УДК.159.9

Самоотношение и отношение к здоровью у девушек

Мадатова Эстелла Эрнестовна – магистр психологии Кубанского государственного университета.

Аннотация: Идея данной исследовательской работы посвящена выявлению наличия связи между самооценкой и отношением к здоровью у девушек. Представленные в работе установки, формирующие привычки (хронотопы) в их поведении, непосредственно, оказывают существенное влияние на отношение к здоровью. С научной точки зрения актуальность выбранной мною темы характеризует теория Установки Узнадзе Д.Н. Данные поведенческие проявления молодого поколения ведут к формированиям нездоровых доминант или же паттернов поведения и вследствие хронотопов в их поведении согласно теории Ухтомского А.А. С точки зрения практической значимости данная работа поможет выявить молодых людей, находящихся в зоне риска, подростков склонных к суициду и поможет составить программы по профилактике суицида.

Ключевые слова: самоотношение, самооценка, здоровье, вредные привычки.

Здоровье в физическом и моральном плане наиболее важно для каждого из нас. Современные реалии, оказывают влияние на состояние человеческого организма и ментального здоровья и вследствие подрывают его деятельность. Убеждения и увлечения современной молодежи, непосредственно, влияют на жизнедеятельность и социализацию современного человека.

В жизни девушки самооценка непосредственно влияет на дальнейшую судьбу – выбор спутника жизни, формирование самоотношения и также уровень притязаний. Женщины с низкой самооценкой часто связывают свою жизнь с девиантными партнерами (абьюзерами, нарциссами), которые незаметно для них «отравляют» им жизнь на протяжении долгого времени – психологическое и физическое насилие в семье.

Проблема становления самоотношения в студенческом возрасте, формирование его позитивной направленности приобретает особую важность в силу того, что самоотношение влияет не только на стабильность связей человека с социальной средой, но и формирует внутреннюю, индивидуальную среду развития личности [2].

Также необходимо заметить, что наши дни встречаются много людей неспособных на решение определенных жизненных трудностей или обычных ситуаций в следствие робости,трудных отношений в коллективе, в основе чего лежит психологическая травма нанесенная в детском возрасте,ссылаюсь на Матэ Габора, также на отсутствие психологических доминант по Ухтомскому, которые бы формировали посредством хронотопов (привычек, расписания) жизнь личности,отсутствие примера для подражания – авторитет в глазах личности – родитель и т.д. либо же низкая самооценка [2].

Для че­ловека очень важен его собственный взгляд на себя, тем бо­лее, что, как правило, человек, особенно молодой, плохо осознает черты собственной личности, свой характер. Если человек психологически незрелый – поддающийся внушению с низкой самооценкой и самоотношению к себе,не трудно будет управлять человеком и руководить его жизнью. Самооценка является «стержнем» саморегуляции на всех этапах ее осуществления, включается в структуру мотивации, определяет направленность саморегулирования, выбор средств и влияет на интерпретацию достигнутого эффекта поведения.

Значение самоотношения и самопонимания в личности консультанта психолога освещается в книге «Психологическое консультирование» Кочюнаса Р., в которой автор пишет: «Ограниченное самопознание означает ограничение свободы, а глубокое самопознание увеличивает возможность выбора в жизни. Чем больше консультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, тем глубже понимает себе...Ответ на вопрос, как помочь другому человеку другому человеку, кроется в самооценке консультанта, адекватности его отношения к собственным способностям и вообще к жизни [1].

Для изучения особенностей самоотношения и здоровья в структуре ценностей личности студентов, а также выявления различий между юношами и девушками в категории здоровье было решено провести эмпирическое исследование.

Целью написания диссертационной работы является установление наличия связи между самооценкой и отношением к здоровью у молодежи.

Объект исследования – личность студента.

Предмет исследования – самоотношение и здоровье в структуре ценностей личности студента.

В рамках проведения исследования мною были подтверждены 2 гипотезы:

Гипотезы исследования (основная) – существует связь самоотношения и отношения к здоровью в структуре ценностей личности студента.

Гипотезы о различиях:

  1. Можно предположить, что девушки и парни по разному относятся к своему здоровью.
  2. Можно предположить, что у девушек и юношей ценностные ориентиры, формирующие образ жизни различны.

