Развитие музыкальных способностей у учащихся старших классов с ограниченными возможностями в процессе обучения эстрадному вокалу в предпрофессиональном образовании

"Научный аспект №6-2024" - Педагогика

УДК 37:784

Леонтьева Татьяна Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент, проректор по учебно-воспитательной работе Казанского государственного института культуры.

Лёвин Никита Андреевич – студент Казанского государственного института культуры.

Аннотация: В статье исследуется развитие музыкальных способностей учащихся старших классов с ограниченными возможностями в процессе обучения эстрадному вокалу в условиях пред профессионального образования, а также изучаются методы обучения данной категории учащихся.

Ключевые слова: эстрада, инновационные и традиционные методы обучения, эстрадный вокал, учащиеся с ограниченными возможностями, старшие классы.

Музыкальные способности ученика – это уникальный аспект, который оказывает значительное влияние на их процесс обучения, особенно в контексте класса эстрадного вокала. Музыкальная образованность и вокальные навыки ученика формируют не только его исполнительский потенциал, но и влияют на его общее развитие и успешность в учебной деятельности. Отмечается, что эстрадный вокал требует не только технического мастерства, но и эмоциональной открытости, адаптивности к различным музыкальным стилям и способности к творческому самовыражению.

В связи с этим возникает необходимость совершенствования образовательных программ и методов обучения, учитывающих индивидуальные особенности и потенциал каждого ученика. Особое внимание уделяется развитию предпрофессионального образования, которое позволяет учащимся старшего школьного возраста более целенаправленно готовиться к поступлению в высшие учебные заведения и профессиональной карьере в области музыки.

Актуальность исследования также обусловлена недостаточной изученностью данной проблемы в отечественной педагогической практике, в то время как в зарубежных исследованиях вопросам влияния музыкальных способностей на обучение уделяется значительное внимание, в российском контексте этот аспект часто остается вне поля зрения. Проведение данного исследования позволит предложить научно обоснованные рекомендации для преподавателей эстрадного вокала.

Таким образом, исследование влияния музыкальных способностей на процесс обучения эстрадному вокалу учащихся старшего школьного возраста в предпрофессиональном образовании является своевременным и востребованным, поскольку оно направлено на повышение эффективности музыкального образования и развитие потенциала будущих профессиональных вокалистов, а также занимает важное место в современных исследованиях педагогики и музыкального образования.

В контексте обучения эстрадному вокалу будет рассматриваться категория учащихся с ограниченными возможностями и развития их музыкальных способностей в системе дополнительного образования.

Музыкальные способности являются совокупностью врождённых и приобретенных психоэмоциональных качеств, которые позволяют человеку воспринимать, понимать и создавать музыку.

К основным компонентам музыкальных способностей относятся:

  • музыкальный слух (включая мелодический и гармонический слух), базовая способность различать звуки, мелодии, ритмы и гармонии. Включает в себя способность распознавать высоту и качество звуков, а также воспринимать изменения в музыкальных параметрах.
  • чувство ритма, способность понимать и воспроизводить ритмические структуры и последовательности. Ритмическое чувство включает в себя способность определять темп, длительность и акценты в музыке.
  • музыкальная память, способность запоминать и воспроизводить музыкальные фрагменты, мелодии, ритмы или гармонии. Хорошо развитая музыкальная память позволяет музыканту быстрее учить новый материал и легче исполнять его на память.
  • музыкальное мышление, способность к импровизации, созданию новых музыкальных идей и эмоционально-образной интерпретации музыкальных произведений.
  • музыкальная выразительность.

Музыкально-двигательные способности: координация голосовых и двигательных действий, важная для сценического исполнения и взаимодействия с музыкальным сопровождением.

Координация движений: Способность к синхронизации голосовых и двигательных действий, важная для сценического исполнения.

Динамическое чувство: Способность чувствовать и воспроизводить динамические оттенки в музыке.

Сложные музыкальные способности:

Импровизация: способность создавать музыкальные идеи и производить музыку на ходу, без предварительной подготовки. Импровизация требует не только хорошего понимания музыкальных структур, но и творческого мышления и быстрой реакции.

Ограниченные возможности учащегося могут включать различные нарушения: слуха, зрения, двигательных функций или интеллектуального развития. Необходимо учитывать индивидуализацию подходов к обучению, а также использование специализированных методик и технических средств. Также необходимо рассматривать адаптацию учебного материала, так как каждый из вышеперечисленных видов ограничений требует особо подхода.

Специфика эстрадного вокала заключается в свободной манере исполнения, широким диапазоном выражаемых эмоций и использовании различных вокальных техник. В обучение эстрадному вокалу входит:

  • постановку голоса,
  • развитие дыхательных техник,
  • работу над артикуляцией и дикцией,
  • освоение сценического образа.

Методика обучения эстрадному вокалу в России регулируется федеральными государственными требованиями (ФГТ), а также включает в себя комплексный подход, направленный на развитие музыкальных способностей учащихся. Этот подход основан на принципах индивидуализации и учёта музыкальных способностей каждого обучающегося. Федеральные государственные требования устанавливают стандарты и принципы, которым должны следовать образовательные учреждения, предлагающие программы по эстрадному вокалу.

Обязательность изучения основных разделов музыкального искусства: Программа ФГТ предусматривает изучение основных разделов музыкального искусства, включая историю музыки, теорию музыки, сольфеджио и анализ музыкальных произведений. Это способствует формированию музыкального интеллекта и вкуса, а также базовых музыкальных навыков.

Программа федерального государственного требования (ФГТ):

Стандартизация образовательного процесса: ФГТ представляет собой единые требования и стандарты образования, которые регулируют уровень и содержание обучения по всей стране. В контексте обучения эстрадному вокалу это обеспечивает однородность программы и уровня подготовки выпускников.

Уклон на формирование базовых музыкальных навыков: Программа ФГТ акцентирует внимание на формировании базовых музыкальных навыков, таких как музыкальный слух, ритмическое чувство, вокальная техника и музыкальная память. Эти навыки являются основой для дальнейшего профессионального развития учащихся.

Обязательность изучения основных разделов музыкального искусства: Программа ФГТ предусматривает изучение основных разделов музыкального искусства, включая историю музыки, теорию музыки, сольфеджио и анализ музыкальных произведений. Это способствует формированию музыкального интеллекта и вкуса, а также базовых музыкальных навыков

Обучение эстрадному вокалу способствует учащимся с ограниченными возможностями выражать чувства и эмоции, а также развитию уверенности в себе и самовыражению. Для учащихся с ограниченными возможностями обучение эстрадному вокалу может стать средством социальной адаптации и интеграции, позволяя им почувствовать себя полноценными участниками культурной жизни.

Практические методы эффективного обучения эстрадному вокалу учащихся с ограниченными возможностями применяется индивидуальный подход с учетом специфики ограничений, используются аудиовизуальные и мультимедийные технологии в процессе обучения. Необходимо проводить регулярные индивидуальные и групповые занятия, а также способствовать организации концертных выступлений для повышения мотивации и уверенности учащихся.

Примерами успешной работы с учащимися с ограниченными возможностями являются инклюзивные вокальные студии, где наряду с обычными детьми занимаются и дети с ограниченными возможностями.

Использование специальных программ в музыкальных школах, способствуют развитию вокальных навыков у детей с особыми образовательными потребностями. Отмечается опыт педагогов,внедряющих инновационные методики. Примером является использование вибрационной тактильной обратной связи для детей с нарушениями слуха.

Специфические рекомендации для работы с учащимися с ограниченными возможностями могут включать в себя разработку и использование адаптированных упражнений; применение методов арт-терапии и музыкотерапии; обучение педагогов методикам работы с данной категорией учащихся.

Развитие музыкальных способностей у учащихся старших классов с ограниченными возможностями представляет собой сложный процесс в контексте обучения эстрадному вокалу в системе дополнительного образования. Улучшение музыкальных способностей, а также общее развитие учеников обусловлено тщательно подобранной методикой обучения, с последующим использованием адаптированных методик.

Список литературы

  1. Седунова Л.М. “Методика преподавания эстрадного вокала”-Тула,2019 г. – 62с.
  2. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М., 1957.
  3. Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки. – М.: 2001 – 256 с.
  4. Петрушин, В.И. Учитель и ученик // Музыкальная психология: учеб. Пособ. для вузов/ В.И.Петрушин.-2-е изд.- Москва: 2008 г.- С. 310-331.
  5. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М.: Музыка, 1976. – 253 с.
  6. Цагарелли Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: учеб.пособие для преподавателей, студентов, аспирантов-психологов / Ю. А. Цагарелли. – СПб.: Композитор, 2008. – 368 с.
  7. Алексеев Э.Е., Андрукович П.Ф., Головинский Г.Л. Молодежь имузыка сегодня. В кн.: Социальные функции искусства и его видов. - М., 1980, с.110-236.
  8. Алиев Ю.Б. Музыкальное воспитание и формирование духовного мира подростков. Роль искусства в их коммунистическом воспитании. М., 1979, с.81-92.
  9. Апраксина О.А. Новая структура школы и музыкальное воспитаниев ней.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе. Вып.10,М.: Музыка, 1973, с Л2-20.
  10. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс-Л.: Музыка, 1971.- 375 с.
  11. Асафьев Б.В. О музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд.,1. Л.: Музыка, 1973. 142 с.
  12. Бабанскил Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований.- М.: Педагогика, 1982.- 192 с.
  13. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей.- М.: РСФСР,1953.- 96 с.
  14. Багадуров В.А. Музыкальное воспитание и обучение в школе.
  15. Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики.-М.:1. Музгиз, 1956.- 268 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Леонтьева Татьяна Викторовна