Психолого-педагогические подходы и компоненты разработки рекомендаций для младших школьников с общим и тяжелым недоразвитием речи

"Научный аспект №6-2024" - Педагогика

УДК 37.048.3

Криницына Анастасия Вячеславовна – кандидат педагогических наук, доцент Департамента педагогики Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, педагог-психолог Школы № 121

Аннотация: В статье охарактеризована актуальность разработки и использования психолого-педагогических рекомендаций для школьников с тяжелыми нарушениями речи. Основываясь на существующих исследованиях и методических разработках, рассматривается важность индивидуального подхода к детям с такими нарушениями, а также обосновывается необходимость создания адаптированных образовательных программ и специальных методик обучения. Описано значение индивидуального подхода в работе с детьми, страдающими тяжелыми нарушениями речи. Выявлено содержание методов и техник, направленных на улучшение коммуникации и обучения. Также анализируется влияние данной проблемы на психологическое и социальное развитие детей, и обсуждаются возможные подходы к решению данной проблемы.

Ключевые слова: психолог, логопед, тяжелое недоразвитие речи, рекомендации, развитие, начальная школа.

В современном обществе дети с нарушениями речи сталкиваются с рядом сложностей, которые затрагивают не только их коммуникативные способности, но и социальную адаптацию и обучение. Разработка рекомендаций и рекомендательных программ на начальной ступени образования для таких детей играет ключевую роль в их индивидуализированном обучении и развитии. Рекомендации, разработанные специалистами, помогают оптимизировать образовательный процесс и создать комфортные условия для усвоения знаний. Это позволяет ученикам с первого класса школы справляться с учебными задачами эффективнее и повышает их мотивацию к обучению. Проблема, связанная с тяжелыми нарушениями речи, требует особого внимания и поддержки со стороны педагогов, родителей, психологов и логопедов.

Для младших школьников с тяжелым недоразвитием речи (далее – ТНР) характерны значительные трудности в общении, артикуляции звуков, формировании связной речи и понимании речи окружающих. Развитие младших школьников с ТНР 5.1 и 5.2 требует особого внимания и поддержки со стороны педагогов, специалистов и родителей. Одной из основных подходов для младших школьников с ТНР является необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку с учётом ФГОС [8] . Учитывая их специфические трудности в области речи, важно с момента создания адаптированной программы создать для них комфортные условия обучения, где они могли бы развивать свои навыки без лишнего давления и стресса [1] . Педагоги и специалисты школы должны быть готовы к тому, чтобы адаптировать учебный процесс под потребности каждого школьника с речевыми трудностями [2] . Для успешного развития младших школьников с тяжелым недоразвитием речи важно также рекомендовать родителям и педагогам проводить специальные занятия и тренировки, направленные на улучшение артикуляции, расширение словарного запаса и развитие навыков понимания речи. Каждый школьник с ТНР – особенный, и рекомендации должны быть индивидуализированными. Важно выявить ресурсы и дефициты каждого ребенка, чтобы помочь ему развиваться в нужном направлении.

При составлении рекомендаций необходимо затрагивать все сферы развития личности школьников с ТНР.

