Народность как эстетическая категория в изделиях ЛЗХС

"Научный аспект №6-2024" - Культура и искусство

УДК 347.787.5

Удрас Татьяна Алексеевна – аспирант Кафедры культурологии Московского государственного института культуры.

Аннотация. В данной статье рассмотрена народность как эстетическая категория в изделиях ЛЗХС.

Ключевые слова: художественное стеклоделие, скульптор, зеркальная фабрика, искусство.

Ленинградский завод художественного стекла является одним из родоначальников советского художественного стеклоделия. Здесь искусство художественного стекла развилось, сохраняя лучшие национальные традиции, здесь же были заложены основы его развития.

В 1940 г. по инициативе скульптора В.И. Мухиной, профессора, специалиста по технологии стекла Н. Н. Качалова и писателя А. Н. Толстого при Дёминской зеркальной фабрике в Ленинграде был организован цех по производству художественного стекла. Все, что было создано в первый год образования предприятия небольшим творческим коллективом под руководством В. И. Мухиной, вошло в золотой фонд советского декоративного искусства, определив высокий уровень профессиональной культуры и эстетическую ценность ленинградского художественного стекла. В основе успехов экспериментального цеха лежал большой творческий опыт, глубокая связь с традициями русского декоративно- прикладного искусства и постоянное стремление к эксперименту

В конце 1941 года заводское производство было остановлено. Только в начале 1948 г. была восстановлена работа научно-исследовательской лаборатории, а в 1949 г. зеркальная фабрика была реорганизована в завод художественного стекла и сортовой посуды (ЛЗХС).

В 1950–1960 – е гг. завод стал основным центром художественного стеклоделия в СССР, он располагал крупнейшими в отрасли научно-исследовательской технологической и художественной лабораториями, достойными производственными мощностями и музеем с богатой коллекцией стекла. В 1970-1980-е гг. ЛЗХС оставался эталонным советским предприятием по выпуску образцов для серийного производства. Период 1990-х годов, принесший проблемы переустройства экономической и социально- культурной жизни общества, снизил темпы производства на многих предприятиях СССР. В январе 1997 года ЛЗХС был закрыт. Уникальная коллекция заводского музея в 2000 году была передана на хранение в фонды Елагиноостровского дворца-музея. На ее основе был создан Музей художественного стекла.

В многочисленных предметах авторства ведущих художников ЛЗХС можно проследить яркое воплощение и развитие традиций русского декоративно- прикладного искусства.

Вера Игнатьевна Мухина (1889-1953) - идейный вдохновитель возрождения русского стекла, художница, скульптор. В. И. Мухина оставалась художественным руководителем ЛЗХС до своей кончины в 1953 году. В вазе «Колокольчик» насыщенная по цвету чаша покоится на совершенно бесцветной и прозрачной ножке. Выдувная чаша сосуда строится по образу раскрывшегося цветка. Основной символ - «колокольчик», противопоставленный большому «колоколу»,колокольчик - оберег, который отгоняет нечистую силу и цветок радости. В старину считалось, что звон колокольчика способен отпугивать злых духов и приманивать удачу к своему владельцу.

Одной из интересных вещей Мухиной является ваза для цветов «Репка». Ее оригинальная форма действительно напоминает разросшуюся репу. В работе над образом вещи Вера Игнатьевна часто обращалась к природным формам. У «Репки» широкая, крепкая форма, свойственная славянским сосудам. Здесь Мухина продемонстрировала стремление к простоте и ясности образного строя предмета. Ваза производилась из стекла разных цветов и вошла в массовое производство. Вера Ивановна заложила интерес художников и мастеров к национальным мотивам, различная интерпретация которых будет служить отличительной чертой ленинградского стеклоделия.

Екатерину Васильевну Яновскую (1913-1994) привлекали красочность и сочность народного искусства. Переосмысляя его традиции она создает многоцветный, яркий прибор «Матрешка», вазу «Подкова», кубки «Лев» и «Сокол», блюдо «Конь», кувшин «Петушок», выполненный из гутного стекла, вазы для цветов «Бочонок» и «Народная». В сервизе «Машенька» (1975-1978) ярко раскрылось индивидуальная манера художницы, отличающаяся жизнерадостностью, стремлением к созданию вещей праздничных и нарядных, несущих на себе приметы русского национального искусства. Начав с создания набора для вина, она разработала к нему прибор для воды, вазы, конфетницы и другие предметы, доведя их количество в сервизе до пятидесяти.

b6a366338df4d977

Рис. 1. Набор для вина «Золотые купола» (1968) - одна из лучших работ художницы.

Высокий тонкий квадратный графин «Колокольня» контрастирует с приземистым объемом графина «Собор». Они увенчаны золотисто- желтыми пробками в виде луковичного купола, отшлифованного свободными плоскостями. В наборе «Винный» гравировка имитирует рисунок рогожки. Парные блюда «Он» и Она» (1970) цветовым построением и фантастическим сюжетом перекликаются с народными лубочными картинками. Е. В. Яновская с 1952 до 1975 года была главным художником ЛЗХС. Ее работы легко узнаваемы. Их отличают оптимистическое звучание и непосредственность, мощные цветовые акценты и повышенная декоративность. Эти особенности свидетельствуют приверженности творческих устремлений художницы традициям русского народного искусства.

7e9fcfdd71ca6d79

Рис. 2. Композиция «Русь» (1976)

В композиции «Русь» (1976) оживают воплощенные в стекле мотивы старинной русской архитектуры. Декоративный ансамбль состоит из разновеликих сосудов с куполообразными завершениями и плотными, строгими обьемами. Их дополняют колокола- сувениры. Композиция отличается смысловой и пространственной завершенностью и имеет мощный образно- эмоциональный строй, что позволяет отнести ее к числу лучших декоративных произведений своего времени. Композиция «Русь» она была удостоена Гран - при на Международной выставке стекла и фарфора «Яблонец-76» в Чехословакии.

Борис Александрович Смирнов (1903-1986) – ведущий художник декоративно-прикладного искусства стекла и керамики, заслуженный художник РСФСР (1968). В 1927 году окончил архитектурный факультет Ленинградского ВХУТЕИНа. В 1920–1930-е годы занимался проектированием и строительством жилых домов, заводских зданий, больниц, театров и т.д. С 1948 года начал работать художником на Ленинградском заводе художественного стекла под руководством В.И. Мухиной, позже был консультантом этого предприятия. Одновременно занимался педагогической деятельностью. Б. А. Смирнов пользовался большим авторитетом, воспитал много известных художников-стекольщиков.

Борис Александрович Смирнов часто обращался к фольклорным мотивам и народным традициям. Он создал ряд оригинальных работ в гутной технике, где неожиданно просто и свежо раскрыл художественные возможности стекла. Графин для воды «Барыня» выполнен из прозрачного стекла с использованием свободного прилепа черных ручек- черной «оборке» ее платья и «рук» барыни. Эта деталь подчеркивает декоративность сосуда и создает контраст стекол. Ваза для цветов «Танцующая пара» сделана в традиции потешных народных игрушек и целиком построена на приемах гутной техники.

В вазе «Петух» как бы подсвеченное стекло воспроизводит раскраску лубочной картинки. Прибор для вина «Крепыш» по-деревенски основателен и приземист; графин и каждый стаканчик обработан восьмью крупными гранями.

Работа «Пара чая», сделанная в конце 60- х годов - новое слово в стилизации утилитарных предметов, воспоминание о старой русской традиции трактирного чаепития. Чайник Смирнова- это уютный, веселый, озорной персонаж, со своим характером и настроением. Эта работа- заключительный аккорд пластических поисков художника предыдущих лет.

