УДК 34

Некоторые аспекты организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в особых условиях

Прудников Сергей Сергеевич – слушатель Академии управления Министерства внутренних дел России

Парфенов Александр Вадимович – доктор юридических наук, доцент, начальник кафедры организации оперативно-розыскной деятельности Академии управления Министерства внутренних дел России

Аннотация: Авторами посредством анализа действующего законодательства, научных взглядов и практического опыта рассматриваются некоторые аспекты организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в особых условиях. Данная информация может быть полезна практическим работникам, деятельность которых связана с организацией оперативной работой в особых условиях.

Abstract: By analyzing the current legislation, scientific views and practical experience, the authors consider some aspects of the organization of operational investigative activities of internal affairs bodies in special conditions. This information may be useful to practitioners whose activities may be related to the organization of operational work in special conditions.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, органы внутренних дел, особые условия, правоохранительные органы.

Keywords: operational search activity, internal affairs bodies, special conditions, law enforcement agencies.

Федеральный закон «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и глава 2 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» определяют обстоятельства и условия, которые представляют прямую опасность для жизни мирного населения или для конституционного порядка нашей страны. В подобных чрезвычайных ситуациях, возникших в силу преднамеренных социально-опасных действий преступных групп, главную роль берут на себя сотрудники и должностные лица органов внутренних дел. Их обязанности во время ЧС устанавливает Федеральный закон «О полиции».

Действия органов охраны правопорядка в чрезвычайных условиях совершенно другие, нежели в обычных. Вся их деятельность подвергается кардинальной и быстрой перестройке, привлекаются дополнительные и резервные средства и силы, используется особая тактика, происходит взаимодействие с войсковыми подразделениями и войсками Росгвардии для достижения единой цели: раскрыть преступные деяния и изобличить тех, кто их совершил.

Ведущий механизм для выполнения этих задач - оперативно-розыскная работа, которая реализуется при помощи активного ведения оперативных и розыскных мероприятий, представляющих собой последовательные и вытекающие друг из друга организационные действия, направленные на достижение определенной цели. В условиях ЧС такими целями становятся: ускоренный сбор необходимой информации, эффективное ведение оперативных, технических, поисковых и разведывательных процессов.

Если рассматривать оперативно-розыскные действия с точки зрения рациональных познавательных методик, то они выглядят как своеобразный тип решения усложненных мыслительно-практических задач. Решая их, оперативные сотрудники преодолевают такие сложности, как недостаточная и зачастую противоречивая информация, внезапные события, влияющие на ситуацию, и иные специфические аспекты, присущие именно этой деятельности.

Практика ведения оперативных и розыскных мероприятий в чрезвычайных ситуациях вызывает к жизни понятие не просто конфликта, а настоящей борьбы, вызывающей ответное противодействие. Через призму такого противодействия, принимающего различные формы, мы можем рассматривать оперативно-розыскные действия как целую систему методик и приемов, обеспечивающих самый эффективный путь к цели.

Ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» перечисляет конкретные оперативно-розыскные мероприятия, которые должны проводиться в условиях ЧС и зависят от специфики (причин) особой ситуации. Как правило, их проведение бывает осложнено целым рядом факторов.

Деятельность оперативных работников должна не только предотвращать противозаконные акции либо раскрывать преступления, но одновременно нормализовать жизнеобеспечение и противостоять повторению чрезвычайных ситуаций.

Оперативные и розыскные мероприятия проводятся с целью решения следующих задач:

  • получить первоначальную информацию о факторах и гражданах, вызывающих интерес оперативников;
  • провести проверку полученной информации и принять решение, имеет смысл ее использовать или нет;
  • зафиксировать данную информацию и использовать ее для профилактики либо раскрытия преступлений.

Такую информацию получают открыто или конспиративно. Гласную или негласную форму ведения оперативных и розыскных мероприятий определяет оперативный сотрудник, учитывая все обстоятельства и конечную цель своих действий.

В словосочетание «оперативно-розыскное мероприятие» современные ученые-юристы вкладывают разный смысл, ведя дискуссии по данному вопросу. Рассматриваемого понятия в своих работах касается немалое число специалистов: К. К. Горяинов, О. В. Фирсов, Ю. Ф. Кваша, К. В. Сурков, А. Н. Халиков, А. Е. Чечетин, А. Ю. Шумилов и другие. Многие из них дают определение оперативно-розыскным действиям, представляя их как комплекс четко координированных мероприятий, которые проводятся гласно или негласно, имея цель выявить, расследовать и раскрыть преступное деяние.

Чтобы прекратить полемику о понятии «оперативно-розыскное мероприятие», мы считаем целесообразным дать его однозначное определение в положениях закона.

Проанализировав научную тематическую литературу, мы можем предложить максимально корректную формулировку: оперативно-розыскное мероприятие – комплекс действий субъектов оперативно-розыскной деятельности, который проводится гласно или негласно, соответствует законодательно-правовым установкам и имеет целью предупреждать, выявлять и раскрывать преступления.

Пункт 2 ч. 2 ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» рассматривает необходимость ведения оперативной и розыскной деятельности в ситуациях, угрожающих военной, государственной, экономической, экологической либо информационной безопасности РФ. Такая деятельность является юридической и имеет правовой статус, поскольку включена в Стратегию нацбезопасности РФ.

В ст. 1 и 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» закреплена обязанность оперативников «выявлять и устанавливать» лиц, которые уже совершили противоправное действие, либо стремятся подготовить и совершить его. Чтобы выполнить указанные задачи, эффективнее всего использовать негласные приемы раскрытия преступных деяний. В нашей стране сегодня сложились такие криминогенные условия, при которых каждый год регистрируют от 2 до 3 миллионов заранее запланированных преступных деяний, часто носящих довольно изощренную или замаскированную форму. На практике оперативными работниками так или иначе используются все виды оперативных действий, перечисленные в ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», большей частью, в негласной форме, но при необходимости и в гласной (открытой).

Нужно разделять криминальные чрезвычайные ситуации, в которых чаще всего происходят соответствующие виды преступлений, и конкретные чрезвычайные условия, в которых совершались правонарушения.

Для того, чтобы получить как можно больше информации в процессе ОРД, применяют следующие методы:

  • открытый или конспиративный опрос;
  • наведение справок, когда запрашиваются требуемые сведения от организаций, предприятий, властных структур, общественных учреждений, отдельных лиц.

При этом приходится учитывать законодательно установленные в РФ особые режимы хранения, сбора, распространения неразглашаемой информации. К примеру, ст. 137 УК РФ и ст. 161 УПК РФ регулируют вопросы конфиденциальности следственной информации, ч. 3 ст. 35 и ст. 61 Основ законодательства об охране здоровья граждан – вопросы анонимности и личной тайны при оказании медицинских услуг, ст. 183 УК РФ, ст. 857 ГК РФ и ст. 26 Закона РФ «О банках и банковской деятельности» - вопросы тайны банковских вкладов и других банковских операций.

Мы считаем, что если ОРД проводятся гласно, то можно не относить их к разряду оперативно-розыскных мероприятий, так как факт их ведения и задействованные в них лица не сокрыты.

Самыми важными и значимыми оперативными действиями, которые ведутся в чрезвычайных условиях, считаются:

  • оперативное внедрение;
  • постоянное или регулярное наблюдение, непосредственно визуальное либо ведущееся при помощи технических средств, фиксирующее существенные для раскрытия преступления события, явления и факты;
  • контроль почтовых отправлений и сообщений;
  • исследование зданий, помещений в них, автотранспортных средств и отдельных районов местности;
  • прослушивание телефонных разговоров тех, кто причастен к созданию криминальных чрезвычайных ситуаций;
  • получение информации с других каналов связи;
  • получение сведений с ПК.

