Изучение особенностей словесно-логического мышления у дошкольников с задержкой психического развития

"Научный аспект №6-2024" - Педагогика

УДК 37

Бунковская Ангелина Сергеевна – студент магистратуры института педагогики Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы Акмуллинского университета.

Аннотация: Статья рассматривает проблему развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой в развитии психики. Авторы обсуждают этот вопрос в контексте формирования ключевых психических компонентов детей и важности развития мышления в образовании. Авторы подчеркивают, что несформированность мышления является основной причиной затруднений у таких детей. Значимость данной темы объясняется увеличением количества детей с этими проблемами. Также обращается внимание на то, что при задержке психического развития становление познавательной деятельности, мышления происходит неравномерно.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, задержка психического развития, словесно-логическое мышление.

Мышление формируется в процессе онтогенеза и усложняется с возрастом и накоплением знаний о мире.

В этой исследовательской работе сделан акцент на формировании у детей с задержкой психического развития правильной базы для улучшения параметров словесно-логического мышления. Именно для этого необходимо комплексное изучение специфических особенностей этого явления. Важно понимать, какие факторы влияют на проблемы, возникающие с развитием словесно-логического мышления у дошкольников и детей младшего школьного возрасте. В последние несколько лет было проведено множество исследований, результаты которых так или иначе доказали связь задержки психического развития с низким уровнем речевой функции у дошкольников. Однако существуют эффективные методы и готовые программы с рекомендациями, как помочь ребенку сформировать базу освоения словесно-логического мышления.

Первостепенной задачей в изучении особенностей словесно-логического мышления у дошкольников с задержкой психического развития является поиск общих черт, принципов и ключевых признаков формирования ошибочных форм словесно-логического мышления. Этой теме было посвящено множество работ, в том числе и отечественных ученых. Так, например, Реверчук И.В. определяет мышление, как высшую форму познавательной деятельности человека, отражающую важные связи между объектами и явлениями окружающего мира. А в свою очередь Визель Т.Г. определяет мышление, как способность анализировать и синтезировать различные явления действительности, создавать смысловые ассоциации и делать выводы. Через мышление ребенок может выделять основные характеристики объекта, значимые аспекты явления. Развивая мыслительные операции, ребенок узнает больше о мире вокруг себя.

Личность формируется под влиянием мышления через все его проявления. Мышление является основным способом познания действительности, и поэтому гармоничное его развитие имеет особое значение для полноценного развития личности. Со временем, по мере взросления, ребенок переходит от наглядно-действенной к наглядно-образной форме мышления. Для детей старшего дошкольного возраста становится важным находить связи между событиями и явлениями, не только в непосредственной ситуации, но и в абстрактных контекстах.

Развитие наглядно-образного мышления тесно связано с формированием словесно-логического мышления, так как базой для формирования как образов, так и понятий, являются общие схемы логических операций. Словесно-логическое мышление представляет собой процесс оперирования абстрактными понятиями. В данном виде мышления прослеживается тесная связь с речью. Что же касается, словесно-логического мышления, то оно представляет собой ничто иное, как мыслительный процесс через оперирование абстрактными понятиями. И можно сделать вывод, что этот вид деятельности неотделим от живой речи. при этом важно учитывать, что у дошкольников словесно-логическое мышление формируется в два этапа. Сначало происходит запоминание значений слов или даже словосочетаний, фраз, которые описывают конкретные действия, объекты или закономерности окружающей действительности. А после этого ребенок уже учится применять суждения, понятия, выстраивать логику рассуждений, правила логического мышления. Без помощи преподавателей, воспитателей, родителей у детей с задержками психического развития может возникнуть много трудностей даже с переходом на второй этап словесно-логического мышления.

Отдельно внимания заслуживает тот факт, что у дошкольников, у которых диагностирована задержка психического развития, отмечается недоразвитая речевая функция. То есть подтверждены физиологические сложности с речью и логическим мышлением. Особые проблемы возникают с выстраиванием нужных процессов, последовательностью действий, принятием новых описаний к тем или иным предметам для решения конкретных задач. Развитие словесно-логического мышления у детей протекает в два этапа. На первоначальном этапе ребенок старается усвоить значение тех или иных слов, имеющее значение к предметам и действиям, а также учиться использовать их при решении каких-то задач. На втором этапе он уже познает концепцию суждений и понятий, означающих отношения и усваивает правила логики рассуждения. Второй этап обычно реализуется уже к началу обучения в школе.

Дети часто приписывают, одним словом, не только схожие, но и принадлежащие к разным смысловым группам понятия. Ограниченный словарный запас связан с ограниченными знаниями и представлениями об окружающем мире у этих детей, о количественных, пространственных, причинно-следственных отношениях, что обусловлено особенностями когнитивной деятельности личности при задержке психического развития. В развитии словесно-логического мышления у детей наблюдается существенное снижение успехов. Чаще всего детей затрудняет бедность понятийного словаря и неспособность создавать логические связи или понимать взаимоотношения между объектами и явлениями.

