Технология реализации педагогического дизайна в инклюзивной среде

"Научный аспект №6-2024" - Педагогика

УДК 37

Жирнова Мария Александровна – аспирант Невинномысского государственного гуманитарного института.

Аннотация: В статье рассматривается построение образовательного процесса в инклюзивном пространстве с учетом педагогического дизайна. Изучены точки зрения отечественных и зарубежных исследователей по данной тематике. Проанализированы принципы, а также обобщены часто используемые модели педагогичного дизайна.

Ключевые слова: педагогический дизайн; образование; инклюзия; инклюзивное образование; технологии педагогического дизайна.

Современный образовательный процесс строится на принципе доступности. Данный принцип является одним из основополагающим в педагогической работе. Он предполагает создание таких условий, в которых любой человек, независимо от уровня психофизического здоровья, сможет беспрепятственно освоить образовательную программу. Подобными условиями могут выступать архитектурная (пандусы, лифты, ступенькоходы для инвалидных колясок, тактильные лини и т.д.) и информационная доступность (индукционные петли, учебные материалы с шрифтом Брайля, системы усиления звука и т.п.).

Для обеспечения лиц с особыми образовательными потребностями существуют определенные приемы и подходы передачи учебной информации. Одним из таких подходов является педагогический дизайн.

Проанализируем «педагогический дизайн» с точки зрения отечественных и зарубежных исследователей.

Так, Р. Ганье понимает данный феномен как интерактивную научную область, включающую в себя исследование, осуществление и дальнейшее отслеживание информационно-образовательного поля, которое способствует развитию у субъекта образовательного процесса личностных и когнитивных качеств [1, с.51].

С.А. Курносова пишет, что педагогический дизайн является деятельностью по изменению содержательного компонента, подготовленного преподавателем, имеющая цель сделать данную информацию доступной и понятной для любого учащегося [1, с.64].

Другую позицию высказывает Палаткина Г.В., которая считает педагогический дизайн относящимся к систематическому выбору и использованию определенных методов, способов и устройств с целью получения более качественного и продуктивного передачи информации от преподавателя к учащемуся [3, с.12].

По мнению автора, основная цель педагогического дизайна – «проектирование и разработка вмешательства как решения сложной проблемы, и, следовательно, отправной точкой для исследования дизайна служат образовательные проблемы, для которых нет вообще или есть лишь несколько утвержденных принципов (рекомендации «как это сделать»), доступных для структурирования и поддержки деятельности по проектированию и разработке».

Педагогический дизайн базируется на следующих принципах:

  1. Принцип учета многообразия интересов, различий физических, сенсорных и интеллектуальных возможностей, темпов обучения и мотивации учеников.
  2. Принципы активности основан на идее, что обучение наиболее эффективно, когда учащиеся активно участвуют в процессе обучения. Это означает, что учащиеся должны быть вовлечены в решение реальных проблем, исследование информации, обсуждение идей и практическое применение знаний.
  3. Принцип интерактивности подразумевает активное взаимодействие между преподавателем и учащимися, а также между самими учащимися в процессе обучения. Этот принцип предполагает создание условий для того, чтобы учащиеся могли задавать вопросы, высказывать свои мнения и идеи, обмениваться информацией и опытом друг с другом. Для реализации принципа интерактивности используются различные методы и технологии, такие как дискуссии, ролевые игры, онлайн-форумы, чаты и другие формы обратной связи. Важно также учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося при выборе методов обучения.
  4. Принцип безопасности определяет создание таких условий, при которых обучающиеся будут чувствовать себя защищёнными от физического и психологического вреда. Это включает в себя уважение к личным границам, поддержку и понимание со стороны преподавателя, а также отсутствие негативного давления или критики. Кроме того, принцип безопасности подразумевает возможность для студентов выражать свои мысли и идеи без страха осуждения или наказания. В целом, этот принцип помогает создать благоприятную атмосферу для обучения и способствует более глубокому пониманию материала.
  5. Принцип вовлечения предполагает активное участие учащихся в процессе обучения. Это значит, что учащиеся должны быть активно вовлечены в обучение, задавать вопросы, обсуждать темы, участвовать в дискуссиях и выполнять задания [2, c.23].

Мы думаем, что педагогический дизайн важно внедрять в инклюзивную среду с целью адаптации и индивидуализации образовательного процесса каждого обучающегося, имеющего ограниченные возможности здоровья.

Рассмотрим технологии, связанные с построением образовательного процесса в инклюзивной среде и основанные на принципах педагогического дизайна.

С.В. Алёхина в своей работе предлагает использовать следующие технологии педагогического дизайна:

1. Дифференцированное обучение. Цель данной технологии – активное вовлечение всех учащихся в образовательный процесс. В рамках данного подхода учитель адаптирует учебный процесс под индивидуальные потребности и способности каждого ученика. Он позволяет учитывать различные когнитивные потребности учащихся, работая с ними на разных уровнях и используя разнообразные методы и средства обучения. Этот подход помогает ученикам лучше понять и усвоить материал, а также активно участвовать в образовательном процессе [2, c.31].

2. Технология обучения в малых группах включает в себя улучшение социального взаимодействия, снижение поведенческих проблем, увеличение внимания и участия в учебном процессе у детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Также отмечается, что обучение в таких группах вместе со сверстниками, которые могут выступать в роли наставников, способствует повышению качества обучения благодаря взаимной помощи в понимании новых концепций и выполнении групповых проектов.

В рамках данного подхода необходимо определить цели обучения, применяя SMART-подход к постановке целей (цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, релевантной и ограниченной по времени), организовать взаимодействие между учащимися, подобрать актуальный для темы урока материал и анализировать результаты с помощью проведения итогового тестирования [2, c.32].

3. Интегрированное (тематическое) обучение. Эта технология предполагает планирование уроков вокруг конкретной темы, охватывающей несколько предметов. Этот подход основан на идее, что ученики лучше усваивают материал, когда имеют возможность связать его с реальным миром. Учитель выбирает тему, которая затем интегрируется в различные предметы, чтобы показать учащимся взаимосвязь между ними. Это способствует целостному обучению и активному участию учеников в процессе обучения [2, c.34].

4. Технология обучения на основе практического опыта предполагает активное участие учащихся в процессе обучения, где они могут применять полученные знания на практике. Это позволяет им лучше понять материал и усвоить его на более глубоком уровне. Такой подход также помогает развивать навыки решения проблем и критического мышления [2, c.36].

Указанные выше технологии реализации педагогического дизайна могут использоваться для достижения различных целей обучения и адаптации учебного процесса под индивидуальные потребности и способности каждого ученика.

Таким образом, можно сделать вывод, что педагогический дизайн является эффективным инструментом для создания персонализированных и интерактивных учебных программ в инклюзивной образовательной среде. Использование технологий позволит раскрыть потенциал каждого участника образовательного процесса.

Список литературы

  1. Воронина Д.В. Педагогический дизайн в современной России: проблемы и пути развития // Педагогический журнал. 2016. № 3. С. 61-68.
  2. Модель и технология универсального дизайна обучения в условиях разнообразия образовательных потребностей обучающихся в начальной школе: методические рекомендации для учителей, специалистов психолого-педагогического сопровождения и методистов образовательных организаций / авт. колл.; гл. ред. С.В. Алёхина. ‒ М.: МГППУ, 2020. ‒ 176 с.
  3. Палаткина Г.В., Горина И.В. К определению сущности понятия "педагогический дизайн" // Педагогические исследования (сетевое издание). 2020. №2. – С. 12-18 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-opredeleniyu-suschnosti-ponyatiya-pedagogicheskiy-dizayn (дата обращения: 11.06.2024).].
  4. Педагогический дизайн: российская и зарубежная исследовательская повестка / Е. В. Чернобай (научная редакция), Е. А. Ефимова, Ю. Н. Корешникова, М. А. Давлатова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2022. — 44 с.
Автор: Жирнова Мария Александровна