  1. Составляя рекомендации по коммуникативной сфере, важно учитывать немаловажность данного аспекта в обучении и успешности школьника. В современном обществе все больше внимания уделяется развитию у детей навыков общения и эффективной коммуникации, но у младших школьников с ТНР могут возникнуть трудности. В таких случаях особенно важно работать над вопросами адаптации, разнообразием социальной сферы и коммуникативными навыками. Для детей с тяжелым недоразвитием речи развитие этих навыков важно, так как это поможет им успешно общаться со сверстниками, учителями[3]. Важно создавать специальные ситуации для практики общения, игровые формы работы, где дети могут проявить себя и научиться эффективно взаимодействовать. При выборе линии общения родителей с младшим школьником, не рекомендуется менять её резко на противоположную. Т.е. применять наиболее последовательное, системное воспитание. Дома не рекомендуется также применять несистемную похвалу, непонятные ребёнку наказания, агрессивное или попустительское поведение кого-либо из членов семьи.
  2. Не менее значимым компонентом рекомендаций является учёт эмоционально-волевой сферы. Первый шаг в развитии эмоционально-волевой и мотивационной сферы у детей с тяжелым недоразвитием речи - это понимание индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для успешного развития детей с тяжелым недоразвитием речи необходима поддерживающая обстановка как дома, так и в школе. Родители и учителя должны создать доверительные отношения с ребенком, где он чувствует себя защищенным и понятым. Детям с ТНР необходимо стабилизировать эмоционально-волевую сферу, снимать перенапряжение, способствовать устойчивости нервной системы. Создать благоприятную среду с релаксацией и расслаблением нервной системы на летнее время. Исключить компьютерные и телефонные игры, интернет-видео (только полезные оставить), минимизировать по времени просмотр мультфильмов. Игровые методики являются отличным способом развития эмоционально-волевой сферы у младших школьников с тяжелым недоразвитием речи [7]. Через игру дети могут выражать свои чувства, учиться контролировать свои эмоции, развивать воображение и креативное мышление. Игра не только увлекательна, но и эффективна для обучения и социализации. Положительная обратная связь и поощрение играют важную роль в формировании у детей уверенности в себе, а также мотивации к обучению. Важно поддерживать позитивное настроение детей с ТНР 5.1 и 5.2, поощрять их усилия и успехи, создавать условия для развития их самооценки и уверенности в себе. Поддержка со стороны родителей также играет важную роль в успешном развитии младших школьников с тяжелым недоразвитием речи.
  3. В рекомендациях зачастую стоит уделять внимание развитию мотивационной сферы. Формирование познавательных интересов возможно с помощью посещения объединений дополнительного образования (кружков), например, плавания, групповых видов спорта и танца. При малом желании посещать кружки применять аргументирование, уговоры, пробы посещения кружков («если не понравится в течение месяца, меняем кружок, но какой-то кружок обязательно нужен»). Можно рекомендовать посещение интерактивных музеев («Экспериментариум» и другие). Опираясь на ведущую деятельность в младшем школьном возрасте, учебную, нужно акцентировать для ребёнка дома престиж и уважение к интеллектуальному труду, знаниям, учёбе. Развивать мотивацию достижения успеха: смотреть, читать, рассказывать о примерах связи хорошей учёбы и дальнейшей жизни, хвалить за прогресс в учёбе [6] . Развивать познавательные интересы (книги, участие в викторинах, мини-олимпиадах, интеллектуальных, даже совсем лёгких детских конкурсах, настольные игры, музеи). Формировать мотивацию к достижению успеха в познавательной деятельности, желания «хорошо учиться» (с помощью беседы).
  4. Дети с ТНР часто испытывают трудности со вниманием, что может негативно сказываться на их способности к обучению и общению. Особое значение для коррекции внимания имеет ранняя диагностика и начало занятий, так как в дошкольном возрасте механизмы внимания еще развиваются и лучше поддаются коррекционному воздействию.
    Формировать концентрацию и переключаемость слухоречевого внимания, игры и упражнения на внимание со словами по любому русскоязычному пособию для детей- корректурные пробы, графические диктанты, вариации «Таблиц Шульте» и т.д. Упражнения для развития внимания могут включать игры с предметами (угадывание предмета, «Что пропало?»), «Найди пару картинок», групповые игры на внимательность («Съедобное-несъедобное», светофор), упражнения вида «Найди отличия», «Лабиринт» [7].
  5. Также важным является развитие и других высших психических функций у детей с ТНР. Развивать зрительное восприятие необходимо как ведущее при речевых нарушениях. Необходимо развивать ориентировку на пространстве листа (верх-низ, лево-право, собирать разрезанные фигуры, паззлы, рисовать с натуры, «графический диктант», изучать картинки с множеством мелких предметов или героев). Но немаловажно и поддерживать слухоречевое восприятие (поиск звуков, игры на становление фонематического слуха). Нужно также формировать восприятие времени: интеллектуальные игры и занятия на время, потом можно и на скорость (можно вместе с ребёнком – кто быстрее напишет, срисует, угадает..), отслеживание времени в каком-либо занятии самим ребёнком по песочным часам.
  6. Развивать память можно рекомендовать с помощью заучивания стихов с применением методов ассоциаций, песни, рассказы в свободное время с применением мнемотехник. Принципы развития памяти: систематичность и регулярность занятий, упражнения на развитие памяти должны проводиться систематически и регулярно, в течение длительного времени. Важна постепенность: сложность и продолжительность заданий следует увеличивать постепенно, по мере улучшения памяти ребенка. Для ребёнка с ТНР необходимо использование наглядности и метода ассоциаций. Игры и упражнения с использованием ярких картинок, предметов и интерактивных игрушек активизируют и непроизвольную, и произвольную память и повышают интерес детей. Важен также учет индивидуальных особенностей памяти. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, его вид наиболее и наименее развитый тип памяти, его предпочтения при подборе упражнений.
  7. Весьма значимым вопросом я в рекомендациях является формирование самоконтроля, саморегуляции и произвольности высших психических функций, умения силой воли регулировать свои когнитивные процессы, действия и намерения (в этом помогают различные игры и упражнения с чёткими правилами, подвижные игры на сенсомоторику (т.е. то, где есть упор на ощущения и движения), летом развитие силы воли (игры на создания ситуаций выбора, игровые тренировки воли в самостоятельном временном отказе от чего-то) [1, 4] . Развитие произвольности психических процессов у детей с ТНР — это сложный и длительный процесс, но при систематической работе и соблюдении принципов можно достичь значительных результатов, которые положительно повлияют на познавательную деятельность, речь и социальную адаптацию ребенка.

Таким образом, развитие младших школьников с тяжелым недоразвитием речи требует комплексного подхода, включающего в себя работу над познавательной сферой и коммуникативными навыками.  Индивидуальные рекомендации психологов, логопедов и педагогов способствуют созданию благоприятной обстановки как в школе, так и в обществе, что способствует развитию коммуникативных навыков, самостоятельности и самооценки у детей. Разработка рекомендаций для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет огромное значение для обеспечения им равных возможностей в образовании и обществе. Эти рекомендации способствуют успешной социальной адаптации, повышению качества жизни и эффективному обучению детей, открывая перед ними новые горизонты и возможности.

Список литературы

  1. Алмазова А. А. Актуальные вопросы разработки адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи на этапе основного общего образования / А. А. Алмазова, О. Е. Грибова, Г. П. Матюхова. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 8. – С. 18-25.
  2. Андронова Н. В. Критерии оценки качества психолого-педагогических рекомендаций // ИТС. 2001. № 2. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-otsenki-kachestva-psihologo-pedagogicheskih-rekomendatsiy.
  3. Волковская Т. Н. Коммуникативный подход в контексте современной методологии психолого-педагогической помощи детям с недостатками речевого развития / Т. Н. Волковская, И. Ю. Левченко. // Дефектология. – 2020. – № 3. – С. 17-21.
  4. Ермакова И. Е. Влияние уровня готовности к школьному обучению у младших школьников с общим недоразвитием речи на школьную адаптацию / И. Е. Ермакова, З. М. Терехова, М. В. Клейменова. // Школьный логопед. – 2016. – № 2. – С. 23-32.
  5. Жарова В. А. Особенности работы логопеда в адаптационный период с обучающимися первого класса / В. А. Жарова. // Школьный логопед. – 2020. – № 1. – С. 15-21.
  6. Миляева А. К. Смена приоритетов в современном образовании - учебная мотивация или познавательный интерес // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований: Сборник трудов Международной научно-практической конференции "XV Левитовские чтения". В 3-х томах, Москва, 15–16 апреля 2020 года. Том 2. – М.: МГОУ, 2020. – С. 97-103. – EDN KPAFYH.
  7. Свиридова Т. В. Исследование социально-психологической адаптации российских школьников / Т. В. Свиридова, С. Б. Лазуренко. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2020. – № 2. – С. 64-72.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955).
    https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=444229#l15.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Криницына Анастасия Вячеславовна