В скульптуре «Стеклодувы» (1968) конструктивная сложность фигуры, смелость ее пластического решения органично сочетаются с простотой декора. Фигура покрыта резным узором в виде ситца, на груди изображен петух - народный символ огня. Контраст остросовременного и традиционно- народного - то, что отличает работы художника, его излюбленный прием.

В творчестве Лейды Оскаровны Юрген (1925-2013) сильна лирическая нота. Ее произведения отличает лаконичность пропорций, внимательная проработка деталей, искусность исполнения. Салатник «Плетенка», прибор для воды «Боярский» несут в своем декоре черты русского народного орнамента.

Скульптурная группа «Гуси» (1959), в которой художница создает характерный плавный силуэт птицы, слегка вытянув пузырь горячего стекла и добавив несколько налепов, при этом сохраняя пластическую сущность материала, дает тонкое поэтическое ощущение жизни в деревне.

Идея вазы - сувенира «Ярославна» (1967) зародилась под влиянием памятника древне- русской литературы «Слово о полку Игореве». Женская фигура стилизованная до орнаментальности, полна внутреннего достоинства, ее глубокий лиризм подчеркнут грациозным силуэтом формы.

8e99a09e84802bfd

Рис. 3. Декоративное блюдо «Петух» (1968)

Декоративное блюдо «Петух» (1968). Отважный петух выполнен острыми прямыми гранями. Его распушившийся хвост, вскинутая голова, надутая грудь отсылают нас к стилизованному изображению этой птицы в русской национальной вышивке.

Набор для десерта «Резеда» (1971) покрыт сверкающими сказочными цветами, похожими на звезды. В этой работе художник решила задачу создания из растительных, народных мотивов строгой композиции, построенной по правилам геометрического орнамента.

ae98578f74f9ecff

Рис. 4. Набор для десерта «Резеда» (1971)

С 1975 по 1985 годы Акнуний Арсенович Аствацатурьян (1925-2010) был главным художником ЛЗХС. Произведения Аствацатурьяна отличаются выразительностью формы, лаконичностью и тщательностью отбора декоративных средств. В формообразовании наборов для вина «Бочонок»(1967), «Хмельной»(1972), «Ерофеич»(1974) художник использует народные традиции в сочетании со строгой классичностью рисунка гранения.

a7987ef60479acf0

Рис. 5.

Лидия Дмитриевна Смирнова (1927-2016) работала на ЛЗХС в 1953 - 1986 гг. Она принесла в Ленинградский хрусталь лиричность, широту и теплоту, свойственные русскому народному декоративному искусству. В ее работах воплощены поэтические образы родной природы: полёт снежинок, узорчатые края подтаявшего снега, разнообразные формы растительного и животного мира. Передавая свои ощущения в стекле, она превосходно чувствовала эстетические особенности материала. Созданные ей в 50-е годы наборы для воды «Маки» и «Дынька» наполнены любовью к русской народной культуре, комфортны по форме и нарядны по цвету. Вазы для цветов и конфет «Иней» - уникальная разработка для пресса, где две широкие грани полировались, а две противоположные гранились. При наложении изображений складывался поэтический образ искрящегося инея, морозного узора на стекле.

edd95b8383ee975

Рис. 6.

Список литературы

  1. Аствацатурьян A.C. Мастера Ленинградского завода художественного стекла. СПб: 2004.
  2. Воронов Н.В., Дубова М.М. Алмазная грань. Лениздат: 1974, 160 с.
  3. Павлинская А.П. Борис Александрович Смирнов. Ленинград: Художник РСФСР, 1980, 134 с.
  4. Раун М.-А. Стекло Лейды Юрген. Каталог выставки. Министерство культуры Эстонской ССР. Таллин, 1976, 63 с.
  5. Смирнова Л.Д., Лаврова А.П. Хрустальные миры. Любавич: 2017, 180 с.
  6. Яновская Екатерина Васильевна. Каталог выставки. Москва: Советский художник, 1980, 26 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Удрас Татьяна Алексеевна