Для поиска эмпирических подтверждений гипотезы была сформирована выборка из юношей и девушек 18‒25 лет, являющихся студентами 1‒4 курсов, ОФО и ОЗФО формы обучения, обучающихся в Кубанском государственном университете на факультетах Управления и психологии и Математическом. Объем выборки ‒ 60 человек.

Эмпирическое исследование проводилось в четыре этапа:

  1. Подбор диагностического инструментария, исходя из поставленных целей исследования.
  2. Исследование самоотношения и здоровья в структуре ценностей личности у молодых людей и девушек с помощью подобранных методов.
  3. Обработка полученных результатов.
  4. Анализ и подведение итогов данного исследования.

Для проведения диагностики самоотношения и здоровья в структуре ценностей личности был подобран диагностический инструментарий.

Методики исследования:

  1. Тест-опросника Столина и Пантелеева
  2. Тест-опросник субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера
  3. Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах»

Результаты исследования доступности и привлекательности ценностей представлен на рисунках 1 и 2.

1

Рисунок 1. Привлекательность ценностей по методике «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой.

Из данного набора данных можно сделать выводы о том, что для студентов мужского пола наиболее важными являются следующие ценности:

  1. Наличие хороших и верных друзей
  2. Творчество
  3. Материально обеспеченная жизнь

Также они высоко оценивают значимость активной жизни, свободы и уверенности в себе. Здоровье и интересная работа имеют среднюю значимость, а красота природы и искусств, любовь и счастливая семейная жизнь оказались менее значимыми для студентов мужского пола.

  1. Студентки женского пола в своих ценностях больше придерживаются здорового образа жизни и физического и психического здоровья, чем активной деятельной жизни и уверенности в себе.
  2. Наличие интересной работы и материально обеспеченной жизни не является самой значимой ценностью для студенток.
  3. Для студенток женского пола важны познание и возможность расширения своего кругозора, общей культуре и интеллектуальному развитию.
  4. Семейная жизнь и красота природы и искусства имеют такую же значимость для студенток, как и возможность творческой деятельности и наличие хороших и верных друзей.
  5. Значимость свободы и счастливой семейной жизни более высока, чем значимость активной и уверенной деятельной жизни.

Можно сделать вывод, что для студенток женского пола наиболее важным является здоровье, познание и кругозор, семейная жизнь, наличие друзей и творческое развитие. В то же время, они не ставят на первое место материальное благосостояние и активную деятельную жизнь.

В целом можно сказать, что у студентов обоих полов есть схожие ценности, такие как наличие хороших друзей и творчество, но они по-разному оценивают другие аспекты жизни. Мужчины больше ориентированы на активную жизнь и уверенность в себе, а женщины – на здоровье, кругозор, семейную жизнь и творчество. Кроме того, можно отметить, что для обоих полов материальное благополучие и интересная работа имеют некоторое значение, но они не находятся на первом месте в списке приоритетов.

2

Рисунок 2.Доступность ценностей по методике «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой.

Из данного анализа можно сделать выводы о том, что для студентов мужского пола наиболее доступными ценностями являются Активная, деятельная жизнь, Уверенность в себе и Творчество. Некоторые другие ценности, такие как Любовь, Счастливая семейная жизнь и Здоровье, также имеют высокую доступность для студентов мужского пола. Однако, уровень доступности других ценностей, таких как Красота природы и искусства, Материально обеспеченная жизнь и Познание, оказался ниже среднего. Эти результаты могут помочь в проведении социальной работы со студентами юношами и в принятии решений по развитию образовательной среды.

Анализуя данные, можно сделать вывод, что студентки более склонны к оценке высокой доступности ценностей, связанных с здоровьем, материальным благополучием, красотой природы и искусства, познанием, творчеством, а также счастливой семейной жизнью. Однако, доступность ценностей, связанных с активной, деятельной жизнью и уверенностью в себе, оценивается студентками несколько ниже.

Из представленных данных можно сделать следующие выводы:

  1. Для обоих полов наиболее доступной ценностью является творчество, что свидетельствует о том, что студенты в целом стремятся к самореализации и развитию своих творческих способностей.
  2. Для студентов мужского пола наиболее важной ценностью является активная, деятельная жизнь, уверенность в себе и любовь, в то время как для студентов женского пола – свобода, здоровье и познание.
  3. Наличие хороших и верных друзей оказалось менее значимым для студенток, чем для студентов, что может указывать на различия в социальных связях у мужчин и женщин.
  4. Материальная обеспеченность оказалась менее важной для обоих полов, чем другие ценности, что может быть связано с тем, что студенты находятся в периоде обучения и строят свои планы на будущее, где материальные факторы могут стать второстепенными.
  5. Общий уровень доступности ценностей для студентов женского пола оказался выше, чем для студентов мужского пола, что может быть связано с большей социальной активностью и разносторонним развитием женщин.

На рисунке 3 и 4 представлены показатели дезинтеграции ценностей по методике Е.Б. Фанталовой в зависимости от гендерной принадлежности.

3

Рисунок 3. Показатель дезинтеграции ценностей по методике Е.Б. Фанталовой.

4

Рисунок 4. Суммарный показатель дезинтеграции ценностей по методике Е.Б. Фанталовой.

  • Наибольшее расхождение между значимостью и достижимостью у студентов мужского пола наблюдается в отношении Наличия хороших и верных друзей и Свободы.
  • Наименьшее расхождение между значимостью и достижимостью у студентов мужского пола наблюдается в отношении Уверенности в себе и Счастливой семейной жизни.
  • Интегральный показатель дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере у студентов мужского пола составляет 44,10, что указывает на несоответствие между значимостью и достижимостью ценностей у большинства студентов и наличие проблем в мотивации и личностной сфере. Необходимо активно работать с этой категорией студентов в рамках психологической поддержки и консультирования.

На основании данных можно сделать вывод, что у студентов женского пола есть значимые ценности, которые они оценивают выше, чем то, что они могут достигнуть на данный момент в жизни.

Интегральные показатели дезинтеграции мотивационно-личностной сферы у студентов обоих полов превышают среднестатистическое значение 40 баллов, что может указывать на нежелание или трудности в достижении реализации установок и ценностных ориентаций, что, в свою очередь, может влиять на эмоциональное состояние и способность к учебе и работе.

Полученные значения представлены на рисунке 5.

5

Рисунок 5. Средние показатели по тест-опроснику Столина и Пантелеева.

Из данной информации можно сделать вывод, что испытуемые мужского пола в целом имеют довольно высокий уровень самопринятия, самоинтереса и самопонимания. Однако, они не так уверены в себе, как может показаться, так как показатель самоуверенности ниже других показателей. Также можно заметить, что уровень самообвинения является наименьшим, что может говорить о том, что испытуемые не склонны к самокритическому отношению к себе. Общий уровень саморуководства тоже несколько ниже среднего.

Студентки, проходившие тест-опросник Столина-Пантилеева, имеют средний уровень самоуверенности, саморуководства и самопоследовательности, а также средний уровень отношения к другим людям и самоинтереса. Однако средний показатель по шкале самопринятие и самообвинение ниже, что может говорить о недостаточно выраженной способности принимать себя таким, какой он есть, и негативном отношении к своим ошибкам и неудачам.

Из результатов можно сделать вывод, что у мужчин более высокие показатели по шкалам Самоуверенность, Самопринятие и Самоинтерес, а у женщин – по шкале Саморуководство. У мужчин также выше показатель по шкале Самопоследовательность, а у женщин – по шкале Отношение других. Показатель по шкале Самообвинение у женщин ниже, чем у мужчин. По шкале Самопонимание показатель у обоих полов почти одинаковый, но снова немного выше у мужчин.

6

Рисунок 6. Средние значения по результатам тест-опросника субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера.

В целом, у испытуемых мужчин наблюдается достаточно высокий уровень субъективного контроля (УСК), что свидетельствует о том, что они воспринимают себя как людей, способных влиять на происходящие события. Однако, уровень контроля в разных сферах жизни может существенно различаться.

