевных переживаний и чувств, что позволяет отнести их к жанру лирики.

В поэзии представлены различные образы природы, каждый со своим уникальным характером. Например, в стихотворении «Осинка» И. Токмаковой знаменитая осина изображается как существо, которое страдает от холода, плавно колеблется на ветру, остывает под лучами солнца и замерзает в палящем зное. В другой поэзии «Февраль» С. Маршака описываются сильные ветры, грозы и ураганы, которые свирепствуют в природе.

Известные поэты создают свои произведения в разных стилях речи, что придает им своеобразное звучание. В стихотворении «Зимнее утро» А.С. Пушкина изображается момент, когда время призывает прекрасную женщину проснуться и открыть свои утомленные глаза, наслаждаясь мягким утренним светом.

В мире литературы и искусства дети могут увидеть много интересных образов и ярких красок, которые могут затронуть их внутренний мир. Например, в стихотворении «Осень» А.С. Пушкина описывается унылая пора, которая при этом обладает очарованием взгляда. В рассказе «Сова и синица» В. Берестова старая сова изображена с фарами вместо глаз, которые круглые, большие и пугающие. Эти образы и цвета могут оказать сильное воздействие на маленького читателя, особенно на детей младших классов, которые из-за своей психологии особенно чувствительны к цветам в литературных произведениях.

Анализируя тексты лирических произведений в экспериментальном классе, учителя проводят исследование перифразовых оборотов с целью показать, как контекстуальные синонимы и цветовые перифразы могут создать удивительный эффект на детскую аудиторию.

Всегда восхищаюсь осенним преображением природы, когда деревья украшены яркими красными и желтыми листьями. Волшебные обороты речи могут быть выражены в одном слове или целой фразе, что создает удивительные образы. Они могут появляться не только в виде согласованных определений, но и в других частях речи. Примером таких перифразов может служить фрагмент из стихотворения Есенина «Черемуха», где слова «медвяная» и «пряная» заменяют слова «сладкая, ароматная» и «душистая, благоухающая, ароматная» соответственно.

Зимняя поэзия, где облака седые плывут в дальнюю страну или весенний пейзаж с березой и ольхой, украшенными белыми платками из пушистого снега, всегда захватывает воображение. Использование разнообразных слов и описаний цветов помогает детям на первых этапах обучения не только понимать слово как часть языка, но и осознавать его значение, что имеет большое значение для выбора правильных синонимов. Путем творческого развития младших школьников, обогащения их словарного запаса яркими выражениями через перифразные обороты, можно улучшить образность и выразительность их речи.

Профессионализм педагога играет ключевую роль в развитии образной речи у младших школьников. Не менее важными факторами являются знание психологии детей, их коммуникативные и литературные способности. Для эффективной работы необходимы соответствующие дидактические условия, а также разнообразные формы и методы организации речевой деятельности в рамках изучения литературных произведений.

Список литературы

  1. Воюшина М.П. Методика обучения литературе в начальной школе : учебник для студ. высш. учеб. заведений. Под ред. М.П. Воюшиной. Москва: Издательский центр «Академия», 2010. 288 с.
  2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. Москва: Азбуковник, 2009. 944 с.
  3. Соловейчик М.С. Приобщаем школьников к тайнам нашего языка. // Начальная школа. 2014. № 6. С. 27-32.
  4. Ступина Е.А. Развитие связной речи учащихся средствами искусства // Начальная школа плюс До и После. 2009. № 1. С. 1-5.
  5. Федоров А.И. Образная речь / А.И. Федоров. – Новосибирск: Наука, 2005. – 120 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Близнец Алина Сергеевна