УДК 351.741

Понятие и значение общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел

Какалин Михаил Николаевич – слушатель Академии управления Министерства внутренних дел Российской Федерации

Аннотация: В статье рассмотрены актуальные вопросы, касающиеся общественного контроля за деятельностью органов государственной власти Российской Федерации, в целом, и органов внутренних дел, в частности. Рассмотрены различные подходы к определению понятия общественного контроля, определены основные цели, задачи и принципы. Отражено отличие общественного контроля от государственного. Определены основные органы и общественные организации, которые могут создаваться и выступать в качестве субъектов общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел. Сделаны выводы о роли общественного контроля в эффективности решения актуальных проблем в деятельности государства, в целом, и органов внутренних дел, в частности.

Ключевые слова: государство, общественный контроль, органы внутренних дел, цели, задачи, субъекты общественного контроля.

Органы публичной власти (с момента их появления в человеческой истории) сопровождает масса нарушений, последствия которых противоречат идеям организации и функционирования государственного аппарата. Усложнение структуры общественных отношений в современном государстве, а помимо этого возрастание количества органов государственной власти (далее – ОГВ) и местного самоуправления (далее – ОМС) диктует постоянное совершенствование и развитие институтов гражданского общества, на которые опирается конструкция общественного контроля публичной власти в современном обществе и государстве в целом. Бюрократическому аппарату, составляющему сущность устройства ОГВ и ОМС присущи те же пороки и недостатки, которые имеются у любого человека: лень, склонность ставить личную выгоду впереди общественного
и государственного интересов, совершать правонарушения и преступления [1, с. 74]. 

Общественный контроль (далее – ОК) понимает под собой неотъемлемый элемент успешного общественного государственного развития. Сегодня особое внимание обществоведов уделяется вопросам проблемы повышения качества и эффективности ОК, что реализуется одновременно в различных направлениях [2, с. 69].

В ст. 4 ФЗ от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ» закрепляется, что под ОК следует понимать деятельность субъектов ОК, который осуществляется для наблюдения за деятельностью ОГВ, ОМС, а помимо этого и иных учреждений, реализующих ряд публичных полномочий, и для общественной проверки, анализа и общественной оценки актов и решений, которые издаются и принимаются ими соответственно [3, с. 158].

В научно-исследовательской литературе сформировалось несколько основных направлений по вопросу рассмотрения содержания и основных показателей ОК над уполномоченными органами публичной власти (далее – ОПВ). Так, профессор А. В. Нестеров считает, что под ОК следует понимать деятельность институтов гражданского общества и отдельно взятых граждан страны. Деятельность по обеспечению ОК направлена на усиление соответствия действий ОГВ ряду законодательных актов страны, а помимо этого и на корректировку (совершенствование) всех выявленных отклонений. При этом следует особо отметить, что корректирующая функция вполне может быть реализована при помощи личного обращения в ОГВ или посредством использования общественности [4, с. 10].

Исследователь А. А. Плотников считает, что под ОК следует понимать совокупность всех принципов, норм и общественных институтов, которые представляют собой объединения граждан, чья массовая и добровольная деятельность направлена на реализацию и обеспечение контроля по вопросу формирования и функционирования ОГВ и ОМС, а помимо этого за деятельностью ряда юридических и физических лиц, наделённых соответствующими полномочиями и властью, а также категорического недопущения присвоения власти или ее узурпации отдельным органам власти и лицам, работающих в них [5, с. 105]. 

Но, по мнению А. А. Плотникова, выгоды от реализации обеспечения ОК, получают как сами граждане страны (в качестве результата выступает пресечение противоправных действий со стороны органов власти и повышение эффективности их работы), так ОГВ и ОМС, деятельность которой становится более качественной и результативной [5, с. 111]. 

Иными словами, ОК представляет собой гарантию реализации принципов народовластия, гарантированных гражданам страны Конституцией РФ и участия современной общественности в государственном управлении страны, а помимо этого гарантию обеспечения законности работы ОГВ и ОМС и иных уполномоченных лиц, и привлечения к соответствующей ответственности тех, чьи действия противоречили закону.

В отличие от государственного контроля, связанного исключительно с обеспечением законности, ОК связан не только с законностью, но и с эффективностью государственного управления, обеспечение которого может несколько выходить за рамках регулируемых правоотношений.

Основными целями ОК признаны следующие:

  • обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека, а помимо этого прав и законных интересов общественных объединений и иных организаций, относящихся к негосударственным некоммерческим;
  • обеспечение соответствующего учета мнения общественности, а помимо этого предложений и рекомендаций, поступающих со стороны граждан, общественных объединений и иных негосударственных организаций при приятии различных решений органами внутренних дел, которые реализующих отдельный перечень публичных полномочий;
  • общественная деятельность ОГВ и ОМС для обеспечения защиты прав и свобод человека, а помимо этого и интересов различных общественных объединений.

К задачам ОК относятся следующие: формирование и развитие в гражданах страны соответствующего уровня правосознания; повышение уровня доверия со стороны граждан в отношении деятельности государства в целом и органов власти в частности; реализация гражданских инициатив, которые направлены на обеспечение защиты прав и свобод каждого гражданина; обеспечение максимальной прозрачности и открытости в деятельности и действиях ОГВ; формирование в современном обществе нетерпимости в отношении коррупционного поведения со стороны ОГВ; рост эффективности и результативности ОГВ [6, с. 40].

Основными принципами ОК являются:

  • приоритет и прав и интересов гражданина;
  • добровольность участия в реализации ОК;
  • самостоятельность субъектов ОК и их полная независимость;
  • публичность и открытость реализации ОК и общественного обсуждения всех достигнутых результатов;
  • законность деятельность субъектов ОК;
  • объективность, беспристрастность и добросовестность субъектов ОК, а помимо этого добросовестность всех достигаемых результатов;
  • недопущение необоснованного вмешательства со стороны субъектов ОК в отношении деятельности ОГВ.

В качестве субъектов ОК могут выступать: общественная палата РФ, общественные палаты субъектов страны, общественные палаты муниципальных образований, общественные советы при МВД России [7, с. 64].

Помимо всего вышеуказанного стоит отметить, что для реализации ОК в случаях и порядке, предусмотренных законами РФ могут формироваться и функционировать: общественные наблюдательные комиссии и инспекции, группы ОК, иные структуры ОК.

Подчеркивается, что ОК в отношении деятельности ОГВ и ОМС реализуется в ряде следующих форм: мониторинг; проверка; экспертиза. Помимо этого могут быть применены и следующие формы ОК: общественные обсуждения, публичные слушания и многие иные.

Общественный контроль выгоден как обществу, так и государственной власти. Он заставляет государство быть ответственным – обеспечивать работу закона, уважать и защищать права и свободы человека,
а, следовательно, эффективно действовать на общее благо.

В современных условиях роль ОК, в том числе и в отношении деятельности органов внутренних дел, существенно возрастает по причине острой необходимости в проведении модернизационных мероприятий в области государственного управления, противодействия коррупции, роста качества реализуемых государственных функций и услуг [8, с. 133]. Лишь посредством повышения эффективности ОК и должного развития институтов гражданского общества представляется возможным рассчитывать на более результативное и своевременное решение проблем, выявляемых в деятельности государства и работе органов внутренних дел.

Список литературы

  1. Уртаев З. А. Общая характеристика деятельности общественных организаций в борьбе с коррупцией / З. А. Уртаев, А. К. Хадиков // Проблемы научной мысли. – 2018. – Т. 3. – № 1. – С. 74-77.
  2. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник / Д.Н. Бахрах, В.Г. Татарян. М.: Эксмо, 2009. С. 69.
  3. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации // «Собрание законодательства РФ», 28.07.2014, № 30 (Часть I), ст. 4213.
  4. Нестеров А.В. Еще раз о властном контроле и надзоре // Административное право и процесс. – 2011. – № 3. С. 10.
  5. Плотников, А. А. Общественный контроль и его потенциал в противодействии коррупции / А. А. Плотников // Гуманитарные и социальные науки. – 2015. – № 2. – С. 105-111. 
  6. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. – М.: Издательсво НОРМА, 2011. С. 40.
  7. Мельников В.А. Административное право (Общая часть): Учеб. пособие. Волгоград 2009. С. 64.
  8. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник для вузов. – М.:НОРМА. 2009 г. С. 133.

Интересная статья? Поделись ей с другими: