УДК 342.39

Монархическая республика как нетипичная форма государственного правления

Кузьмин Артём Дмитриевич – студент Юридического факультета Академии труда и социальных отношений.

Аннотация: В настоящей статье изучается такая нетипичная форма государственного правления как монархическая республика. Определяются ее признаки в соотношении как с традиционными республиканской и монархической формами, так и с иными нетипичными формами правления. На конкретных примерах государственно-правового строительства в различных странах показывается практическая реализация модели монархической республики. Делается вывод о гипертрофированности рассматриваемой формы правления, не соответствующей современным представлениям о демократическом характере государственной власти.

Ключевые слова: форма правления, монархическая республика, глава государства, государственная власть, статус главы государства.

Как известно, модель внутреннего устройства любого государства характеризуется через категорию «форма государства», представляющую собой совокупность форм правления, государственного устройства и политического режима. Форма государственного правления характеризует способ построения государственного аппарата, а также статус и место главы государства в нем.

В настоящее время общепринятой считается дифференциация форм правления на две разновидности – монархию и республику (Працко Г. С. Теория государства и права: учебник. М., 2022) Вместе с тем, многими авторами отмечаются тенденции эволюции формы правления, существование нетипичных форм, которые нельзя однозначно квалифицировать в качестве монархий или республик (Цуканов, С. С. Современные нетипичные формы правления государством // Теория и практика общественного развития. 2016. № 5. С. 89-90).

Причинами существования нетипичных форм государственного правления, на наш взгляд, являются изменившиеся в различных странах мира традиции формирования высших органов государственной власти, обусловленные социально-экономическими, культурными и иными факторами. По справедливому замечанию Д. А. Авдеева, «…сменились акценты в сфере публичного управления. Уже не имеет бывалого значения принцип образования высших органов государственной власти, демократия перестала быть отличительным признаком лишь республиканской формы правления, верховная власть в государстве принадлежит далеко не одному лицу» (Авдеев Д. А. Форма правления в России (краткий конституционный очерк). Тюмень, 2015. 244 с.). Именно поэтому сочетание черт монархии и республики все чаще встречается в конституционном законодательстве и практике государственного строительства различных стран, что актуализирует их изучение.

Существует несколько нетипичных форм правления, сочетающих в себе признаки классических монархии и республики, например выборная монархия, суперпрезидентская республика и др. Однако, помимо названных форм, существует особо гипертрофированная разновидность республики – монархическая республика.

Прежде чем приступить к изучению монархической республики, необходимо выделить черты тех форм правления, которые она в себе сочетает, т.е. черты монархии и республики. Классическими признаками монархии выступают принадлежность всей государственной власти монарху, наследственный способ передачи монархом своей власти, пожизненное осуществление монархом своей власти, а признаками республики – выборность органов государственной власти, ограниченность деятельности этих органов определенным сроком (Рассказов Л. П. Теория государства и права: учебник для вузов. М., 2014. 475 с.). Для рассматриваемой нами нетипичной формы правления характерно определенное сочетание названных признаков.

Первый признак – для монархических республик характерен наследственный способ передачи главой государства своей власти. Так, глава государства в Корейской Народно-Демократической Республике де-факто приобретает свой статус в наследственном порядке (передача власти от Ким Ир Сена к своему сыну Ким Чен Иру, а от него – сыну Ким Чен Ыну), хотя в Конституции Северной Кореи отсутствует какое-либо упоминание о таком порядке сменяемости главы государства [5].

Следующим признаком является неограниченность срока полномочий главы государства. Так, истории известны многочисленные примеры пожизненного президентства, среди них – президентство Иосипа Броза Тито в Социалистической Федеративной Республике Югославия, который был провозглашен пожизненным президентом Конституцией Югославии 1974 года [6] и руководил страной вплоть до своей смерти.

Кроме того, для монархической республики характерно отсутствие у ее главы конституционно-правовой ответственности за свою деятельность. В то же время, такая гарантия часто распространяется на глав государств, прекративших исполнение своих полномочий, однако встречаются случаи отсутствия ответственности у действующего главы государства. В качестве примера реализации модели монархической республики можно привести также наличие до 2023 года чрезмерной неприкосновенности Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы, который не мог быть привлечен к ответственности за любые свои действия, связанные с исполнением полномочий Президента Казахстана даже после окончания срока исполнения названных полномочий [7].

Также конституционно-правовой статус главы монархической республики предполагает его провозглашение именно в качестве главы республики (например, президента), а не монарха. Так, ни в одной из конституций рассмотренных нами выше государств не закрепляется статус главы государства как монарха. Кроме того, данный признак позволяет отграничить монархическую республику от выборной монархии, которая предполагает наличие в качестве главы государства именно монарха. Такой конституционно-правовой статус, на наш взгляд, не предполагает сакрализации главы государства, характерной для любых видов монархий. Пожалуй, последняя особенность является единственной, характеризующей монархическую республику как форму, имеющую черты классической республики.

Однако, данный признак, носящий юридический, а не фактический характер имеет некоторые исключения. Например, в Германии времен правления Адольфа Гитлера формально продолжала действовать Веймарская конституция 1919 г., которая провозглашала демократический политический режим и республиканскую форму правления [8]. В то же время, ее положения, касающиеся основ государственного устройства и правового статуса личности, фактически не действовали, а должность президента существовала вакантной, поскольку вся полнота власти перешла к фюреру, в соответствии с Законом «О верховном главе германского рейха» 1934 г. [9]. В данном случае, введение должности фюрера, с фактическим отсутствием возможности избрания президента, говорит об усилении властных полномочий главы государства.

В качестве дополнительного признака монархической республики, по нашему мнению, можно назвать риск ее трансформации в собственно монархическую форму в ее абсолютистском типе. Например, такой сценарий был характерен для Центральноафриканской республики в 70-е годы XX века, когда она была преобразована в империю (Носов В. А. Варлордизм и ограниченный суверенитет как отличительные черты африканской политики на примере ЦАР // Материалы конференций СПб ГБУ ДМ "ФОРПОСТ" за 2019 год: "Гражданская война на Северо-Западе"; "Военная история: люди, факты, обстоятельства". Санкт-Петербург: ГБУ ДМ «ФОРПОСТ», 2019. С. 447-452). В данном случае прослеживаются черты эволюционного преобразования республики в монархию: в 1972 году ограничение по сроку полномочий президента Жана Беделя Бокассы было снято, а в 1976 году президент был коронован как император Бокасса I. На наш взгляд, данный сценарий закономерен, поскольку эволюция формы государства была обусловлена усилением полномочий главы государства. 

Определяющим элементом формы государства, на наш взгляд, является политический режим, поскольку именно от политической ситуации в конкретном государстве (которая и характеризуется через категорию «политический режим») будет зависеть и построение государственного аппарата. Рассмотренные нами в качестве примеров государства традиционно относятся к странам с недемократическим (авторитарным или тоталитарным) политическим режимом, а значит их вполне можно рассматривать как монархические республики, поскольку для них характерно особое положение главы государства в системе власти, не встречающееся в иных видах республик.

Важно также определить соотношение монархической республики с близкими ей по своему содержанию нетрадиционными формами правления – выборной монархией и суперпрезидентской республикой. Так, для выборной монархии характерно периодическое переизбрание главы государства при ограничении перечня кандидатов на данную должность заранее определенным кругом лиц (Мурзина В. А. Нетипичные формы правления на примере выборной монархии // Альманах молодого исследователя. 2022. № 13. С. 152-155), а также конституционно-правовой статус главы государства собственно как монарха. Для монархической республики, как было указано нами ранее, наличие статуса монарха и механизма выборов главы государства не характерно. Суперпрезидентская республика характеризуется «явным перевесом должностных полномочий в пользу президента» (Дыханов И. В. Суперпрезидентская республика как нетипичная форма правления: история и современность // Тенденции развития современной юриспруденции: материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции Юридического института Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта. Калининград: Издательство Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, 2019. С. 3-10). Однако, монархическая республика, как было доказано нами выше, характеризуется еще большей степенью усиления власти главы государства. Согласимся с мнением С. В. Пушкарева, считающего, что наличие у главы государства возможности определять своего преемника характеризует республику как монархическую, а ее отсутствие (когда возможность определять следующего главу государства отнесена к компетенции законодательного органа власти, либо принадлежит населению государства посредством институтов народовластия) – как суперпрезидентскую (Пушкарев С. В. Нетипичные формы республик с президентской системой правления // Современное право. 2012. № 7. С. 16-19).

Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать выводы. Монархическая республика является формой правления, которую характеризует преобладание черт монархии и практически полное отсутствие классических элементов республиканской формы правления. Она выступает наиболее гипертрофированным видом республики, имеющим еще меньше черт демократической организации власти, чем традиционно признаваемая в качестве нетипичной формы правления (с усилением статуса главы государства) суперпрезидентская республика. Реализация модели монархической республики происходит как фактически (т.е. в процессе реализации властных полномочий органами государства и без нормативного закрепления механизмов, характерных для монархических республик), так и юридически (т.е. не только практически, но и через реализацию конституционно-правовых предписаний, устанавливающих (хотя и не напрямую) такую форму правления). В характеристике монархической республики важное место занимает правовой статус ее главы, в зависимости от трансформации которого может изменяться и сама форма правления. Кроме того, важнейшим элементом, определяющим риск перехода формы правления в конкретном государстве к монархической республике, по нашему мнению, является политический режим, а именно усиление авторитарных или тоталитарных черт в данном режиме. Представляется, что монархическая республика не соответствует современным представлениям о демократическом характере государственной власти, предполагающим ее срочность и сменяемость, а лишь создает некую «видимость» демократии и республиканизма, заслоняя собой властный и социальный произвол в государстве.

Список литературы

  1. Працко, Г. С. Теория государства и права: учебник / Г. С. Працко. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2022. – 540 с.
  2. Цуканов, С. С. Современные нетипичные формы правления государством / С. С. Цуканов // Теория и практика общественного развития. – 2016. – № 5. – С. 89-90.
  3. Авдеев, Д. А. Форма правления в России (краткий конституционный очерк) / Д. А. Авдеев. – Тюмень: Тюменский государственный университет, 2015. – 244 с.
  4. Рассказов, Л. П. Теория государства и права: учебник для вузов / Л. П. Рассказов. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2014. – 475 с.
  5. Конституция Корейской Народно-Демократической Республики от 27 декабря 1972 г. // Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?p=30&ysclid=ljh259mpua477736970 (дата обращения: 29.06.2023 г.).
  6. Конституция Социалистической Федеративной Республики Югославия // Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?p=781&ysclid=ljhd3b9w6o928976316 (дата обращения: 29.06.2023 г.).
  7. Конституционный закон Республики Казахстан от 20 июля 2000 года № 83-II «О Первом Президенте Республики Казахстан – Елбасы» (утратил силу) // Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1019103 (дата обращения: 29.06.2023 г.).
  8. Конституция Германского рейха от 11 августа 1919 г. (утратила силу) // Режим доступа: https://www.1000dokumente.de/?c=dokument_de&dokument=0002_wrv&l=ru&object=translation (дата обращения: 29.06.2023 г.).
  9. Закон «О верховном главе Германского рейха» от 1 августа 1934 г. (утратил силу) // Режим доступа: http://www.documentarchiv.de/ns/stobrhpt.html (дата обращения: 29.06.2023 г.).
  10. Носов, В. А. Варлордизм и ограниченный суверенитет как отличительные черты африканской политики на примере ЦАР / В. А. Носов // Материалы конференций СПб ГБУ ДМ "ФОРПОСТ" за 2019 год: "Гражданская война на Северо-Западе"; "Военная история: люди, факты, обстоятельства", Санкт-Петербург, 18 октября 2019 года / под ред. В. А. Носова, С. А. Пищулина. – Санкт-Петербург: ГБУ ДМ «ФОРПОСТ», 2019. – С. 447-452.
  11. Мурзина, В. А. Нетипичные формы правления на примере выборной монархии / В. А. Мурзина // Альманах молодого исследователя. – 2022. – № 13. – С. 152-155.
  12. Дыханов, И. В. Суперпрезидентская республика как нетипичная форма правления: история и современность / И. В. Дыханов // Тенденции развития современной юриспруденции: материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции Юридического института Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, Калининград, 19–21 апреля 2019 года / под общ. ред. О. А. Заячковского. – Калининград: Издательство Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, 2019. – С. 3-10.
  13. Пушкарев, С. В. Нетипичные формы республик с президентской системой правления / С. В. Пушкарев // Современное право. – 2012. – № 7. – С. 16-19.

Интересная статья? Поделись ей с другими: