История отечественной психолингвистики

"Научный аспект №6-2024" - Филология и лингв.

УДК 81`23

Ладыгин Тимофей Александрович – аспирант Российского Университета Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы.

Аннотация: Психолингвистика, являясь относительно молодой, в качестве самостоятельной, наукой, являет собой уникальный симбиоз знаний, методов и подходов двух других, намного более исследованных наук, чья история становления, развития и совершенствования кратно длиннее – лингвистики и психологии. Однако, именно этот факт и раскрывает ценность психолингвистики как науки, ведь она является областью с высоким потенциалом развития. Также, психолингвистика является междисциплинарной наукой, что означает, что все исследования и открытия не будут оставаться лишь в рамках одной этой науки, но будут распространяться на смежные с ней сферы, что будет многократно увеличивать пользу от исследований.

Ключевые слова: психолингвистика, история, психолингвистический подход, лингвистика.

Введение

Актуальность исследования обусловлена необходимостью систематизации информации о истории развития психолингвистики. Психолингвистика является междисциплинарной наукой и её методы используются для рассмотрения и решения проблем многих других наук, но существует также необходимость в более глубоком изучении и систематизации её самой.

Объект исследования – история психолингвистики

Предмет исследования – этапы развития отечественной психолингвистики

Цель работы – рассмотреть и изучить историю возникновения, становления и развития отечественной психолингвистики.

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие «психолингвистика»;
  2. Систематизировать историю возникновения отечественной психолингвистики;
  3. Наглядно показать вклад ключевых психолингвистов в становление и развитие психолингвистики.

Методы исследования. Был проведён теоритический анализ книг, научных статей, диссертационных работ, учебных пособий и рефератов по теме исследования; обобщение данных в области лингвистики, психологии и психолингвистики.

В данной статье я рассматриваю несколько основных пунктов. Первым из них является само определение термина “психолингвистика”, ведь будет некорректно передавать историю науки, определение которой не будет известно читателю. Основное внимание уделяется истории становления и развития психолингвистики в нашей стране, начиная от самых её истоков и тех исследователей, что прошли этот путь создания новой науки, впоследствии передав накопленные знания своим ученикам, сотрудникам и последователям. Также представлена краткая информация о современном состоянии психолингвистики.

Определение термина «психолингвистика»

Слово «психолингвистика» прозвучало более 60 лет назад в США. Но несмотря на тот факт, что термин существовал с 1946 года, стать частью научного мира он смог только к 1953 году, обретя форму научной теории. Чтобы лучше объяснить саму суть данной науки, важно дать определение психолингвистики, а также выделить её объект и предмет.

Имеется несколько наиболее известных определений психолингвистики, приведу одно из них: «Предметом психолингвистики является соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной составляющей образа мира человека, с другой» [4]. Сие определение психолингвистики было представлено Алексеем Николаевичем Леонтьевым

Объект психолингвистики – это язык и речь человека, используемые им для разных целей и в разных ситуациях.

Предмет психолингвистики – это процесс создания и восприятия знаков языка в сознании их носителей.

В итоге, получается так, что объект психолингвистики совпадает с лингвистикой, а предмет и методы совпадают с психологией.

Ключевые исследователи отечественной психолингвистики

Довольно много известно о том, что происходило в сфере зарубежной лингвистики и психологии до возникновения психолингвистики и о возникновении с развитием её самой. В данной статье считаю необходимым отразить самые важные аспекты развития отечественной психолингвистики и представить тех, кто внёс наибольший вклад в развитие данной науки в нашей стране.

Когда упоминается психолингвистика, первым исследователем, что приходит на ум, является один из известнейших психологов 20 века – Лев Семёнович Выготский. Исследователь, стоявший у истоков психолингвистики, а также создатель психологической школы, с которой ассоциируются такие имена как: А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и множество других, не менее достойных исследователей. Научный вклад Л.С. Выготского отмечен как в истории отечественной, так и мировой педагогики и психологии.

Материализм был одним из взглядов Л.С. Выготского. Именно он является предтечей психолингвистики, даже учитывая тот факт, что сам термин “психолингвистики” в то время им не употреблялся. Его старания по созданию первой полноценной психолингвистической теории были основаны на его подходе к речи через психологический подход.

Важно отметить, что основой лингвистики, в том числе и современной, является два основных принципа. «Анализ по элементам» и «анализ по единицам». Эти два принципа соответствуют двум первым поколениям психолингвистики, перед которой стояли разнообразные проблемы, но основой и главной была «психологическая реальность» языковых единиц. Коротко обращаясь к зарубежной психолингвистике, можно отметить, что Н. Хомский смотрел на динамичность в ряде правил преобразования начального состояния, например какого-нибудь механизма или, скажем, текста, в окончательное состояние. Однако, имеется различие, ведь с точки зрения последователей Л.С. Выготского и его самого, данные состояния не являются первичными в отношении главной, настоящей единицы – действия психологического характера, действия, которое играет роль единицы в понимании Л.С. Выготского и занимает место в качестве фундамента, на котором образуется иерархия этих самых единиц, в психолингвистике, соответственно, психолингвистических.

Крайне важно знать, помимо упомянутого выше, что именно видение и объяснение внутренней психологической организации процесса порождения речи как последовательности взаимосвязанных фаз деятельности Л.С. Выготским делает его полноправным основателем психолингвистики в нашей стране.

Мотивация – первое звено порождения речи. Выготский отмечал, что не следует отождествлять мотивы и «установки речи», т.е. фиксированные «отношения между мотивом и речью». Именно последние и есть «смутное желание», «чувствование задачи», «намерение» [3]. Мысль – второе звено порождения речи. Её понятие крайне близко к понятию современной речевой интенции. Далее, опосредование мысли во внутреннем слове относится к третьему звену порождения речи. В современной психолингвистике оно похоже на внутреннее программирование речевого высказывания. Говоря о четвёртом звене порождения речи, надо отметить, что его можно назвать как реализацией внутренней программы, так и опосредованием мысли в значениях внешних слов. С пятым звеном порождения речи аналогично. Она может быть названо как акустико-артикуляционной реализацией речи, так и просто опосредованием мысли в словах. Интересно, что все модели отечественной психолингвистики, что появлялись после той, что была предложена Л.С. Выготским и появлявшиеся в 60 и 70-х гг. двадцатого века, опирались именно на эту модель Л.С. Выготского, хотя оригинальная идея, её исток, ему вовсе не принадлежали, ведь идея, лежавшая в основе его модели, идея фазного строения деятельности, была придумана иным психологом. Советским исследователем и современником Л.С. Выготского – Сергеем Леонидовичем Рубинштейном, что ни в какой мере не принижает достоинств и вклада Выготского, но, полагаю, важно отметить данного исследователя в связи с тем фактом, что он также внёс существенный вклад в развитие науки.

В 1934 году Л.С. Выготский скончался, но оставил после себя наследие в виде своих научных трудов и взглядов, которые оказались актуальными даже спустя десятилетия после его смерти. Именно по этой причине его работы до сих пор представляют крайне высокую ценность среди психолингвистов и сегодня. Среди его научных трудов весьма известна идея эвристичности процессов порождения, и обусловленности их общепсихологическими, дифференциально-психологическими и социально-психологическими факторами. Л.С. Выготский был первым, кто задумался о вопросе психолингвистики текста, актуальной по сей день. Он также разделил реальную и грамматическую предикативность. Одна из концепций предметного значения и представление о значении как общепсихологической категории также являются его трудами. У Л.С. Выготского имелись и такие научные исследования, которые не были оценены в своё время и не получили быстрого развития, к ним относятся психолингвистика рефлексии над речью и анализ разных уровней осознанности речи в их взаимоотношении. Хоть в своё время они и не получили достаточно внимания со стороны научного сообщества, можно с уверенностью сказать, что в данный момент эти труды представляют из себя ценный материал и широкую базу данных для изучения.

Естественно, у столь великого исследователя были ученики и последователи. Одним из них являлся Александр Романович Лурия, оказавший очень сильное влияние на развитие психолингвистики и связанной с нею психологии речи. Также среди его заслуг и сфер, в которых он трудился были: исследование, диагностика, восстановление разнообразных видов афазии – разных речевых нарушений, как известно, из-за осложнений центрально-мозговой природы, которые могли иметь связь с разрушением различных зон коры, выполняющих разные психические функции. Как сотрудник под руководством Л.С. Выготского, Лурия в качестве опоры использовал концепцию системной локализации психических функций в коре, идею, что была предложена его наставником. Она заключалась в том, что речевая деятельность физиологически обусловлена взаимодействием различных участков коры больших полушарий, и разрушение одного из этих участков может быть компенсировано за счет включения в единую систему других участков. Прежде, до начала работы А.Р. Лурии, учёные, занимавшиеся проблемами афазии, смотрели на афазические нарушения с точки зрения психологической реальности языковых единиц и конструкций, однако А.Р. Лурия развивал иной подход. Он был первым, кто занимался анализом нарушений речевых операций, как основных нарушений. В 1947 году он написал книгу “Травматическая афазия”, где, ссылаясь на Л.С. Выготского, создал психолингвистическую концепцию афазии. Также, в книге, он создаёт концепцию «внутренняя схема высказывания, которая после развертывается во внешнюю речь». Далее А.Р. Лурия развивает данную концепцию в своих последующих книгах. Также, в 1968 году был введён термин «нейролингвистика» [7].

У Л.С. Выготского было много учеников и сотрудников. Среди них был и Алексей Николаевич Леонтьев, он развивал концепцию Выготского в 1930-х гг., но смотрел, однако, в несколько ином направлении. А.Н. Леонтьев создал теоритическое представление о структуре и единицах деятельности в довольно развёрнутом виде. Стоит отметить, что подробный анализ речевой деятельности с точки зрения общепсихологической теории деятельности осуществился лишь к концу 1960-х гг. самим Леонтьевым и рядом его последователей [1], которые, совместными усилиями, в итоге образовались в Московскую психолингвистическую школу, давшую начало новым и более продвинутым исследованиям в психолингвистике, как самостоятельной, нов  то же время междисциплинарной науке.

Конечно, было бы серьёзной ошибкой, если бы был отмечен вклад только уже представленных выше исследователей. На развитие психолингвистики в России повлияли не только труды Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.Н. Леонтьева. Такие великие лингвисты как Л.В. Щерба, М.М. Бахитин и др., а также психологи Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейн и др., оказали феноменальное влияние на развитие психолингвистики.  Можно было бы привести ещё множество примеров научных трудов иных, не менее важных исследователей, но на данный момент, считаю, что представленной информации достаточно для общего раскрытия темы истории развития отечественной психолингвистики.

Психолингвистика сегодня

Современная мировая психолингвистика продолжает развиваться и не стоит на месте. Она представляет из себя отнюдь не только теоритическую, но ещё и экспериментальную науку со своей собственной методологией и обширной теоритической базой. Издаётся множество новых статей с уникальными исследованиями и проводимыми в них экспериментами, которые вносят что-то новое в научную среду, будь то новый метод, новое явление и т.д. На данный момент ядром современной психолингвистики считаются, в первую очередь, экспериментальные исследования процессов порождения и понимания речи. Значительная часть отечественных моделей порождения до сих существуют и используются с 1960-1970-х гг., что с одной стороны наталкивает на мысль, что развитие психолингвистики сильно замедлилось или вовсе остановилось, но с другой, этот же факт даёт понимание, что перед исследователями сей сферы открываются обширные перспективы для проведения собственных экспериментов и изобретения новых теорий и подходов для продвижения данной науки. За последние 100 лет мировая психолингвистика шагнула очень далеко вперёд, сменились целые поколения исследователей, а вместе с ними и их теории и взгляды, что опровергались или дорабатывались и совершенствовались последующими научными деятелями в их трудах. Я очень надеюсь, что в скором времени отечественную психолингвистику ожидает новая «научная революция» – переход к новым перспективным идеям и привлечение к данной науке большего числа светлых умов из научного сообщества.

Заключение

Рассмотрение истории отечественной психолингвистики, процесс, занимающий много времени, но крайне важный в связи с востребованностью данной науки в различных сферах. При необходимости, набор имён исследователей и проведённых ими исследований может увеличиваться или уменьшаться в процессе повествования, это же будет зависеть от введения дополнительных переменных, таких как новые задачи и прочее. В данном исследовании были отображены самые известные деятели в сфере отечественной психолингвистики, лингвистики и психологии, множество изменений, взглядов, теорий и гипотез, созданных перед тем, как психолингвистика предстала перед нами в современном виде. Данное исследование по обзору и систематизации исторических событий на заре и в процессе возникновения психолингвистики имеет потенциал стать полезным теоритическим материалом для обучения будущих психолингвистов и формирования у них понимания ряда принципов данной науки.

Список литературы

  1. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. – изд.4. – Москва, 2012.
  2. Выготский Л. С. Проблема сознания: Собрание сочинений.: в 8 т. – М.; 1982. Т.1.
  3. Выготский Л. С. Мышление и речь: Собрание сочинений.: в 8 т. – М.; 1982. Т.2.
  4. Леонтьев А.А. Психолингвистика. – Ленинград: Наука. Ленигр. Отд-ние, 1967.
  5. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – изд. 8-е. – Москва: Ленанд, 2014.
  6. Леонтьев А.А. Л.С. Выготский. – Москва: Просвещение, 1990.
  7. Лурия А.Р. Проблемы и факты нейролингвистики//Теория речевой деятельности. Проблемы психолингвистики. – Москва: Изд-во. Моск. Ун-та, 1968.
  8. Лурия А.Р. Речь и мышление. – Москва: МГУ, 1975
  9. Потебня А.А. Слово и миф. – Москва: Правда, 1989.
  10. Щерба Л.Б. Языковая система и речевая деятельность. Сборник работ / Ред. Л.Р. Зиндер, М.И. Матусевич. – Ленинград: Наука, Ленингр. Отд-ние, 1974.
Автор: Ладыгин Тимофей Александрович