Наиболее высокий уровень контроля испытуемые ощущают в отношении здоровья и болезни, что, возможно, связано с широкой доступностью информации о здоровом образе жизни, специализированными медицинскими услугами и повышенным вниманием к этой области в современном обществе.

Также относительно высоким оказался уровень контроля в семейных отношениях и межличностных отношениях, что свидетельствует о взаимоотношениях с близкими и общей социальной адаптированности.

Однако, в области производственных отношений наблюдается наименьший уровень контроля. Возможно, это связано с ограничениями, налагаемыми в рамках трудовой деятельности, а также с недостаточной мотивацией и самодисциплиной в данной сфере.

Из представленных данных можно сделать следующие выводы:

  • Средний показатель УСК у женщин выше среднего значения (4,0), что свидетельствует о более высоком уровне восприятия контроля за ситуацией в жизни.
  • Женщины имеют более высокий уровень субъективного контроля в отношении области неудач, что может указывать на их более высокую устойчивость к факторам, способствующим неудачам.
  • Уровень субъективного контроля в области производственных отношений у женщин ниже среднего значения, что может указывать на их меньшую уверенность в своих профессиональных способностях.
  • У женщин средний уровень субъективного контроля в области межличностных и семейных отношений выше среднего значения, что свидетельствует о более высоком уровне восприятия контроля в этих сферах жизни.
  • У женщин средний уровень субъективного контроля в отношении здоровья и болезни выше среднего значения, что может указывать на их более высокую устойчивость к факторам, влияющим на здоровье и болезни.

Из представленных результатов можно сделать следующие выводы:

  • У мужчин средний показатель УСК по общей интернальности выше, чем у женщин, что может говорить о большей уверенности в своих способностях и контроле над ситуацией.
  • У обеих групп испытуемых наивысшие показатели УСК по интернальности в области здоровья и болезни. Это может указывать на то, что люди склонны относиться к своему здоровью как к сфере жизни, которую они могут контролировать.
  • У женщин выше средний показатель УСК по интернальности в области неудач, что может указывать на то, что женщины чувствительнее к неудачам и имеют склонность к самокритике.
  • У мужчин наивысшие показатели УСК по интернальности в области достижений и семейных отношений, а также в общей интернальности. У женщин выше показатель УСК только в области семейных отношений. Это может говорить о том, что мужчины более уверены в своих способностях в достижении целей и в взаимоотношениях с близкими людьми.
  • У обеих групп испытуемых наименьшие показатели УСК по интернальности в области производственных отношений, что может свидетельствовать о меньшей уверенности в своих силах в рабочей сфере.

В результате проведения корреляционного анализа были получены следующие результаты:

  1. Познание (возможность расширения своего кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) имеет небольшую, но значимую корреляцию с здоровьем и красотой природы и искусства.
  2. Самоуверенность имеет небольшую и не значимую корреляцию с другими переменными.
  3. Самопринятие имеет значимую корреляцию с здоровьем, саморуководством и самоинтересом.
  4. Саморуководство имеет значимую корреляцию с красотой природы и искусства.
  5. Самопоследовательность имеет значимую корреляцию с здоровьем и самоинтересом.
  6. Самообвинение имеет значимую корреляцию с красотой природы и искусства.
  7. Самоинтерес имеет значимую корреляцию с самопринятием, самопоследовательностью, самопониманием и шкалой интернальности в области достижений.
  8. Шкала общей интернальности (Ио) имеет значимую корреляцию с здоровьем, шкалой интернальности в области достижений и шкалой интернальности в области неудач.
  9. Шкала интернальности в области достижений (Ид) имеет значимую корреляцию с здоровьем, самоинтересом и шкалой интернальности в области неудач.
  10. Шкала интернальности в области неудач (Ин) имеет значимую корреляцию с здоровьем, самоинтересом, шкалой интернальности в области достижений и шкалой интернальности в области межличностных отношений.
  11. Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им) имеет значимую корреляцию с самоинтересом, шкалой общей интернальности и шкалой интернальности в области достижений.

Исходя из этих выводов, можно сделать предположение, что здоровье, красота природы и искусства, самопринятие, саморуководство, самопоследовательность и шкалы интернальности (в области достижений, неудач и межличностных отношений) имеют важное значение для человеческого благополучия и развития.

Таким образом, нами было проведено эмпирическое исследование самоотношения и здоровья в структуре ценностей личности студентов

Интегральные показатели дезинтеграции мотивационно-личностной сферы у студентов обоих полов превышают среднестатистическое значение 40 баллов, что может указывать на нежелание или трудности в достижении реализации установок и ценностных ориентаций, что, в свою очередь, может влиять на эмоциональное состояние и способность к учебе и работе.

  • У мужчин более высокие показатели по шкалам Самоуверенность, Самопринятие и Самоинтерес, а у женщин – по шкале Саморуковдство. У мужчин также выше показатель по шкале Самопоследовательность, а у женщин – по шкале Отношение других. Показатель по шкале Самообвинение у женщин ниже, чем у мужчин. По шкале Самопонимание показатель у обоих полов почти одинаковый, но снова немного выше у мужчин. Однако, следует помнить, что эти выводы могут быть верны только для данного исследования и не общепризнанными.
  • У мужчин средний показатель УСК по общей интернальности выше, чем у женщин, что может говорить о большей уверенности в своих способностях и контроле над ситуацией.
  • У обеих групп испытуемых наивысшие показатели УСК по интернальности в области здоровья и болезни. Это может указывать на то, что люди склонны относиться к своему здоровью как к сфере жизни, которую они могут контролировать.
  • У женщин выше средний показатель УСК по интернальности в области неудач, что может указывать на то, что женщины чувствительнее к неудачам и имеют склонность к самокритике.
  • У мужчин наивысшие показатели УСК по интернальности в области достижений и семейных отношений, а также в общей интернальности. У женщин выше показатель УСК только в области семейных отношений. Это может говорить о том, что мужчины более уверены в своих способностях в достижении целей и в взаимоотношениях с близкими людьми.
  • У обеих групп испытуемых наименьшие показатели УСК по интернальности в области производственных отношений, что может свидетельствовать о меньшей уверенности в своих силах в рабочей сфере.

Здоровье играет важную роль в человеческой жизни и подвергается негативному воздействию ежедневно – путем вредных привычек, психотравмирующих событий, девиатных увлечений. На отношение к здоровью влияет также самооценка человека, именно от самооценки зависит уровень притязаний и возможностей человека [2].

На основе полученных данных может быть сконструирована информационно – содержательная модель, в которой:

  1. Самоотношение и здоровье в структуре ценностей личности студента.
  2. Самооценка влияет на отношение к здоровью.
  3. Девушки и парни по разному относятся к своему здоровью.
  4. У девушек и юношей ценностные ориентиры, формирующие образ жизни различны.

В ходе проведения исследования была выявлена роль бессознательного в поведении человека, в формировании доминант по Ухтомкому А.А., установок согласно теории Узнадзе Д.Н. Бессознательное влияет на отношение к здоровью, создает страхи, фобии, неврозы согласно К.Г. Юнгу [5] и основывает нашу самооценку. По моему мнению не стоит умалять влияние бессознательного на психику человека. Бессознательное имеет огромное значение в жизни человека, оказывает влияние на все сферы человеческой жизни гораздо больше, чем сознательная сфера психики.

Список литературы

  1. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Учебное пособие для вузов. Изд- во: Академический проект 2022. – ISBN 978-5—8291-3920-9.
  2. Мадатова Э.Э. Здоровье в структуре ценностей юношества – научная статья 2022.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48453907.(Дата обращения: 20.06.2022.)
  3. Мадатова Э.Э. Человек в интернете научная статья.2022.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49300931.(Дата обращения:20.06.2022.)
  4. Фрейд З., Юнг, К.Г. Опасные желания. Что движет человеком. М:, изд – во : Родина 2023. С.155. – ISBN: 978-5-00180-796-4.
  5. Юнг К.Г. Современная психология конспект лекций том 1,2, прочитанных в Швейцарской политехнической школе Цюриха профессором К.Г. Юнгом. Дополненное издание. Изд – во Касталия 2019. – ISBN 978-5-519-66880-4.

Интересная статья? Поделись ей с другими: