УДК 625.7

Разработка направлений взаимодействия органов надзора в сфере обеспечения безопасности движения

Казанская Лилия Фаатовна – профессор кафедры «Экономика транспорта» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I

Манюров Виль Касимович – инженер Лечебно-диагностического центра «МИБС»

Сметанин Алексей Алексеевич – инженер Крымского республиканского центра медицины катастроф и скорой медицинской помощи

Аннотация: Цель. Разработать направления взаимодействия государственных органов надзора в обеспечении безопасности дорожного движения. Методы. Использованы методы дедукции и индукции, анализа и синтеза. Результаты. Выявлены факторы, влияющие на безопасность дорожного движения. Предложены направления взаимодействия органов контроля и надзора с целью обеспечения эффективной и скоординированной работы в интересах государства, общества и окружающей среды, способные избежать дублирования функций и излишней бюрократии и привести к экономии времени и ресурсов. Практическая значимость. Разработанные рекомендации могут быть использованы в деятельности таких организаций как Росстандарт, Госавтонадзор и ГИБДД.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, органы контроля и надзора, метрологическое обеспечение, взаимодействие.

Безопасность дорожного движения регулируется законодательно-правовыми актами, а также контролируются правоохранительными органами и государственными инспекциями.

К основным факторам, влияющим на безопасность дорожного движения, относятся такие как техническое состояние транспортного средства, человеческий фактор и инфраструктура [1].

За каждый фактор отвечает своя служба по надзору [2-5]:

  • надзор за состоянием автомобильного средства осуществляет Росстандарт;
  • транспортный контроль осуществляет Госавтодорнадзор;
  • контроль за человеческим фактором осуществляет ГИБДД.

Перечисленные факторы, влияющие на безопасность дорожного движения тесно связаны между собой, и соответственно, для достижения безопасности на дороге они должны контролироваться комплексно, а взаимодействие трёх органов надзора в дальнейшем приведёт к более качественному результату.

Взаимодействие органов контроля и надзора включает в себя координацию деятельности между различными государственными органами, ответственными за контроль и надзор в разных областях (например, в области финансов, экологии, здравоохранения и т.д.). Это может происходить как на уровне законодательства, так и на практическом уровне, когда органы контроля и надзора сотрудничают для обмена информацией, проведения совместных проверок и координации мер по исправлению выявленных нарушений.

Цель взаимодействия органов контроля и надзора заключается в обеспечении более эффективной и скоординированной работы в целях защиты интересов государства, общества и окружающей среды. Это также помогает избежать дублирования функций и излишней бюрократии, что может привести к экономии времени и ресурсов.

Направления, по которым осуществляется взаимодействие органов контроля надзора, показаны на рис 1 [6].

Возможное взаимодействие органов надзора может происходить следующим образом:

  • Росстандарт информирует о внеплановых проверках;
  • ГИБДД запрашивает у Росавтодорнадзра информацию по срокам проведения ремонтных работ на дороге;
  • Росавтодорнадзор и ГИБДД осуществляют совместные рейды на автомобильных дорогах с целью повышения безопасности;
  • Росавтодорнадзор может запросить информацию у ГИБДД по камерам видеонаблюдения;
  • Росавтодорнадзор и ГИБДД вправе подать жалобу в Росстандарт за нарушения или несоблюдения метрологических требований;
  • разработка совместных нормативно-правовых документов в области безопасности дорожного движения.

1

Рисунок 1. Взаимодействие органов контроля (надзора).

Росавтодор и ГИБДД взаимодействуют в рамках своих компетенций и задач. Росавтодор отвечает за строительство, реконструкцию, эксплуатацию и ремонт автомобильных дорог федерального значения, а также за контроль качества работ и безопасность движения на этих дорогах. ГИБДД занимается контролем дорожного движения, обеспечением безопасности на дорогах, выявлением и предотвращением правонарушений, связанных с использованием транспортных средств.

Взаимодействие между Росавтодором и ГИБДД происходит в рамках координации действий при проведении дорожных работ и ремонта, а также при обеспечении безопасности на федеральных автодорогах. Например, Росавтодор может предоставлять ГИБДД информацию о состоянии дорог, планах ремонта и строительства, а ГИБДД может осуществлять контроль за соблюдением правил дорожного движения на федеральных автодорогах и сообщать о выявленных нарушениях. Кроме того, Росавтодор и ГИБДД могут проводить совместные мероприятия по повышению безопасности на дорогах и пропаганде правил дорожного движения.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) и Росавтодорнадзор являются двумя важными государственными органами, ответственными за обеспечение безопасности автомобильного транспорта на территории России.

Взаимодействие между этими организациями осуществляется на основе законодательных актов, регламентирующих деятельность в области технического регулирования и безопасности дорожного движения. В частности, Росстандарт определяет требования к техническому состоянию автомобилей, а Росавтодорнадзор контролирует их соблюдение на дорогах.

Кроме того, Росстандарт и Росавтодорнадзор взаимодействуют при проведении экспертизы автомобильных транспортных средств, а также при разработке нормативно-технических документов в области безопасности дорожного движения.

Таким образом, взаимодействие между Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и Росавтодорнадзором является важным фактором обеспечения безопасности на дорогах и эффективной работы автомобильного транспорта в России.

Список литературы

  1. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» [Электронный ресурс] - Режим доступа https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_125114/ fb912286b5c44149bb594585165dbf84f712edb5/ (дата обращения: 17.06.2023).
  2. ГОСТ Р 8.820-213 Метрологическое обеспечение. Основные положения. [Электронный ресурс] - Режим доступа https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293774/4293774011.pdf (дата обращения: 17.06.2023).
  3. Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений" от 26.06.2008 № 102-ФЗ [Электронный ресурс] - Режим доступа https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77904/ (дата обращения: 17.06.2023).
  4. Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31.07.2020 № 248-ФЗ [Электронный ресурс] - Режим доступа https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_358750/ (дата обращения: 25.06.2023).
  5. ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ [Электронный ресурс] - Режим доступа https://xn--90adear.xn--p1ai/ (дата обращения: 25.06.2023).
  6. Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 № 294-ФЗ [Электронный ресурс] - Режим доступа https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/ (дата обращения: 25.06.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: