УДК 341.172

Защита прав человека в рамках Лиги арабских государств

Мамедова Нармин Низами кызы – магистр Российского университета дружбы народов.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы реализации прав человека в рамках региональных объединений, а именно – Лиги арабских государств. В работе отражены характерные признаки направлений и механизмов защиты прав человека в условиях религиозных течений в правительствах, а также обстоятельства, влияющие на ход принятия региональных договоров. В статье рассматриваются некоторые разделы Арабской хартии прав человека 1994 г. и их сравнение с иными международными конвенциями.

Ключевые слова: международное право, международная защита прав человека, Лига арабских государств, Арабская хартия прав человека 1994 г., международные конвенции.

Региональные договоры, регламентирующие вопросы защиты прав человека, играют важную роль в содействии реализации их прав. В контексте региональных объединений эти конвенции способны сочетать универсальные нормы и принципы в сфере прав человека с учетом социальных и культурных особенностей данных регионов.

Рассуждая о вопросах защиты прав человека в рамках Лиги арабских государств (ЛАГ), необходимо отметить, что для политических систем данного региона характерно наличие двух направлений, каждое из которых, имея перед собой одну и ту же задачу, все же противоречит второму в способах ее достижения. Если говорить коротко о цели ЛАГ, то это создание объединения на базе существующих исламских государств. В чем же может заключаться противоречие между направлениями? Например, в религиозных или же националистических течениях в правительствах ряда арабских государств.

Следует упомянуть, что в целях разработки механизма защиты прав человека, по инициативе арабских неправительственных организаций была созвана Багдадская конференция по правам человека в арабском мире, в результате которой были приняты рекомендации для выработки проекта арабского межправительственного соглашения по правам человека. После многочисленных обсуждений, Советом Лиги была разработана Арабская хартия прав человека 1994 г. Здесь следует также вспомнить обстоятельства, на которые Совет опирался при разработке Хартии, во-первых, органы Лиги были в некоторой степени пассивны, т.к. инициативы по сотрудничеству защиты прав человека в основном исходили от представителей гражданского общества или ООН; во-вторых, среди членов Лиги присутствовал ряд государств, позиции которых отличались во многих вопросах обсуждений. Например, вопросы оккупации палестинских земель Израилем, или предпочтение Саудовской Аравии соблюдать положения Каирской декларации 1990 г., или просьба Кувейта отложить обсуждения проекта Хартии под различными предлогами. Из вышесказанного следует, что Арабская хартия прав человека так и не вступила в силу. В первую очередь, необходимо упомянуть, что арабские государства долгое время не интересовались изменениями в международном сообществе касательно защиты прав человека, и основной причиной данного явления считается мнение, что многие права и свободы уже гарантированы в исламе, и дополнительного регулирования по данному вопросу не требуется. В любом случае, попробуем рассмотреть основные положения, т.к. будучи не принятой, Хартия все равно содержит достаточно интересные вопросы для изучения аспектов защиты прав человека в арабских регионах.

Арабская хартия разделена на несколько глав, содержащих ряд основных прав и свобод, включая экономические, политические, гражданские, социальные и культурные. Естественно, при ее создании Совет опирался на общеизвестные принципы, определенные еще в Уставе ООН, Всеобщей Декларации прав человека, Каирской Декларации и т.д.

Однако также следует рассмотреть и явные недочеты в разделах Хартии, например, не соответствие ее положений тем, что закреплены в Международном пакте о правах человека (хотя его принципы также были основополагающими в процессе составления). Приведем пример, если в Пакте указано «право народов свободно распоряжаться естественными богатствами и ресурсами», то в Хартии по просьбе некоторых стран Персидского залива, исключается такая возможность. Кроме того, некоторые положения Хартии фактически защищают статус арабских граждан по сравнению с неарабскими в отношении права на труд, собственность, что может являться примером дискриминации. Кроме того, в Хартии не указана базисная составляющая любого документа, гарантирующего определенные права, а именно право на жизнь.

Не будем забывать и о роли ислама в деятельности ЛАГ, в Арабской хартии не указана свобода выбора вероисповедания, т.к. в исламе не может быть речи о смене религии, что также является дискриминационным фактором. Также в арабских странах не упоминается запрет полигамии, а это свидетельство дискриминации по отношению к женщинам. При наличии запрета физических и психологических пыток, в Хартии не содержится запрета на жестокое обращение. Можно утверждать о том, что данные факторы являются последствиями роли ислама в арабских государствах. Помимо основных прав и свобод, в Хартии не указаны также права на участие в государственной деятельности (посредством представительных органов власти, создание политических партий), отсутствует даже минимальное обеспечение равного голосования.

Также следует отметить об отсутствии основных судебных гарантий с целью обеспечения защиты прав человека, а именно, в Хартии не указано равенство всех перед законом, запрет смертного приговора в отношении несовершеннолетних, не отсутствует запрет на рабство и работорговлю.

В связи с вышеупомянутым, на саммите ЛАГ в 2004 г. была принята, а позже, в 2008 г., вступила в силу пересмотренная Арабская хартия прав человека. Хоть она также опирается на нормы ислама, в отличие от предыдущей версии содержит гораздо больше положений по защите прав человека. Несмотря на текст, подготовленный экспертами в 2004 г., в проект было внесено достаточно изменений, в первую очередь, по причине того, что в группе экспертов были задействованы не юристы, специализирующиеся в области прав человека, а члены совещательных органов. Таким образом, после длительных обсуждений на саммите в Тунисе была единогласно принята Арабская хартия прав человека-2004.

Основными целями Хартии выделены защита прав человека, которая оказалась центром внимания стран арабского региона; закрепление принципа универсальности прав человека (закреплены права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения, равенство всех перед судом, запрет смертной казни). При изучении Хартии можно также сделать вывод о том, что ею регулируются три поколения прав человека:

- гражданские и политические права (запрет на дискриминацию, право на жизнь, запрет на пытки, запрет на унижающее достоинство или бесчеловечное обращение, запрет на рабство и торговлю людьми (и/или органами), равенство перед законом, право на справедливое судебное разбирательство, на свободу и безопасность, гуманное обращение с лицами, лишенными свободы, неприкосновенность частной жизни, на участие в политической деятельности, свободу собраний и ассоциаций, права лиц, принадлежащих к меньшинствам, право на передвижение, политическое убежище, гражданство и свободу мысли, совести);

- экономические, социальные и культурные права (право собственности, на вступление в брак, на работу, создание профсоюзов, социальное обеспечение, получение образования и участие в культурной жизни);

- права третьего поколения (право на самоопределение, на чистую и здоровую окружающую среду).

Следует указать, что, несмотря на запрет насилия, пыток, унижающего достоинство обращения, Хартия не предусматривает наказаний за вышеперечисленное. Также не указана гарантия права на труд, образование, медицинское обслуживание для граждан арабских стран, а не всех лиц, находящихся в их юрисдикции. Также внимание автора привлек тот факт, что в Хартии допускается применение смертной казни для лиц, не достигших совершеннолетия (если данное предусмотрено в национальных законодательствах).

Члены Арабского комитета по правам человека встречались в Женеве с членами различных договорных органов системы ООН по правам человека (Комитет по правам инвалидов, Комитет по правам человека). Темы прав женщин, детей и инвалидов, предотвращения пыток были приоритетными вопросами дискуссии на этих встречах. Например, права инвалидов подчеркнуты в четырех статьях Конвенции, во-первых, в части запрета дискриминации по признаку «физической или умственной неполноценности», во-вторых, о необходимости обеспечения государством и обществом «необходимой защиты и заботы о лицах с особыми потребностями», в-третьих, о запрете дискриминации в отношении права на труд, в-четвертых, об обязанности государств-участников «вести лиц с психическими или физическими недостатками к достойной жизни, которая гарантирует их достоинство, укрепляет их уверенность в себе и способствует их активному участию в жизни общества».

Кроме того, одним из важных нововведений в арабском регионе можно назвать отрасль прав женщин, опять же, Конвенция подчеркивает данный вопрос в различных статьях: о запрете дискриминации в отношении женщин. Так, женщины и мужчины равны в отношении человеческого достоинства в правах и обязанностях в рамках позитивной дискриминации, установленной в пользу женщин действующими нормами и правовыми актами, например, положение о том, что смертная казнь не может быть применена к беременным женщинам до родов и женщинам, которые кормили грудью в течение двух лет после рождения ребенка. Во-вторых, ст. 33 запрещает проституцию, сексуальную эксплуатацию и любые формы насилия и домогательств в отношении женщин. Хартия также предусматривает принятие необходимых мер для защиты женщин от дискриминации в сфере труда. Таким образом, основной целью принятия Хартии является обеспечение соблюдения прав человека в арабских государствах в соответствии с международными стандартами. При этом, Хартия хоть и является региональной конвенцией, все-таки внесла определенный вклад в отрасль международной защиты прав человека, в том числе благодаря тому, что отражает интересы народов арабских государств и их стремление к созданию жизнеспособной системы прав человека в регионе. Тем не менее, реализация прав человека путем полного выполнения пунктов Конвенции кажется сложной, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, из-за многочисленных политических, экономических и традиционных причин. Как оказалось, в ходе подготовки Конвенции между арабскими государствами возникли значительные расхождения во мнениях относительно прав человека.

Список литературы

  1. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Резолюция 34/180 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1979 г.
  2. Юридическая защита прав человека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.coe.int/ru/web/compass/legal-protection-of-human-rights (Дата обращения 15.04.2023г.).
  3. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Резолюция 39/46 Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1984 г.
  4. Конвенция о правах инвалидов. Резолюция 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 г.

Интересная статья? Поделись ей с другими: