Тенденции и перспективы инвестиционной политики в сфере образования

"Научный аспект №6-2024" - Экономика и менеджмент

УДК 37.014.54

Семенова Екатерина Евгеньевна – студент магистерской программы «Управление в сфере культуры, образования и науки» Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы.

Аннотация: В статье представлен обзор текущей ситуации в области реализации инвестиционной политики государства в сферу образования. Проведенный анализ позволил выявить существующие проблемы, с которыми сталкивается образовательная сфера в современных геополитических и экономических условиях, подчеркнув тем самым потребность в формировании тенденций и перспектив, связанных с фактической реализацией элементов инвестиционной политики, которая позволит повысить качество управления и улучшить функционирование сферы образования как одной из наиболее значимых социальных областей жизни общества. Систематический анализ и формирование ключевых критериев развития образования в условиях реализации государственной инвестиционной политики дает возможность повышения уровня образованности и доступности образования для населения.

Ключевые слова: инвестиционная политика, образование, механизмы инвестиционной деятельности, национальный проект, программы развития образования.

Образование представляет собой процесс, целевым ориентиром которого является воспитание и обучение, реализуемые как в интересах каждого отдельного индивида, так и общества, государства в целом. Мировые статистические данные показывают, что в мире сегодня порядка 35,5% граждан имеют высшее образование. В свою очередь ежегодно отмечаются темпы роста граждан, получающих как высшее, так и среднее специальное образование [5].

Для качественного функционирования системы образования важное значение приобретают меры эффективного контроля и надзора, которые фактически входят в систему государственного регулирования.

Вопросы оценки эффективности инвестиций в сферу образования, а также элементы значимости и роли инвестиций в данную социальную сферу жизни общества, рассмотрены в трудах многих отечественных и зарубежных ученых. Так, Арсаханова З.А. в своем исследовании рассматривает особенности инвестиций в основной капитал и профессиональное образование. В частности, автор приходит к выводу о том, что при изучении вопросов использования инвестиций человеческих ресурсов, проявляющегося в рамках человеческого капитала, характеризуется как значимая область приоритетных направлений исследования экономики и социальных факторов, включая необходимость разработки рациональных механизмов в области инвестирования в человеческие ресурсы в области подготовки высококвалифицированных специалистов [2, c. 235].

Ионцева С.В., Хворостинина П.И. рассматривают концепцию, связанную с непрерывным образованием в области инвестиций в человеческий капитал. Авторами отмечается, что опыт развитых стран мира, в частности стран ЕС, характеризует единую национальную и наднациональную политику в области непрерывного образование, что позволяет качественно развивать человеческий капитал и направлять инвестиции в ту область, которая соответствующей реакции со стороны государства [6, c. 178].

Зарубежными авторами Lorenzo P., Heinsalu S., Navy T. анализируется уровень отдачи от инвестиций в образование, подчеркивая высокую значимость вложений в данную область, способствуя развитию человеческого капитала и создавая образованную нацию, владеющую необходимыми знаниями, навыками и приобретаемыми умениями для обеспечения жизнедеятельности [12, c. 25].

Вопросы оценивания эффективности инвестиций в образование также нашли отражение в исследованиях современных ученых. Например, Цыпин А.П., Фирсова А.А. провели исследование в области анализа подходов к оценке эффективности инвестиций в высшее образование. При этом авторы обосновывают «необходимость увеличения инвестиций в сектор высшего образования для ускорения экономического роста и нивелирования экономического неравенства, что нужно учитывать при реализации политики в условиях структурных реформ высшего образования» [10, c. 512].

Таким образом, исследований в области определения эффективности и значимости инвестиций в образование в настоящее время присутствует достаточно большое количество, однако по-прежнему в системе образования и ее функционирования присутствуют негативные факторы, связанные с одной стороны, с нехваткой вложения средств для рациональной реализации политики в области образования, с другой стороны, с недостаточным уровнем развития человеческого капитала, который становится основой для благополучия современного общества.

Вышесказанное определяет потребность более детального изучения особенностей, областей и направлений инвестиционной политики в сфере образования, выделяя тем самым возможные перспективы дальнейших преобразований, нацеленных на улучшение рассматриваемой сферы жизни общества.

Первоочередно следует остановится на определении понятия инвестиций в области образования. Так, под инвестициями в образование в научных кругах рассматриваются финансовые, имущественные, интеллектуальные и другие ресурсы, которые способствуют развитию образования и повышению ее конкурентоспособности, а следовательно, и конкурентоспособности нашего государства [2, c. 237]. Соглашаясь с мнением автора отмечено, что инвестиции включают не только вложения финансовых ресурсов, но и включение интеллектуальных, информационных ресурсов, которые прямо сопряжено со сферой образования и нацелены на ее совершенствование с точки зрения повышения качества и результативности.

Инвестиционная политика в области образования в Российской Федерации представляет собой сложный и многогранный механизм, направленный на обеспечение эффективного использования ресурсов для достижения стратегических целей в сфере образования, на что указывает Вершицкая Н. А. [4, c. 317]. При этом, одним из ключевых элементов инвестиционной политики в образовании является определение приоритетных направлений финансирования, что включает в себя выделение средств на развитие образовательной инфраструктуры, профессиональную подготовку педагогических кадров, внедрение инновационных образовательных технологий и прочие аспекты, способствующие улучшению качества образования.

С точки зрения использования инструментов реализации инвестиционной политики в сферу образования в настоящее время на территории России реализуются меры по разработке и реализации адресных инвестиционных программ, содержание которых позволяет разделять их по уровням бюджетной системы. Так, например, адресная инвестиционная программа федерального уровня (ФАИП) формируется в соответствии с нормативной базой, устанавливающей требования к инвестиционной деятельности в РФ (включая Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [1].

Региональные АИП формируются на уровне субъектов РФ, муниципальные – на уровне муниципальных образований [9, c. 29].

С точки зрения используемых подходов к реализации инвестиционной политики в настоящее время применяются несколько основных механизмов, используемых для обеспечения эффективного и целенаправленного использования ресурсов для развития образовательной системы. В таблице 1 представлен перечень используемых механизмов.

Таблица 1. Механизмы реализации инвестиционной политики в образование [3, c. 308].

Механизм

Характеристика механизма

Государственное финансирование

 Одним из ключевых механизмов инвестиционной политики в образовании является государственное финансирование. Государство выделяет средства на развитие образовательной сферы, строительство школ, закупку оборудования и пр.

Регулирование инвестиций

 Важным механизмом является регулирование инвестиций в образование, чтобы обеспечить равномерное и эффективное распределение ресурсов. В частности, установление стандартов финансирования, контроль за использованием средств и пр.

Привлечение частных инвестиций

 Для дополнительного финансирования образования в России также используется механизм привлечения частных инвестиций: инвестиции частных компаний в образовательные проекты, создание партнерств между бизнесом и образовательными учреждениями, а также использование механизмов общественно-частного партнерства.

Использование инвестиций грантов

 Еще одним механизмом развития образования в России является привлечение инвестиций и грантов. Данный аспект позволяет получить финансовую поддержку от организаций, участвовать в образовательных проектах и программах, включая и программы международного уровня, а также обмениваться опытом и передовыми практиками с другими странами.

В рамках российского общества в последние годы наблюдаются негативные тенденции, связанные с реализацией мер в области вложений в человеческий капитал, что обусловлено рядом негативных факторов, включая санкционное давление и ухудшение экономического состояния государства, снижение объемов международных и прямых иностранных инвестиций на фоне изменения политики взаимодействия между государствами. Однако, для стабилизации ситуации со стороны органов государственной власти принят и успешно реализуется национальный проект «Образование», который направлен в область достижения национальной цели, связанной с обеспечением возможности самореализации и развития талантов [7]. Данный проект был начат в 2019 г. и реализуется вплоть до конца 2024 г.

В национальном проекте выделены федеральные проекты, которые реализуются в регионах России. Их направления представлены на рис. 1.

Рисунок 1. Федеральные проекты национального проекта «Образование».

Федеральные проекты, применяемые в пределах регионов России, позволяют достигать единой цели национального проекта. В свою очередь сферы и области действия федеральных проектов, как видно из рисунка 1, охватывают создание современных школ, акцентирования внимания на достижениях учащихся, развития профессиональных навыков и компетенций учащихся, интеграции цифровой среды и пр. Для выполнения данных проектов привлекаются не только средства из бюджета государства, активно внедряются и проекты государственно-частного партнерства, а также инвестиции со стороны частных заинтересованных лиц.

Чтобы говорить об обеспеченности сферы образования инвестиционными средствами необходимо выделить объемы финансирования федеральных проектов в разрезе национального проекта «Образование». Для анализа взяты статистические данные за период 2021-2023 гг. На рисунке 2 представлена динамика изменения объемов вложений в проект «Образование» (ГПРО – государственный проект развития образования).

Рисунок 2. Объем вложений средств в проект «Образование» за 2021-2023 гг., млрд. руб. [8].

Отмечая складывающуюся динамику, сохраняется тенденция ежегодного наращивания объемов финансирования системы образования через мероприятия проекта: прирост составляет 155,5 млрд рублей в 2022 году по сравнению с 2021 годом, 26,3 млрд рублей в 2023 году по сравнению с 2022 годом.

На рисунке 3 отражена динамика объема финансирования государственной программы научно-технического развития РФ (ГП НТР).

Рисунок 3. Объем финансирования ГП НТР за 2021-2023 гг., млрд. руб.

Исходя из представленных выше данных, в рамках реализации программ развития образования в России выделена тенденция роста государственных вложений, вложений частных организаций в сферу образования, создаются новые проекты и области, позволяющие развивать образовательный потенциал граждан и повышать уровень их знаний. При этом система образования становится все доступнее для граждан, проживающих в сельских местностях и малых городах России, обеспечивая возможность единого доступа и равных прав в области получения образования. Ежегодный рост объема финансирования программ образования говорит о том, что данная область является одной из приоритетных для развития современного общества.

Непосредственно на 2024 год, а также плановые периоды 2025-2026 гг. в условиях согласованного проекта федерального бюджета на аналогичный период среди бюджетных расходов в сферу образования запланировано неравномерное выделение объемов: для 2024 года объем финансирования ожидаемо увеличен на 10% в сравнении с 2023 годом (до 1,55 трлн руб.), в 2025 году, наоборот, ожидается сокращение расходов до 1,31 трлн руб. с последующим ростом в 2026 году до уровня 1,41 трлн руб. Следовательно, из планируемых объемов финансирования можно сделать вывод о том, что сфера образования остается одной из актуальных для развития в российском обществе. При этом постепенная модернизация основных областей рассматриваемой сферы требует большего объема вложений, в том числе учитывая количество и направленность федеральных проектов в образовании. Также отмечается, что в 2024 году для развития сферы образования ожидается планируемый прирост не во всех отраслях, например, расходы в области дошкольного, а также дополнительного образования сокращаются.

Указанные выше аспекты характеризуют определенные тенденции, свойственные сфере образования в период 2023-2024 гг., которые в настоящее время находят свое отражение в практической реализации.

Так, в исследовании Чумаковой Я.В. автором выделяются пять тенденций, которые действительно присущи современной сфере образования [11, c. 151].

В частности, одной из тенденций отмечается активный переход к использованию подхода в обучении, основанного на развитии компетенций. Если в период до 2020-х годов в системе образования как таковой акцент внимания был сосредоточен на передаче знаний от педагогов к обучающимся, то в настоящее время наиболее значимой областью становится развитие учащихся как личности, формируя у них наличие компетенций, в том числе востребованных в современном обществе: коммуникативные компетенции, наличие критического и творческого мышления, владение современными технологиями.

Еще одной тенденцией следует подчеркнуть повсеместное распространение и цифровизацию общества. Данная сфера накладывает определенный отпечаток и на тенденции развития сферы образования, диктуя потребность в использовании цифровых технологических решений: искусственный интеллект, онлайн-обучение, электронные учебные и методические пособия и пр.

Важной тенденцией является и активное развитие навыков и качества преподавания педагогов. Успешная модернизация системы образования невозможна без эффективной подготовки кадров и развития компетенций педагогов: следуя тенденции цифровизации, для современных учителей, преподавателей важно уметь не только использовать такие технологии, но и внедрять их в процесс обучения, упрощая тем самым коммуникативные механизмы и совершенствуя образовательный процесс, ориентируясь на его качество.

Еще одна область связана с развитием инклюзивного образования. Инклюзия — это принцип, согласно которому каждому ребенку, независимо от его способностей и особенностей развития, должны быть предоставлены равные возможности для получения качественного образования. Для реализации инклюзии необходимо создание соответствующих условий в образовательных учреждениях: доступность физической среды для детей с ограниченными возможностями, подготовка педагогических кадров к работе с такими детьми и т.д.

В современной системе образования существует потребность в использовании проектной деятельности. Она находит свое отражение во многих областях, начиная от построения преподавания теоретического материала и заканчивая практической деятельностью обучающихся. При этом проектная деятельность как таковая формирует умение самостоятельного и ответственного подхода к своей образовательной деятельности.

Все указанные выше тенденции невозможно представить без инвестиционной составляющей. В частности, внедрение цифровых технологических решений и использование технологий, обучение педагогов, изменение методологических подходов к преподаванию, внедрение проектного подхода требует финансовой, информационной и кадровой основы, которая фактически вовлечена в процесс совершенствования сферы образования. Непосредственно в бюджете государства выделяются финансовые средства на развитие образования, однако данных средств в настоящее время недостаточно для удовлетворения существующего спроса. А учитывая тенденцию изменения высшего образования и отказа от Болонской системы с возвращением специалитета во многих ВУЗах также потребует дополнительного финансирования.

Помимо прочего, организация дополнительного образования и использование технологий потребует совершенствования механизмов вовлечения заинтересованных сторон, частных инвесторов, а также выполнения проектов в форме государственно-частного партнерства. Уже сегодня данные области получают постепенную реализацию.

При этом определяя перспективы развития сферы образования и инвестиционной политики в данной области следует отметить, что инвестиции в образование являются одним из ключевых факторов развития общества и экономики. В России в последние годы уделяется особое внимание развитию образования, и прогнозируется, что эта тенденция сохранится и в 2024 году.

В рамках инвестиционной политики в сфере образования в России автором отмечены такие перспективы, как:

    1. Капитальные вложения в развитие образовательной инфраструктуры. Данная область включает строительство и реконструкцию школ, колледжей, университетов, научных лабораторий и библиотек. В настоящее время состояние зданий учебных заведений, дошкольных заведений не во всех случаях соответствует современным требованиям, охватывая в том числе и обеспеченность цифровыми ресурсами, а также общего состояния, что требует вложений средств на улучшение их состояния.
    2. Цифровизация образования. Внедрение современных технологий в образовательный процесс, создание онлайн-платформ для дистанционного обучения, использование интерактивных учебных материалов. В современной системе образования цифровые технологии применяются как учениками, так и учителями, педагогами. На рынке появляются все новые решения, упрощающие контрольно-проверочные мероприятия и обеспечивая возможность улучшения взаимодействия между педагогом, учеником и родителями.
    3. Повышение заинтересованности частных инвесторов в образовании. Привлечение частного капитала для модернизации образовательных учреждений, разработки инновационных образовательных программ, создания центров дополнительного образования.
    4. Развитие кадрового потенциала. Инвестирование в повышение квалификации педагогических кадров, разработку программ профессионального развития учителей.
    5. Поддержка научно-исследовательской деятельности в сфере образования. Финансирование научных проектов, проведение исследований в области педагогики, психологии образования, информационных технологий.

Тем самым, перспективы развития сферы образования связаны с инвестиционной политикой, которая реализуется государством и предполагает вовлечение всех заинтересованных сторон. Для успешной модернизации системы образования и создания условий современного российского образования требуется расширение количества программ, которые позволяют привлекать компании, частных инвесторов и граждан в вопросах выделения финансовых средств для создания современной и качественной образовательной сферы. В целом можно говорить о том, что вектор инвестиционной политики в России в сферу образования сосредоточен в поиске и вовлечении дополнительных финансовых, информационных, трудовых ресурсов, участие которых позволит улучшить образовательный процесс и соответствовать современным трендам развития общества.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изм. на 25.12.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – № 9. – Ст. 1096.
  2. Арсаханова З.А. Инвестиции в образование: опыт Российской Федерации // Управление образованием: теория и практика. – 2021. – № 4(44). – С. 234-241.
  3. Богдан Я. А. Инвестиции в образование // Инновационно-промышленный потенциал развития экономики регионов: Сборник научных трудов VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Брянск, 23 мая 2019 года. – Брянск: Брянский государственный технический университет. – 2019. – С. 303-310.
  4. Вершицкая Н. А. Инвестиции в образование в эпоху экономики знаний // Повышение конкурентоспособности социально-экономических систем в условиях трансграничного сотрудничества регионов: VI всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, Посвящена 75-летию Гуманитарно-педагогической академии, Ялта, 04–05 апреля 2019 года. – Ялта: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал». – 2019. – С. 317-318.
  5. Данные ОЭСР об уровне высшего образования в мире // Официальный сайт международной организации ОЭСР. URL: https://www.oecd.org/financial/education/ (дата обращения: 01.07.2024)
  6. Ионцева С.В., Хворостинина П.И. Концепция непрерывного образования в контексте инвестиций в человеческий капитал // Народонаселение. – 2022. – Т. – № 1– С. 177-188.
  7. Национальный проект «Образование» // Официальный сайт национального проекта. URL: https://mpcenter.ru/national-project/o-proekte/ (дата обращения: 01.07.2024)
  8. Статистический сборник «Образование в цифрах. 2023» // Статистический сборник НИУ ВШЭ. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/856367924.pdf (дата обращения: 10.06.2024)
  9. Фирсова Е.А. Особенности инвестиционной политики Российской Федерации в сфере здравоохранения, образования и культуры // Инновации и инвестиции. – 2018. – № 7. – С. 28-34.
  10. Цыпин А.П., Фирсова А.А. Подходы к оценке эффективности инвестиций в высшее образование // Перспективы науки и образования, 2021. № 5(53). – С. 510-516.
  11. Чумакова Я. В. Модернизация российского образования: тренды и перспективы // Молодой ученый. – 2023. – № 28 (475). – С. 150-153.
  12. Lorenzo P., Heinsalu S., Navia T. The Returns to Investing in Education // SSRN Electronic Journal. – 2024. – № 10. – С. 21-39.
Автор: Семенова Екатерина Евгеньевна