Необходимо упомянуть, что в период действия чрезвычайной ситуации закон допускает ограничение личных прав и свобод. Таким вынужденным способом объективно обеспечивается личная и общественная безопасность. Международные декларации и акты также признают, что подобные ограничения правомерны и общественно полезны в период действия чрезвычайных условий.

Возможную ограниченность прав граждан в таких ситуациях предусматривают ст. 19, 23, 55, 74, 79 и 133 Конституции РФ. Это обусловливается необходимостью защиты государственного и конституционного строя, поддержания обороноспособности страны, обеспечения жизни и здоровья граждан, законных интересов физических и юридических лиц. Часть 1 ст. 56 Конституции РФ регулирует режим введения чрезвычайного положения и указывает ограничения его сроков согласно соответствующему федеральному закону, тогда как часть 3 ст. 55 Конституции РФ говорит о вводимых ограничениях личных прав и свобод во время ЧС, не указывая точно сроки, границы и временные пределы подобных ограничений.

В юридических научных работах, посвященных данной проблеме, высказываются разные, подчас полярные мнения, что свидетельствует о противоположных подходах к вопросу. Наиболее справедлива точка зрения, высказанная в статье Бабурина С. Н., который обосновал, что «в отличие от подхода к чрезвычайному положению, Конституция РФ не содержит для территорий военного положения каких-либо изъятий в ограничении прав и свобод». Мнение этого ученого основывается на том факте, что ст. 87 Конституции РФ, которая устанавливает обоснования объявления военного положения Президентом РФ, не содержит прямого указания на необходимость ограничения в таких условиях личных прав и свобод, несмотря на то, что подобная возможность для чрезвычайной ситуации закреплена в ст. 56 Конституции РФ.

История демонстрирует нам объективно негативную окраску любых чрезвычайных ситуаций, создающих особые условия жизни. Они всегда сопровождаются или вызывают массовые общественные беспорядки, ведут к угрозе жизнедеятельности и к гибели отдельных людей либо их групп, наносят значительный ущерб государству, природе, предприятиям и учреждениям, а также отдельным гражданам.

Мы можем сделать вывод, что проведение оперативных и розыскных мероприятий ОВД в особых условиях чрезвычайных ситуаций прежде всего призвано предупреждать правонарушения и общественные беспорядки; выявлять правонарушения; обеспечивать более или менее привычную жизнь и деятельность граждан, с использованием методов оповещения и запрещения; гарантировать утвержденные законодательно для особых условий личные права и права организаций; выявлять критерии правовой ответственности субъектов общественных отношений.

Список литературы

  1. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 14.07.2022, с изм. от 18.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022).
  2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 14.07.2022, с изм. от 18.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022).
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ.
  4. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (ред. от 29.05.2023) «О чрезвычайном положении».
  5. Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 N 35-ФЗ (последняя редакция).
  6. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1 (последняя редакция).
  7. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ (последняя редакция).
  8. Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ (ред. от 14.04.2023) «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
  9. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. 06.02.2023).
  10. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 29.12.2022).
  11. Указ Президента РФ от 30 сентября 2016 г. № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» (ред. от 04.11.2022).
  12. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".
  13. Майдыков А. Ф., Майдыков А. А., Парфенов А. В. Основные проблемы определенности норм права, регулирующих оперативно-розыскную деятельность в Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2022. Т. 15. № 5.
  14. Парфенов А. В. Некоторые особенности раскрытия убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан // Труды Академии управления МВД России. 2011. № 3 (19).
  15. Парфенов А. В. Теоретико-методологические основы розыскной и идентификационной деятельности в российской федерации: Монография. М., 2022.
  16. Бабурин С. Н. Конституция РФ об основаниях и пределах ограничения прав и свобод человека и гражданина // Законодательство и экономика. 2021. № 1.

Интересная статья? Поделись ей с другими: