Организация проектной деятельности учащихся основной школы по математике с использованием средств ИКТ

"Научный аспект №6-2024" - Педагогика

УДК 373.5

Сигулина Алевтина Евгеньевна – студентка Института информационных технологий и физико-математического образования Алтайского государственного педагогического университета

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению проблемы организации проектной деятельности учащихся основной школы по математике с использованием средств ИКТ. В статье рассматривается понятие проектной деятельности, алгоритм действий при использовании проектного метода. Указываются результаты, которые возможно достичь ученикам в образовательном процессе средства ИКТ. Также рассмотрены некоторые условия, которые важно соблюдать при организации проектной деятельности на уроках математики. Организация проектной деятельности играет в школе сегодня довольно большое значение, поскольку так школьники смогут научиться работать в парах, группах, а также самостоятельно. При этом необходимо, чтобы организация проектной деятельности происходила таким образом, чтобы она могла отвечать требованиям времени и требованиям учебной программы, по которой занимаются обучающиеся.

Ключевые слова: проектная деятельность, основная школа, уроки математики, средства ИКТ.

Благодаря использованию метода проектов, проектной деятельности, школьники учатся добывать различные знания самостоятельно, учатся совершенствовать то, что у них уже есть. При этом ученики знакомятся с информацией из различных областей, что также позволяет расширить их кругозор. Организуя работу над проектами в средней школе, важно понимать, что она может проводиться как индивидуально, так и в парах, а также в небольших группах. Если мы говорим относительно групповой работы учеников, то в ее процессе у детей будет происходить формирование коммуникативных умений, они научатся доказывать и отстаивать свою точку зрения, выслушивать своего собеседника, говорить перед остальными обучающимися и т.д. В реализации метода проектов огромную роль играют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), благодаря которым подготовка и осуществление проекта выходит на совершенно иной уровень. Так, школьники могут создавать различные презентации к своим проектам, тем самым их демонстрируя.

Цель работы состоит в теоретическом изучении организации проектной деятельности учащихся основной школы по математике с использованием средств ИКТ. В первую очередь стоит рассмотреть, что понимает под проектным обучением.

Проектное обучение представляет собой такую дидактическую систему, педагогическую технологию, которая предусматривает актуализацию знаний, применение их в конкретных ситуациях, а также приобретение ряда новых знаний [3].

В основе учебного процесса, в котором реализуется метод проектов, оказывается сотрудничество, а также продуктивное общение учеников, как между собой, так и с учителем. Также ученики учатся ставить различные цели и достигать их, планировать собственную деятельность, распределять свое время правильно и т.д. При этом важно понимать то, что это довольно большая работа со стороны не только обучающегося, но и учителя. В процессе работы также необходимо придерживаться определенного алгоритма действий, а именно: в первую очередь ставится проблема, согласно которой происходит поиск информации в различных источниках, как печатных, так и электронных. По окончанию поиска информация анализируется и систематизируется. Далее происходит представление полученных результатов исследования, оформляются выводы, практическая значимость проделанной работы. По итогам работы рассматриваются перспективы исследования проблемы, с целью получения более полной картины [4].

В работе над проектами в 8 классе учителями могут использоваться средства ИКТ, которые помогут обучающимся представить свой проект, т.е. его результаты. На сегодняшний день работа над проектами с использованием ИКТ представляется как неотъемлемая часть учебного процесса по математике. Исследователи отмечают тот факт, что когда учитель использует в образовательном процессе средства ИКТ, то представляется возможным достичь высоких результатов, которые играют важную роль в современном информационном обществе. Так, к этим результатам отнести можно следующие:

  • Обучающиеся становятся более любознательными, у них происходит повышение познавательной активности.
  • Школьники приобретают возможность находить любую информацию, которая им необходима для проекта, посредством сети Интернет.
  • Школьники приобретают коммуникативные навыки работы над проектом.
  • Обучающиеся приобретают навыки творческой работы над проектом, они становятся более заинтересованными в том, что делают на уроке математики [2].

Использование метода проектов в обучении математике с использованием средств ИКТ в 8 классе дает возможность эффективно решать различные задачи, которые стоят перед обучением сегодня. Проект на сегодняшний день ценен тем, что благодаря ему представляется возможным школьникам научиться добывать знания самостоятельно, приобрести опыт познавательной, а также учебной деятельности. При этом важно отметить то, что необходимо обязательно принимать во внимание некоторые условия, которые важно соблюдать при организации проектной деятельности на уроках математики:

  1. Тематика проектов должна быть известна заранее. Для того чтобы учитель мог получить хороший результат в процессе проектной деятельности, ему необходимо сказать темы проектов, которые школьники могут выбрать. Темы могут быть связаны с определенным правилом, с каким-либо математиком и т.д.
  2. При этом отметим то, что организация проектов по математике может относиться к внеурочной деятельности, и в этом случае могут быть использованы такие темы, которые не имеют прямого отношения к данному предмету.
  3. Проблема проекта. Проблема проектов должна быть сформирована таким образом, чтобы направляться обучающихся на то, чтобы привлекаться разнообразные знания из смежных областей знаний, а также различных источников информации и т.д.
  4. Возможность участвовать большому количеству учеников. Использование проектной деятельности предполагать может наличие в одном проекте нескольких обучающихся, что будет обеспечивать приобретение обучающимися определенных значимых навыков, а также умений [1].

Таким образом, можно говорить о том, что проект представляет собой важную часть процесса обучения математике в 8 классе, где отлично «впишутся» средства ИКТ, которые также являются неотъемлемой частью учебного процесса сегодня. Ученики становятся более заинтересованными в предмете, а значит, что обучение – более эффективным.

Список литературы

  1. Бижова, Т. В. Метод проектов на уроках математики как одна из эффективных технологий достижения планируемых универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования / Т. В. Бижова // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). – Москва : Буки-Веди, 2012. – С. 102-104.
  2. Гизатулина, О. И. Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ / О. И. Гизатулина // Молодой ученый. – 2016. – № 11 (115). – С. 1682-1688.
  3. Ильченко, В. Н. Использование метода проектов в целях повышения качества правового образования в школе / В. Н. Ильченко, А. А. Носко // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 4. – С. 56-62.
  4. Капыткова, Я. В. Проектная деятельность: понятие и сущность / Я. В. Капыткова // Теория и практика современной науки. – 2019. – № 5(47). – С. 250-252.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Сигулина Алевтина Евгеньевна