Искусство импрессионизма в XIX веке

"Научный аспект №6-2024" - Культура и искусство

УДК 7.035

Бао Цзиньпин – магистрант Белорусского государственного университета.

Аннотация: В статье описывается сущность импрессионизма в изобразительном искусстве XIX века. Автор рассматривает предпосылки к возникновению импрессионизма, предоставляет краткий обзор биографий известных художников импрессионистов данного периода.

Ключевые слова: живопись, импрессионизм, искусство, кубизм, модернизм, стиль.

В конце XIX века появилось новое течение модернизма – импрессионизм. Он олицетворял совершенно новый взгляд на искусство, был противоположностью реализму, натурализму и неоклассицизму. Особая роль отводится мгновенному впечатлению, ситуации, которая происходит в пространстве лишь незначительное время, но глубоко поражает внутренний мир художника.

Благодаря развитию науки и техники мировоззрение людей начало меняться. Были созданы новые, более дешевые и доступные краски. На развитие нового направления в искусстве повлияло изучение Ньютоном структуры солнечного луча и тот факт, что свет разлагается на семь цветов. То есть, зеленая трава не только зеленая, красный цветок не только красный, а каждый предмет имеет множество оттенков, которые меняются в зависимости от освещения и того, как падает тень. Эти и многие другие открытия заставляли художников искать новые формы изображения, практиковать свои умения и знания, испытать и изменять общеизвестные каноны живописи.

Представителями импрессионизма в живописи являются Клод Моне, Эдуард Мане, Камиль Писсарро [1].

Клод Моне – французский художник, известный своим вкладом в художественное движение импрессионизма. Родившийся в Париже 14 ноября 1840 года, он провел детство в Нормандии, в городе Гавре, куда с пяти лет переехала его семья. Постепенно у молодого Моне будет развиваться его увлечение, начиная с карикатуры, а затем он будет изучать живопись в Париже в 1859 году в Швейцарской академии при поддержке своего отца. Его отъезд в Алжир на военную службу в 1861 году прервал учебу, но автор продолжал экспериментировать с различными художественными эффектами. Вернувшись в Париж в 1862 году после болезни (плеврит), он встретил швейцарского художника Шарля Глейра и работал с Альфредом Сислеем, Огюстом Ренуаром и Фредериком Базилем, которые впоследствии стали его близкими друзьями.

Развивая свой стиль, Клод Моне столкнулся с финансовыми трудностями, поскольку ни один салон не хотел выставлять его картины, несмотря на успех «Женщины в зеленом платье», на которой изображена Камилла Донсье - женщина, на которой он женился в 1870 году. Впоследствии Моне отправился в Лондон во время франко-прусской войны. Там познакомился с купцом Полем Дюран-Рюэлем, который покупал его картины и способствовал распространению произведений импрессионистов.

Эдуард Моне родился в богатой парижской буржуазной среде. Получив среднее образование, он пытался сделать карьеру на флоте, но дважды провалился на конкурсе военно-морского училища. Тогда отец разрешил ему пойти по художественной стезе (страсть, которая у него была с детства), но при условии приобретения серьезных технических знаний.

Так, в 1850 году он поступил в мастерскую Томаса Кутюра, академического художника, где пробыл шесть лет. В этот период он посетил итальянские музеи, а также побывал в Германии, Австрии, Голландии. В Париже. Увлекся Эженом Делакруа, с которым познакомился в период своих путешествий, копировал работы мастеров, выставленных в Лувре.

На протяжении всей карьеры творчество Моне подвергалось критике. Скандалы следовали один за другим и порождали непонимание того, кто такой художник. В 1866 году он присоединился к группе независимых художников: Эдгар Дега, Клод Моне, Фредерик Базиль, Камиль Писсарро, Поль Сезанн встретились в кафе Гербуа, недалеко от студии Моне в Батиньоле. Последний быстро становится их лидером. В 1867 году исключенный из Всемирной выставки, он выставил 50 картин в личном павильоне, как это сделал Гюстав Курбе в 1855 году.

Камиль Писсарро родился на тогдашнем датском острове в Вест-Индии, учился в Париже с 1842 по 1847 год и вернулся к работе клерком в магазине своего отца. Предпочитая полностью посвятить себя рисованию, он бежал в Венесуэлу вместе с художником Фрицем Мельби в 1853 году. Тогда его отец признал призвание художника и отправил его учиться живописи в Париж, куда он прибыл в 1855 году. Писсарро последовательно работал в студии Антуана Мельби, в Швейцарской академии изящных искусств, где он познакомился с Моне. Затем он писал в основном тропические пейзажи, а также этюды на открытом воздухе в окрестностях Парижа, а пейзаж Монморанси был принят в Салоне 1859 года. В 1860 году он познакомился с Людовиком Пьеттом, который стал одним из его самых верных друзей и регулярно принимал у себя с семьей в своем поместье в Монфуко (Майенна) вплоть до своей смерти в 1877 году. Он не испытывал презрения со стороны официальных кругов, поскольку, хотя и был экспонентом Салона отказников 1863 года и не был допущен в 1867 году, его регулярно представляли в Салоне с 1864 по 1870 год.

Во время войны 1870 года он укрылся у Пиетта, затем в Лондоне, где нашел Моне и встретил Дюран-Рюэля, который купил у него две картины.

Для импрессионизма не столь важно, что изображено на рисунке, но важно как изображено. Импрессионисты одни из первых начали рисовать на воздухе, не дорабатывая своих работ в мастерской. Художественное направление импрессионизма основывается на фиксации впечатлений, наблюдений и сопереживаний.

В искусстве импрессионизма авторы произведений, песен, скульптур, литературы и многих других областей искусств, охвативших это направление, основной целью и стилевым приемом считали изображение не самого предмета, а само впечатление от него [3].

Художники импрессионизма хотели, чтобы человек видел, чувствовал и выражал свое мнение. Авторы произведений искусства хотели подчеркнуть, что видение мира происходит через чувство, которое мы способны изменять.

Импрессионисты видят мир иначе, не таким каким он существует. Они стремятся зафиксировать в предмете то, что другие не способны увидеть, и выразить это так, чтобы у человека вызвать соответствующие эмоции, которые испытал сам автор. Но не всегда эти эмоции бывают положительными. Авторы отражают правду окружающего мира или предмета в своем произведении, какой бы она ни была.

Импрессионисты, как правило, не полагались на ум. Об этом писал К. Писсарро, О. Ренуар и другие. Они полагались преимущественно на чувства. Некоторые из авторов считали, что именно видение мира в научной степени не позволяло понять и почувствовать то другое, на что делали акцент импрессионисты. Иными словами, не беспокоит то, что происходит в мозгу, главное - уметь видеть.

Импрессионизм базируется на наблюдении, издании идей и мыслей. Автор делает искусство сразу, без усвоения каких-либо отдельных правил. Он может написать картину не до конца, которая будет при этом завершена. Также может сопоставить и завершить те или иные фрагменты или всю работу художественной картины.

Некоторые авторы импрессионизма воплощали в шедевры искусства не то, что они видят, не то, что видят люди, а то, что им кажется в данный момент. Они отражали увиденный мир так, чтобы он произвел впечатление [2].

Импрессионист-художник отражает свое художественное произведение не целиком, а только эскиз. Именно поэтому искусство импрессионизма появляется в образе человека не сразу, оно складывается по пазлам в сознании.

Импрессионисты-живописцы, используя яркие и не четкие окраски, размазанные контуры подчеркивали эфемерность ощущений от картины.

Даже в настоящее время искусство импрессионизма имеет большое значение и популярность. Оно открывает человеку индивидуальный подход, новые впечатления и возможности. Импрессионизм сыграл немаловажную роль в современном и традиционном искусстве.

Список литературы

  1. Герман М. И. Импрессионизм. Основоположники и последователи / М.И. Герман. М., 2016. – 520 с.
  2. Моклер К. Импрессионизм: история, эстетика, мастера / К. Моклер; пер. с фр. под ред. худож. Ф.И. Рерберга. 2-е изд. Москва: URSS, 2011. – 157 с.
  3. Ревалд Д. История импрессионизма / Джон Ревалд. / Пер. Мелкова П., Ревалд Д. АСТ, 2015. – 480 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Бао Цзиньпин