УДК 34

Формирование страховой грамотности населения на примере МО «Город Архангельск»

Королькова Анна Сергеевна – магистрант Северного государственного медицинского университета

Аннотация: В статье проведен анализ уровня страховой грамотности населения МО «город Архангельск». В качестве методов использованы метод аналогий, контент-анализ, анкетный опрос, статистический метод, метод организационного эксперимента. Исследование показало, что неудовлетворительным уровнем страховой грамотности обладают 37% респондентов. Также выявлены проблемы в вопросах, относящихся к сфере добровольного медицинского страхования.  На основе полученного исследования разработаны рекомендации по повышению страховой грамотности населения. В качестве рекомендации по ее повышению разработан пилотный электронный образовательный курс «Основы медицинского страхования». Для проведения пилотного обучения была сформирована тестовая группа участников в количестве 30 человек, после освоения которого предлагалось пройти анкету для определения оценки удовлетворенности пройденного обучения. Анкетирование показало, что в целом, проведенное обучение, удовлетворило членов тестовой группы и может быть рекомендовано с доработкой к реализации как один из вариантов для повышения уровня страховой грамотности населения.

Ключевые слова: страховая грамотность, страховая медицинская грамотность, электронный образовательный курс.

Здоровье населения является основополагающим фактором роста экономики страны и благосостояния граждан. На уровень здоровья оказывает влияние множество параметров, среди которых особое место занимают грамотность индивида в целом, а также в частности медицинская и страховая грамотность. Поскольку в современных условиях в России сложилась довольно сложная система медицинского страхования, то обычному человеку тяжело разобраться в механизме ее функционирования и тонкостях взаимодействия систем обязательного и добровольного медицинского страхования. Масштабных исследований страховой медицинской грамотности не проводилось, не смотря на важность данного понятия. В связи этим возникает необходимость более детального изучения страховой грамотности и путей ее повышения.

Множество авторов дают различное толкование понятию «страховая грамотность». С позиций медицины терминологический анализ страховой грамотности представлен в таблице 1.

Таблица 1. Терминологический анализ страховой грамотности с медицинской точки зрения.

Автор

Термин страховой грамотности

Американский институт исследований [1]

«Медицинская страховая грамотность» означает оценку способности человека принимать обоснованные решения при выборе и использовании медицинского страхования

Л. Куинси [2]

Знание, способность и уверенность в том, чтобы найти и оценить информацию о планах медицинского страхования, выбрать наилучший план для членов своей семьи с учетом их собственных финансовых и медицинских обстоятельств или состояния здоровья их семьи, и использовать его во благо своей семьи

Абубакиров А.С. [3]

Система знаний, умений и навыков восприятия, выбора и пользования страховых услуг и продуктов. Относительно медицинского страхования это означает умение ориентироваться в широком спектре предложений в рамках ОМС и ДМС и выбирать продукты, наиболее полно отвечающие целям сохранения здоровья и финансовой оптимальности

С финансовой точки зрения терминологический анализ страховой грамотности представлен в таблице 2.

Таблица 2. Терминологический анализ страховой грамотности с финансовой точки зрения.

Автор

Термин страховой грамотности

Закирова О.В., Мингазинова Е.Р. [4]

Осведомленность, совокупность знаний и умений, формирующих поведенческую модель на основе восприятия страхования как способа защиты от непредвиденных финансовых потерь и позволяющую принимать правильные решения по заключению договоров страхования, грамотно действовать при наступлении страхового случая, а также защитить свои права потребителя страховых услуг

Лаврентьева Л.В., Яшкова Е. В. [5]

Своеобразная модель психологического восприятия страховых услуг и рынка страхования населением страны

Калайда С.А., Ганенко М. В. [6]

Система знаний, умений и навыков восприятия, выбора и пользования страховых услуг и продуктов. Относительно медицинского страхования это означает умение ориентироваться в широком спектре предложений в рамках ОМС и ДМС и выбирать продукты, наиболее полно отвечающие целям сохранения здоровья и финансовой оптимальности

Таким образом, обзор и анализ научной литературы по изучаемой проблеме позволяет выявить недостаточную степень изученности понятия страховой грамотности и предложить новое авторское определение «страховая грамотность», которое можно сформулировать как совокупность знаний и умений в сфере финансов и общественного здоровья, позволяющих индивиду выбирать оптимальный вариант страхового продукта для сохранения здоровья и сбережения финансов, а также грамотно действовать при заключении договора страхования, наступления страхового случая и при защите прав потребителя страховых услуг.

Для проведения исследования страховой грамотности трудоспособного населения г. Архангельска в вопросах медицинского страхования было проведено анкетирование. В исследовании приняли участие 53 мужчины и 174 женщины. После обработки результатов анкет выяснилось, что большинство респондентов (53%) считают себя скорее здоровым человеком, чем больным. 21 % опрошенных трудно понять, когда необходимо проверить свое здоровье.

В результате обработки анкет выявлено, что 39 % респондентов достаточно трудно ориентироваться между набором услуг, предоставляемых в рамках обязательного и добровольного медицинского страхования.

Большинству респондентов приходилось откладывать или избегать обращения за медицинской помощью из-за ее стоимости (69 %). 40% респондентов оплачивают медицинские услуги непосредственно врачу, хотя могли бы получить их бесплатно.

Около 70% респондентов изредка платят за медицинские услуги, которые должны получать бесплатно, в кассу медицинского учреждения. За последний год 74 % опрошенных оплачивали медицинскую помощь.

В числе проблем, с которыми сталкиваются пациенты при получении медицинской помощи в рамках ОМС, лидируют следующие: невозможность попасть на прием из-за отсутствия талонов и больших очередей, а также неудовлетворительное качество оказываемых медицинских услуг. 

Субъективно свои права пациента 73 % опрошенных оценивают, как недостаточные. Так большинство респондентов 23% либо не получают информацию о бесплатных медицинских услугах, либо получают ее от родственников, знакомых, соседей. большинство респондентов (77%) обращались к частным клиникам до 5 раз в год.

Наиболее часто опрощенные пользуются такими услугами частных клиник, как стоматология (52%) и диагностические исследование и анализы (26%).

По субъективному показателю оценки собственного уровня страховой грамотности 56% опрошенных считают, что обладают средним уровнем страховой грамотности, 23 % - низким. 77% респондентов считают медицинское страхование необходимым элементом системы здравоохранения, так как при отсутствии системы медицинского страхования медицинская помощь стала бы недоступной для большинства граждан. 61% опрошенных основными недостатками системы ОМС считают низкое качество и доступность услуг. 42 % опрошенных не знают, кто такой страховой представитель. 

Исследование показало, что неудовлетворительным уровнем страховой грамотности обладают 37% респондентов, у 28% - хороший уровень страховой грамотности, у 18% - отличный, у 17% - удовлетворительный. Также выявлены проблемы в вопросах, относящихся к сфере добровольного медицинского страхования.

Поскольку у 37 % опрошенных был выявлен неудовлетворительный уровень страховой грамотности, то в качестве рекомендаций по ее повышению разработан пилотный электронный образовательный курс «Основы медицинского страхования». Для проведения пилотного обучения была сформирована тестовая группа участников в количестве 30 человек.

После освоения учебных материалов каждому участнику тестовой группы предлагалось пройти анкету для определения оценки удовлетворенности пройденного обучения. Анкетирование показало, что в целом, проведенное обучение, удовлетворило членов тестовой группы и может быть рекомендовано с доработкой к реализации как один из вариантов для повышения уровня страховой грамотности населения.

Рассмотрена возможность организации мероприятий с целью повышения страховой медицинской грамотности, к числу которых относится создание Правительством Архангельской области совместно с другими заинтересованными субъектами проекта «Содействие повышению уровня страховой медицинской грамотности населения и в Архангельской области». Для этого предложено:

  • сформировать задачи по повышению страховой грамотности среди основных заинтересованных сторон на региональном уровне на основе оценки уровня страховой медицинской грамотности населения, разработать и запустить реализацию среднесрочной Региональной стратегии повышения страховой грамотности населения;
  • создать условия для реализации программ повышения страховой медицинской грамотности на региональном уровне с участием органов исполнительной власти, учебных заведений, медицинских организаций, страховых компаний, ТФОМС, неправительственных организаций;
  • сформировать кадровый потенциал в области реализации программ повышения страховой медицинской грамотности на региональном уровне;
  • разработать и довести до потребителя образовательные программы и материалы по повышению страховой грамотности в области медицинского страхования и в области защиты прав потребителей страховых медицинских услуг, используя институты и каналы как формального, так и неформального образования;
  • создать систему эффективных и доступных информационных ресурсов в области страховой медицинской грамотности и защиты прав потребителей страховых услуг, провести масштабную информационную кампанию;
  • провести мониторинг уровня страховой медицинской грамотности населения.

Рекомендуется проводить мероприятия, по активному взаимодействию жителей г. Архангельска с ТФОМС, страховыми компаниями и медицинскими учреждениями (например, «Месяц грамотности в вопросах медицинского страхования», «прямые линии», «круглые столы», расширенные приемы, учебные семинары), чтобы информация о нововведениях и возможностях в этой сфере передавалась из «первых рук».

Реализация данных мер приведет к повышению медицинской и страховой грамотности населения, улучшению качества медицинского обслуживания, повышению уровня удовлетворенности качеством оказания медицинской помощи среди пациентов, уменьшению конфликтных и стрессовых ситуаций между персоналом медицинских организаций и пациентами. Данные мероприятия благоприятно сказываются на развитии не только системы медицинского страхования, но и на развитии здравоохранения в целом, сохранению и укреплению здоровья населения.

Список литературы

  1. Абубакиров А. С. Страховая грамотность как элемент медицинской грамотности населения / А. С. Абубакиров // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. 2021. № 3. С. 110-115.
  2. Абубакиров А. С. Курсы страховой грамотности как инструмент повышения информированности граждан относительно программ медицинского страхования / А. С. Абубакиров // Костинские чтения: материалы III Международной научно-практической конференции. – М.: ИИЦ АТиСО, 2020. С. 142-146.
  3. Абубакиров А. С. Практика реализации дистанционных образовательных проектов страховыми организациями в рамках обязательного и добровольного медицинского страхования (кейс-стади) / А. С. Абубакиров, А. Б. Зудин, Ю. Ю. Снегирёва // Вестник Авиценны. 2019. Т. 21. № 4. С. 577-583.
  4. Закирова О.В. Страховая грамотность населения: оценка составляющих / О. В. Закирова, Е. Р.  Мингазинова // Вестник НГИЭИ. 2020. № 9 (112). С. 126-136.
  5. Лаврентьева Л. В. К вопросу о повышении страховой грамотности различных слоев населения России / Л. В. Лаврентьева, Е. В. Яшкова // КНЖ. 2017. № 4 (21). С. 237-240.
  6. Калайда С. А., Ганенко М. В. Страховая грамотность как один из факторов развития российского страхового рынок // Страховое дело, 2019. № 12. С. 3-11.

Интересная статья? Поделись ей с другими: