Эффективные стратегии разработки учебных текстов: описание, повествование и анализ в педагогической практике

"Научный аспект №6-2024" - Филология и лингв.

УДК 8, 37

Иманкулова Меруерт Амантаевна – PhD, старший преподаватель Казахского национального педагогического университета имени Абая, г. Алматы, Казахстан.

Коканова Жаркинай Атаевна – кандидат филологических наук, старший преподаватель Казахского национального педагогического университета имени Абая, г. Алматы, Казахстан.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы создание эффективных учебных текстов, которые играют жизненно важную роль в развитии знаний и навыков учащихся. Исследуются проблемы разработки учебных текстов. Проводится синтаксический и стилистический анализ излагаемого материала. Результатами исследования являются обогащения письменной речи учащихся и правильное использование семантики, структуры и лексико-грамматические аспекты. Данная статья поможет методистам сформулировать эффективные тексты.

Ключевые слова: текст, учебный текст, стиль, навык, задачи, коммуникативные единицы, письменная речь.

Эффективные учебные тексты играют решающую роль в формировании знаний и навыков учащихся в различных предметных областях. Одним из ключевых аспектов разработки учебных текстов является синтаксический и стилистический анализ излагаемого материала. «Текстоведение – многосторонняя, обширная сфера, охватывающая различные отрасли науки» [1, C.2], считает А. Гарифолла. Этот аналитический процесс предполагает углубление в конкретные синтаксические структуры текста с целью обогащения письменной речи учащихся и повышения их способности точно формулировать мысли с точки зрения семантики, структуры и лексико-грамматических аспектов [2]. Анализируя текст таким образом, учащиеся могут глубже понять семантические нюансы, привнесенные различными синтаксическими конструкциями, тем самым продемонстрировать функционирование изучаемых языковых единиц. Коммуникативный тип языковых единиц профессор Ф. Ш. Оразбаева считает «словом, словосочетанием, предложением, текстом» и употребляет термин «коммуникативные единицы» [3]. Это потому, что фонема, звук, хотя и различает смысл, не означает лексического значения. Более того, соединение основной идеи текста с его темой имеет важное значение для эффективных результатов обучения в образовательной практике, поскольку помогает учащимся углубить понимание и непосредственное восприятие материала. Включение заданий, сосредоточенных на лингвистических аспектах, таких как фонетика, словарный запас, грамматика и пунктуация, может еще больше улучшить опыт изучения языка и повысить его уровень владения учащимися. Систематическая практика синтаксически-стилистического анализа после других элементов обучения может помочь студентам закрепить свои знания о синтаксических структурах и целенаправленно применять их в письменных работах, демонстрируя практическую полезность процесса обучения в учебных презентациях.

Понимание цели и аудитории каждого стиля письма необходимо для эффективного построения текста в разных жанрах. При создании повествовательного текста основное внимание уделяется рассказу истории, описанию событий и развертыванию последовательности действий во времени. Напротив, описательное письмо направлено на создание ярких образов, апеллируя к чувствам и эмоциям читателя, рисуя подробную картину сцены, человека или объекта. С другой стороны, рассуждения и анализ включают представление логических аргументов, подкрепленных доказательствами, фактами и данными, с целью убедить или информировать. Признавая уникальные характеристики и цели каждого стиля письма, писатели могут адаптировать свои тексты в соответствии с намеченной целью и эффективно привлекать аудиторию.

Практика построения и развития повествовательной структуры является ключом к оттачиванию навыков рассказывания историй и созданию увлекательных текстов. Повествовательные тексты часто следуют хронологической последовательности событий с четким началом, серединой и концом, чтобы поддерживать связность и увлекать читателей. Писатели могут улучшить построение повествования, сосредоточив внимание на таких элементах, как развитие сюжета, построение персонажей, описание сеттинга и интеграция диалогов, чтобы оживить историю и погрузить читателей в повествование. Совершенствуя свои методы повествования посредством регулярной практики и обратной связи, писатели могут улучшить свою способность создавать убедительные и хорошо структурированные истории, которые находят отклик у их аудитории.