Для выявления особенностей словесно-логического мышления у дошкольников с отставанием в психическом развитии было проведено исследование с участием детей из подготовительной группы с отставанием в психическом развитии в количестве 5 испытуемых с использованием методов Р.С. Немова, Д.Я. Райгородского, В.Б. Шапаря: Тест для оценки словесно-логического мышления (Д.Я. Райгородский); Тест «Обобщение понятий» (В.Б. Шапарь); Методика «Нелепицы» (Р.С. Немов).

Исследование особенностей словесно-логического мышления показало, что у дошкольников с отставанием в психическом развитии преобладает низкий уровень развития словесно-логического мышления и имеются следующие особенности: ограниченный объем знаний об окружающем мире, трудности с пониманием взаимосвязей объектов и явлений. Дети слабо разбираются в свойствах и функциях некоторых объектов и явлений, и не могут установить некоторые причинно-следственные связи, связанные с ними. Из-за недостатков в мотивации и эмоционально-волевой сфере дети мало организованы, не проявляют интерес к заданиям, поверхностно понимают поставленную задачу, проблематическую ситуацию, не обращают внимание на детали, не выполняют все требования. У дошкольников недостаточно развит уровень операции обобщения и классификации, причинно-следственных связей и взаимосвязей между объектами и явлениями окружающего мира, нарушения в речи негативно сказываются на развитии словесно-логического мышления, поскольку у детей ограничен словарный запас слов. Это также связано с нарушениями в речи у дошкольников, так как у них бедный словарный запас. В ходе исследования выявлено, что дети не знают некоторые слова. Важно отметить, что у них отсутствует необходимый набор более или менее дифференцированных общих представлений и простейших понятий.

Подводя итог всему вышесказанному, следует выделить несколько важных моментом:

  1. На системном уровне анализа мыслительная деятельности у ребенка дошкольного возраста с ЗПР имеет выраженный репродуктивный характер, новые образы формируются с большим трудом, сам творческий процесс отсутствует при этом. Сформированное словесно-логическое мышление, которое проявляется у старших дошкольников с проблемами психического развития часто не обнаруживается в достаточной форме.
  2. Ученые сходятся во мнении, что рассматриваемая категория детей отстает в темпах формирования психики, взаимодействия с окружающей средой в отличие от их сверстников на 2-3 года. Отмечаются вспышки агрессии, неустойчивое или подавленное эмоциональное состояние, отсутствие мотивации к общению, непроизвольное поведение, проблемы с целенаправленной деятельностью, быстрая истощаемость, незаинтересованность в познавательной, творческой деятельности. При этом не обнаружено изменений или серьезных дефектов мозговых структур у дошкольников.
  3. Часто обнаруживаются при задержке психического развития у ребенка различные отставания в интеллектуально-познавательном и речевом развитии, а кроме этого, у таких детей практически всегда определяется довольно низкий словарный запас, что, вполне закономерно, сказывается негативным образом и на низкой речевой активности.
  4. Дети с задержкой психического развития слабо овладевают грамматическими обобщениями, а поэтому в их речи часто можно зафиксировать неверные грамматические конструкции. Определенный ряд грамматических категорий ими совсем не применяется в речи. Дети ощущают сложности в употреблении сложных логико-грамматических конструкций и определенных частей речи.

Психолого-педагогическая коррекционная работа должна содержать меры прямого воздействия на мыслительную деятельность дошкольников. Эффективным вариантом является осуществление сюжетно-ролевых игр, содержание которых заключается в предметных операциях. Дошкольники с ЗПР ощущают значительные сложности в развитии своего ролевого поведения в процессе игры и взаимодействия с окружающими, требующего некоторого уровня коммуникативной и социальной компетентности.

Список литературы

  1. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии: теория и практика / Т. Г. Визель. – Москва: Издательство АСТ, 2021. – 544 с.
  2. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: дошкольная группа: учебник для вузов/ Н. В. Микляева [и др.]; под редакцией Н. В. Микляевой. М., 2023. – 308 с.
  3. Исаева Г.И. Особенности словесно-логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста на разных ступенях начальной школы / Г.И. Исаева. - Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология, ТОМ 2, № 2, 2019. – С. 66-81.
  4. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии / под ред. Е. Строгановой. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с. 1
  5. Реан, А. А. Психология и педагогика: учебник для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум – СПб.: Питер, 2002. – 432 с.
  6. Реверчук, И.В. Р320 Психофизиология и патопсихология мышления: уч. пособие/ И.В. Реверчук. – Ижевск, 2016. – 56 с.
Автор: Бунковская Ангелина Сергеевна