Эмоции и формы их выражения в изобразительном искусстве

"Научный аспект №6-2024" - Культура и искусство

УДК 002.304

Кочетова Екатерина Дмитриевна – студентка факультета дизайна, изобразительного искусства и реставрации Педагогического института Владимирского государственного университета.

Аннотация: Статья посвящена вопросу передачи эмоционального состояния в творческих художественных произведениях с точки зрения технического исполнения. В статье проведён анализ способов воздействия на зрителя через его эмоционально-духовную сферу жизни, сравнительная характеристика методов, а также задач, решаемых автором. Приведён анализ произведений известных деятелей искусства, где демонстрируются приёмы для достижения выразительности. Статья будет полезна в изучении для студентов и обучающихся в таких сферах как дизайн, преподавание изобразительного искусства и иллюстрирование.

Ключевые слова: искусство, изобразительно искусство, эмоции, эмоциональное состояние, художественное содержание.

Практически с самого начала своего существования человека влекло к красотам окружающего его мира, самых древних времён он был наделён чувством прекрасного. Потребность в украшении своего быта, предметов обихода и самого себя стало толчком в развитии такой, неотъемлемой в настоящее время, сферы человеческой жизни как искусство.

В чём состоит преимущество искусства, раз оно имеет сильное влияние, и по сей день? Важным качеством искусства является его способность воздействовать как на жизнь отдельного человека, так и общества в целом. Оно обращено к любому человеку. Нет такого индивида, который не соприкасался бы с искусством. Посредством художественных произведений происходит процесс нравственно - эстетического воспитания, образование моральных устоев и развитие духовного мира. Также в истории нет народа, у которого не было бы искусства. Народный фольклор несёт в себе важную функцию по сохранению культурного наследия и передаче его другим поколениям. И что не маловажно, искусство универсально по содержанию – оно способно отразить любые реалии жизни, все возможные формы отношения человека к окружающей его действительности, перерабатывать свой опыт в творческую форму и таким образом транслировать его миру. Из этого следует следующее преимущество - универсальность художественного языка искусства. В зависимости от материального воплощения художественного содержания (в литературе – через слово, в музыке – звук, в скульптуре – игра объёмно-пластических форм и т. д.) различаются формы художественно-творческой деятельности – виды искусства.

Изобразительно искусство, включающее в себя такие виды как рисунок, живопись и скульптуру, относится к пространственному искусству, которое также принято называть статическим или предметным. В этом случае человек воспринимает информацию посредством зрительных анализаторов. Между создателем и зрителем происходит «безмолвный диалог», где первый, используя художественно-выразительные средства, стремится оказать влияние на второго, тем самым донести свою мысль. Самым универсальным инструментом в этом вопросе является воздействие на зрителя через самые различные эмоции. Доступ к эмоционально-духовной сфере жизни даёт возможность творцу своим произведением оставить неизгладимое впечатление в сознании человека.

Самым простым способом для передачи эмоционального состояния через произведение – это воспроизведение спектра эмоций через мимику и «движение» изображаемых. Огромную роль играют жесты, именно движение передаёт характер и настроение человека. Здесь перед художником стоит сложная задача – важно передать естественное положение тела, умело сочетать жесты и мимику. Самым ярким примером такого подхода обратимся к произведению Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на волге». Сгорбленная спина, тело, поданное вперёд, потухший и обречённый взгляд, изображаемых на картине, даёт нам понять не только тяжесть груза на их плечах, но и осознать силу их боли физической и моральной. Особой драматичности картине добавляет взгляд одного из мужчин, обращённого на зрителя. Более оптимистичное событие отразил Николай Васильевич Овчинников в своём произведении «Первенец». О радости происходящего говорят улыбки на лицах всех, кто изображён на картине. Автор также смог передать всё празднество момента через жесты – взгляды молодой пары, обращённые на малыша, аккуратность, с которой отец держит дитя и касание жены руки мужа, которое означает соединение, образование семьи. Также трогательное изображение на заднем плане нянечки или акушерки, которая вышла на крыльцо, чтобы разделить с молодыми родителями радость, является важным дополнением для погружения зрителя в происходящее.

Использование цвета и определённого цветового решения также является действенным способом для создания определённого настроения. Каждый цвет имеет своё воздействие на зрителя на уровне ощущений, это связанно с определёнными общепсихологическими установками. Интенсивность цвета тоже играет важную роль. Яркие и насыщенные цвета передают радость и восторг, темные и приглушенные – грусть, скорбь, тоску. Обратимся к работе непревзойдённого мастера пейзажа - Исаака Левитана «Перед грозой». На картине изображён пасмурный сельский пейзаж. Однако самой привлекательной деталью картины является наполненное тучами небо. Через цвет автор дал ощущение сменяемости погоды, летнего солнечного дня на надвигающуюся грозу. Созданное «движение» сил природы наполняет зрителя эмоциями лёгкого страха и трепета перед стихией. Совсем другое настроение нам диктует другое проведение Левитана. На полотне «Вечерний звон» автор изобразил летний вечер - тот час, когда вечерний звон с колоколен монастыря созывает верующих на молитву. Тёплые цвета создают ощущение тёплого закатного солнца и навевают зрителю ощущение покоя и умиротворения. Анализ этих двух произведений показывает, насколько грамотная работа с цветом и общим колоритом картины является неотъемлемой частью в создании настроения и повествования.

Важную роль в передаче эмоций играет композиция, она позволяет отразить определённый настрой и атмосферу через изображение. Например, изображая случайное размещение предметов на картине, автор создаёт игривое настроение. Большое пустое открытое пространство на холсте создаёт ощущение тишины и покоя, а плотная композиция – беспокойства и напряжения. Повторение предметов в различных ракурсах или с небольшими изменениями делают акцент, успокаивают хаотичную картину. Сильное влияние на восприятие оказывает ритмичное повторение элементов. Художники используют для передачи эмоций линии, формы, пропорции, фактуру, тон. В пейзаже такой подход к работе может проявляться в соотношении двух главных плоскостей - земли и неба. В работе Аркадия Александровича Рылова «В голубом просторе». Художник отразил на полотне романтический вид, летящих в косяке группу лебедей на фоне темного синего северного моря и горных возвышенностей и ярко голубого неба с кучевыми облаками освещаемых солнечным светом. Благодаря композиционному размещению линии горизонта в нижней части холста, удалось создать эффект взгляда вверх. С помощь такого приёма автору стало доступно пережать не только красоту бескрайнего небосклона, но и ощущение огромного пространства.

Символика является часто используемыми методами передачи чувств в искусстве. Художники могут использовать символы и знаки, чтобы передать определенные эмоции или идеи. Например, горбатое дерево может символизировать одиночество или упорство, а разбитое зеркало может отражать расстройство или разрушение. В некоторых случаях они могут быть не явными, их можно заметить лишь при внимательном рассматривании или анализе картины. Такой приём заставляет зрителя не только визуально оценить произведение, но и заставить задуматься о происходящем, тем самым «удержать» интерес. Примером такого подхода в работе может послужить полотно «Грачи прилетели» Алексея Кондратьевича Саврасова. При первом просмотре нельзя, что картина повествует о приятном событии весны. На земле еще лежит снег, небо еще покрыто серыми тучами. На картине художник изобразил раннюю весну, еще фактически зиму. Главную роль в этом играют птицы. Грачи - предвестники весны, символизирующие жизнь. Их наличие говорит о том, что скоро в природе произойдут серьезные изменения. На смену зиме придет весна, и все живое пробудится ото сна. Такой подход позволил автору показать через статическое искусство изменения природы.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что современные художники продолжают использовать искусство как мощное средство передачи чувств и воздействия на зрителя через цвет, композицию, техники, материалы, символику они создают работы, которые вызывают эмоции у зрителей и позволяют им взглянуть на мир через глаза художника. На данный момент искусство предлагает широкий спектр возможностей для выражения чувств, и каждый творец находит свой уникальный путь для передачи своего внутреннего мира и взаимодействия с публикой. Данная статья полезна для изучения студентам творческих профессий для становления специалистом в области изобразительного искусства, дизайна и реставрации.

Список литературы

  1. Данилова, А. В. Искусство как объект научного исследования : учеб. пособие // А. В. Данилова, Е. В. Маруфенко ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2022. – 155 с.
  2. Никитина, И. П. Эстетика : учебник для бакалавров // И. П. Никитина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 676 с.
  3. Никитина, И. П. Философия искусства : учебник для вузов / И. П. Никитина. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 475 с.
  4. Д’Орацио, Константино История искусства в шести эмоциях//Константино Д’Орацио ; [перевод с итальянского И. Ярославцевой]. – Москва : Эксмо, 2020. – 352с.
  5. Электронный архив произведений изобразительного искусства: Исаак Левитан (Isaac Levitan) Великий художник – пейзажист. [Электронный ресурс]. URL: https://artline.ru.net/topic/levitan/
  6. Электронный архив произведений изобразительного искусства: Илья Ефимович Репин (Ilya Efimovich Repin) русский живописец, педагог, профессор, действительный член Императорской Академии художеств. [Электронный ресурс]. URL: https://artline.ru.net/topic/ilya_repin/
  7. Электронный архив произведений изобразительного искусства: Алексей Кондратьевич Саврасов (ASavrasov) Великий Русский художник, живописец. [Электронный ресурс]. URL: https://artline.ru.net/topic/a-savrasov/
Автор: Кочетова Екатерина Дмитриевна