Включение описательного языка и образов имеет решающее значение для пробуждения сенсорных переживаний и создания иммерсивной среды в тексте. Описательное письмо опирается на яркие детали, образный язык и чувственные описания, чтобы нарисовать читателю богатую и яркую картину, задействуя его воображение и эмоции. Эффективно включая описательные элементы, писатели могут повысить глубину и достоверность своих произведений, делая сцены, персонажей и обстановку более яркими и убедительными. Посредством практики и экспериментов с различными описательными техниками писатели могут развивать свой уникальный голос и стиль, обогащая свои тексты запоминающимися образами и чувственными деталями, чтобы очаровывать и находить отклик у своей аудитории.

Ясность и связность играют решающую роль в построении учебных текстов, подчеркивая важность использования соответствующих стилей для обеспечения эффективной коммуникации. В образовательных учреждениях, особенно в академическом письме, ясность и точность необходимы для передачи сложных идей и концепций в простой и понятной форме. Например, научный стиль уделяет большое внимание ясности и точности выражения мыслей, стремясь избежать двусмысленности и способствовать ясному пониманию предмета. Используя стили, в которых приоритет отдается ясности и связности, преподаватели могут улучшить читаемость и понимание учебных материалов, что в конечном итоге способствует улучшению результатов обучения учащихся.

Преподаватели могут эффективно использовать различные стили письма для достижения конкретных образовательных целей и повышения качества обучения учащихся. В зависимости от характера содержания и желаемого результата для передачи информации таким образом, который находит отклик у целевой аудитории, могут использоваться различные стили, такие как научный, официально-деловой, журналистский, художественный и разговорный. Например, использование научно-образовательного стиля может помочь сделать сложные научные темы более доступными и интересными для студентов, повышая интерес и стимулируя когнитивное развитие. Адаптируя стили письма в соответствии с образовательными целями, преподаватели могут создавать динамичные и эффективные учебные материалы, отвечающие разнообразным предпочтениям и потребностям в обучении.

Привлечение читателей с помощью различных стилей письма играет важную роль в привлечении и удержании внимания учащихся на протяжении всего учебного текста. Включая элементы различных функциональных стилей, преподаватели могут создать богатую и увлекательную среду обучения, которая понравится широкому кругу учащихся. Посредством стилистического анализа и рассмотрения речевых жанров преподаватели могут адаптировать свой стиль письма к теме, цели и аудитории учебного текста, гарантируя, что содержание будет одновременно информативным и интересным. Более того, использование образного и выразительного языка в стилях речи может добавить глубины и интереса к учебным текстам, делая процесс обучения более приятным и эффективным для учащихся.

В настоящее время автоматическое распознавание текстов динамично развивается в соответствии с программной мировой тендецией. В статье С.Ш. Шаншар представлены машинные способы автоматического распознавания текстового жанра [4]. Однако нет необходимости использовать его в образовании. лингводидактика текстов должна способствовать тому, чтобы она была понятной, легкой для восприятия, способствовала глубокому созерцанию учащегося.

В конечном счете, стратегический отбор и анализ текстов учителем, а также интеграция лингвистических задач играют жизненно важную роль в обогащении письменной речи учащихся и содействии всестороннему пониманию предмета педагогической практики.

Статья опубликована по грантовому проекту Комитета науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан «Методология уровневых парадигм: чтение и письмо» (ИРН АР 14869424)

Список литературы

  1. Гарифолла А. Анализ текста и текстоведение в казахском языкознании, основные принципы и теоретические истоки // Вестник КАСУ №2 - 2010.
  2. Миналиева М.А. Анализ текста на уроке обучающего изложения // “Young Scientist” . №10 (69) . July 2014. С.404-406. ru/archive/69/11930/ (дата обращения 20.05.2024 г.)
  3. Ф. Оразбаева. Тілдік қатынас. Т.2: Ғылыми монография. Алматы: Ан-Арыс баспасы, 2019. – 584 б.
  4. Шаншар С.Ш., Уалиева И.М. Мәтіндер жанрын талдауға арналған белгілерді зерттеу және талдау // Қазақ ұлттық қыздар педагогикалық университетінің Хабаршысы. №1(85), 2021 ж. https://cyberleninka.ru/article/n/m-tinder-zhanryn-any-tau-a-arnal-an-belgilerdi-zertteu-zh-ne-taldau (дата обращения 20.05.2024 г.)
Автор: Иманкулова Меруерт Амантаевна