УДК 347.2.3

Применимость норм римского права к современному законодательству о водах

Красильников Александр Андреевич – аспирант Московского финансово-юридического университета.

Аннотация: Вода является фундаментальным компонентом жизни на земле, включая человеческую жизнь, и, как следствие, это важный юридический вопрос. Водное законодательство подчеркивает важность водного аспекта, связанного с правами человека, с юридической точки зрения. Но на самом деле, в водном праве есть много других компонентов, включая проблемы, связанные с экономикой, окружающей средой и сельским хозяйством, а также правами человека. Установление правил, регулирующих доступ к воде и контроль над ней, исторически было одним из основных вопросов водного права.

В данной статье рассматриваются аспекты применимости норм римского права к современному законодательству о водах.

Ключевые слова: нормы, римское право, законодательство, применимость.

Любое законодательство, связанное с водой, называется водным правом. Водное законодательство применимо ко всем формам права. Ранние прецеденты, установившие общее право по таким вопросам, как совместное водоснабжение, привели к тому, что законы о воде в разных местах развивались по-разному. Это относится к совокупности правил и законов, которые определяют поведение и поддерживаются социальными институтами. Четырьмя основными категориями водного права являются распределение, управление, развитие и охрана. 

Так, римляне признавали воду одновременно как природным ресурсом, общественным благом, так и экономическим товаром. Таким образом, при разработке законодательства о водах возникали трудности, которые необходимо было регулировать [2].

Вода поступала из различных источников, ручьев и родников, а также акведуков. Большая часть римского права о воде касается ее снабжения, регулирующего права на ее использование с различными правовыми институтами публичного и частного права (например, собственность, сервитуты, интердикты). Изучение правового регулирования воды обычно шло по юридическим категориям, отделение общественного водоснабжения от воды, находящейся в частной собственности, и, следовательно, разделение различных типов доказательств.

Римское государство также имело интересы в правовом регулировании использования водных ресурсов, таких как финансовые (например, налоговые поступления, от сельского хозяйства) и идеологические (например, царское благодеяние в гидротехническом строительстве).

Римские дискуссии о пресной воде начинаются в республиканской литературе с предположения, что она должна быть бесплатной и открытой для всех.

Также римляне считали пресную воду разнообразным ресурсом, наиболее просто определяемым в отличие от моря. Римляне видели в пресной воде ресурс, который нужно регулировать и организовывать на благо человека, личности и государства. Римские имущественные категории начинались с разграничения между вещами, подчиненными человеческому закону, и тем, что подчиняется божественному закону.

Особое внимание уделяется категориям собственности в целом и общественной собственности в частности.

На заре своей истории римляне разработали законы и институты для регулирования водных ресурсов как в государственном, так и в частном контекстах. В более поздние эпохи они пересмотрели и адаптировали свои законы в соответствии с меняющимися экономическими, культурными и физическими условиями империи, простиравшейся на Средиземноморье [5]. 

Этот подход, заключающийся в предоставлении привилегированного положения владельцам земель, прилегающих к водотокам, был одним из элементов римского водного права, которое, в свою очередь, оказало большое влияние на концепции прав на воду во влиятельных европейских правовых традициях до введения современных режимов прав на воду. Действительно, некоторые из этих влияний все еще можно наблюдать. Например, римское право отрицало возможность частной собственности на водопровод. Институты Юстиниана, опубликованные в 533-34 годах н.э., утверждали, что проточная вода была частью «негативного сообщества» вещей, которыми нельзя было владеть наряду с воздухом, морями и дикой природой. В то же время было признано, что вещи в негативном сообществе можно использовать и что «узуфрукт» или право на использование преимуществ ресурса необходимо регулировать, чтобы обеспечить порядок и предотвратить чрезмерную эксплуатацию.

Римское право отличало более важные, многолетние ручьи и реки от менее важных сезонных водоемов. Первые считались общими или публичными, в то время как вторые были частными. Право пользоваться общественным ручьем или рекой было открыто для всех, кто имел к ним доступ. Римское право, однако, признавало право правительства запрещать использование любого общественного водопровода, и требовало разрешения на забор воды из судоходных потоков.

Правовое регулирование водных отношений имеет долгую исто­рию. На протяжении нескольких тысяч лет формировались и трансформировались пра­вила, регулирующие эти отношения. В разные исторические периоды под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов изменя­лись не только нормы водного права, но и способы правового воздействия на водные отношения [4].

В Двуречье и древнем Египте, где активно применялось искусственное оро­ше­ние, обычное и даже пи­санное водное право получало достаточно разра­ботан­ные формы.

Согласно Кодексу Юстиниа­на, положения римского права также преду­сматривали порядок ис­пользования рек, их классификацию, права береговых владельцев и водные сервитуты. В Древнем Риме права земельных собственни­ков распространялись на подземные воды и несудоходные водото­ки, но судо­ходные реки были изъяты из гражданского оборота. При этом сами водные ре­сурсы даже в частных водотоках могли исполь­зоваться третьими лицами.

В римском праве в качестве земельных и водных сервитутов предусматрива­лись право забора воды из соседнего участка, право про­гона скота к водопою, добычи песка и глины на чужом участке, который вполне мог быть прибреж­ным. Особый вид сервитута - узуфрукт - мог распространяться и на водо­емы. Как замечал веду­щий советский романист профессор И. Б. Новицкий, при вы­сыха­нии пруда сервитутный пользователь терял право пользования его высо­хшим ложем. Иное нарушало бы условие узуфрукта - сохране­ние целостности са­мой субстанции, которой являлся водоем [3].

В современном же законодательстве забор воды из соседнего участка может осуществляться только по согласию собственника.

Право требовать от собственника соседнего земельного участка пользоваться водой на его территории закреплено в пункте 1 статьи 274 Гражданского кодекса РФ.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество (пункт 3 статьи 274 ГК РФ). Если же стороны не могут достигнуть соглашения, то спор решает суд [1].

Также данное условие (согласие собственника) необходимо и для других вышеперечисленных действий.

Список литературы

  1. Агафонов А. В. Водное право России: понятие, предмет и метод правовой регуляции // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 6-7. С. 127-129.
  2. Исаев И. А., Мележик И. Н., Филиппова Т. П. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран и римскому праву. М.: Норма, 2018. 544 с.
  3. Останина Е. А. Практикум по римскому праву. М.: Статут, 2018. 112 с.
  4. Сиваков Д. О. Водное право: Учебно-практическое пособие. М.: Юстицинформ, 2019. 360 с.
  5. Сиваков Д.О. Водное право России и зарубежных государств : учебник для вузов. М. : Проспект Велби, 2018. – 192 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: