УДК 34

Актуальные проблемы обеспечения прав граждан в условиях цифровизации права

Чернышов Никита Владимирович – студент Юридической школы Дальневосточного федерального университета

Аннотация: Данная статья посвящается отдельным проблемным вопросам обеспечения прав и свобод человека и гражданина в условиях глобальной цифровизации права и всеобщей компьютеризации современного общества. В статье приведено толкование термина «цифровизация», а также отмечено, что цифровая революция требует модернизации правового контроля в области обеспечения прав граждан. Как итог, сделан вывод о появлении новых специфических цифровых прав, которые трудно обеспечиваются на практике из-за частичных противоречий с действующими нормами, а также проблем, связанных с невозможностью предоставить гражданам полную свободу в Интернете или в целом доступ к нему.

Ключевые слова: Интернет, цифровое развитие, информационные технологии, обеспечение прав, цифровизация, компьютеризация.

Как известно научно-технический прогресс не стоит на месте, каждый год происходит внедрение самых разнообразных технологических нововведений в различные сферы общественной жизни. Поэтому данная тенденция не смогла обойти стороной такую важную составляющую существования общества, как право.  Ведь как показывает практика, курс, взятый государством с целью цифровизации и развития существующих технологий, является вынужденной мерой в связи с тем, что  на сегодняшний день российская правовая и экономическая действительность столкнулась лицом к лицу со сложными экономическими обстоятельствами, вызванными: эпидемиологической обстановкой, проведением специальной военной операции, а также введением санкций и усложнением международных отношений с рядом государств, ввиду чего наиболее важной проблемой, стоящей перед Россией, является реализация прав и свобод граждан в прежнем стабильном режиме.

Стоит отметить, что информационное общество, информатизация, компьютеризация, цифровизация – это совершенно разные термины, однако по своей сути отражающие один и тот же процесс — процесс массового использования полезных возможностей компьютерных и телекоммуникационных технологий, которые могут существенно повысить продуктивность работы в любой сфере общественной деятельности.

Нельзя оставлять без внимания тот факт, что поскольку значительная масса предусмотренных общественных реформ как в России, так и в мире основана на использовании компьютерных и телекоммуникационных технологий, термин «цифровое развитие» довольно часто используется наряду с термином «социальная трансформация».

Идеи цифрового развития и информатизации широко внедряются в мире с конца ХХ века. Однако, на уровне российского законодательства категория «цифровизация» была зафиксирована лишь в 2019 году приказом Минкомсвязи России № 428 «Об утверждении Разъяснений (методических рекомендаций) по разработке региональных проектов в рамках федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [1]. Отечественный законодатель уравнивает термины «цифровизация» и «цифровое развитие», понимая под ними «процесс организации выполнения в цифровой среде функций и деятельности (бизнес-процессов), ранее выполнявшихся людьми и организациями без использования цифровых продуктов».

Обратим внимание, что право, будучи индикатором любого общественного процесса, призвано создавать и реализовывать режим наибольшего благоприятствования инновационным условиям, имеющим место быть в современном государстве.

Исследуя тенденции цифровизации в рамках правового регулирования социальных отношений, следует принять тот факт, что сегодня эта сфера активно затронула, среди многих прочих, такие правовые явления, как:

  • электронные административные услуги;
  • обращение за оказанием медицинской помощи (вызов врача на дом);
  • электронная торговля;
  • отправление правосудия и т.д.

Более того стоит отметить, что фактически, случившаяся в мире пандемия, вызванная новой коронавирусной инфекцией, очень сильно помогла продвинуться в сторону развития цифровизации права. Данный факт можно подтвердить, например, ситуацией, когда был остановлен срок подачи заявок на административные и другие услуги и сроки предоставления этих услуг. Государство, вынужденное решать запросы физических и юридических лиц, будучи «здесь и сейчас», оно поставлено перед проблемой цифровизации механизма обеспечения прав человека и гражданина.

Без всякого сомнения, нынешние цифровые технологии создают новый способ производства, порождают базис для перехода к новой общественно-экономической модели социума, а также к проведению интеграции цифровизации в общественные отношения и право, регулирующее данные отношения.

Соглашаясь с мнением А.А. Карцхия, стоит отметить, что на сегодняшний день цифровое развитие играет важную роль в механизме реализации основных прав человека, и одновременно с этим обусловливает выделение новых прав в его правовом статусе [2, с. 33]. Итоги данного процесса нуждаются в усовершенствовании правового функционала, позволяющего реализовать права гражданина на приемлемом уровне, что в конечном итоге будет иметь лишь положительный эффект для общественного развития России.

Глобальное внедрение цифровых технологий во всевозможные сферы жизни общества поставило проблемный вопрос о необходимости и достаточности обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, перед аналитиками и правоприменителями встал вопрос о том, в какой степени современная система прав и свобод человека и гражданина позволяет защищать права и законные интересы человека, гражданина, других субъектов права, в первую очередь взаимосвязанных с цифровыми технологиями?

Наиболее уязвимым в эпоху цифровой трансформации и интеграции является право на неприкосновенность частной жизни, которое является одним из главных прав, воплощающих свободу человека от вмешательства извне. Без конфиденциальности способность человека строить свою собственную жизнь без риска для жизни ставится под угрозу. Нарушения неприкосновенности частной жизни часто представляют угрозу человеческому достоинству – ценности, лежащей в основе современной системы прав человека.

Исследователь Р.А. Коротич отмечает, что некоторые государства продвинулись вперед и закрепили «право на цифровую смерть», что, по своей сути, аналогично завещанию. Так, исследователь отмечает, что французское законодательство позволяет гражданам юридически обязывать поставщиков онлайн-услуг выражать волю гражданина относительно будущего его личной информации. Исходя из данного факта, появилось еще одно право, непосредственно связанное с цифровизацией общества – право на Интернет, которое рассматривается с двух точек зрения:

  • право на информацию, размещённую в Интернете;
  • Интернет как услугу.

Так, Р.А, Коротич, исследуя законодательство ряда зарубежных стран, приходит к выводу, что такое право выражается, во-первых, в закреплении в конституции права на доступ к Интернету (Греция), и, во-вторых, признании Интернета универсальной и общедоступной услугой (Испания) [3, с. 81-83].

Вместе с тем, анализ базового закона Российской Федерации помогает сделать вывод, что в тексте отечественной Конституции не содержится указаний на признание доступа к Интернету как одного из прав гражданина. Однако взятый Россией курс на цифровизацию предусматривает ряд различных мероприятий, направленных на адаптацию обеспечения закреплённых за гражданами прав при помощи использования информационной сети Интернет.

Наиболее важны данные мероприятия в сфере правовой регламентации форм деятельности специализированных органов государства и их должностных лиц, а также других уполномоченных на то субъектов, содержанием которых является разбирательство и разрешение в установленном законом порядке юридических дел, то есть в рамках юридического процесса.

Поскольку цифровая трансформация общественных отношений не способна происходить без должного правового (законодательного) обеспечения, а также без цифровизации законодательства и юридической деятельности (перехода на безбумажное делопроизводство, документооборот и архивирование), то разработка на законодательном уровне чётких конкретных алгоритмов юридической работы в «цифровом режиме» является важнейшей целью деятельности государства.

В целом влияние новых технологий постепенно растет. Так, очевидные изменения в цифровых технологиях произошли в трудовых правах личности, в праве на доступ к правосудию, в праве на оказание административных услуг и т.д.

К примеру, во многих сферах экономики современные информационные технологии позволяют выполнять рабочие функции как вне рабочего места (удаленно), так и на рабочем месте, не только дома (домашний офис), но и в любом другом месте (мобильный офис). Обратиться за оказанием государственной или муниципальной услуги можно посредством размещения соответствующего обращения на сайте известного портала «госуслуги».

Кроме того, юристам-практикам предложен огромнейший функционал при оказании юридической помощи: начиная от наличия возможности инициировать спор посредством подачи искового заявления в электронном виде, заканчивая возможностью участвовать в заседании вне зала судебного учреждения при использовании онлайн-заседаний.

В сфере бизнеса и других видов экономической деятельности цифровые технологии также вносят существенные изменения в права личности, они способны автоматизировать правовое обеспечение гражданского оборота.

Исходя из всего вышеперечисленного, мы можем сделать следующий вывод о том, что цифровизация права происходит параллельно развитию общества, государства и цифровых технологий. Налицо происходит выделение новых специфических прав, реализация и защита которых требует дополнительной усовершенствованной правовой базы. Традиционные права человека и гражданина развиваются с течением времени и усложнением социальных процессов, происходит выделение новых правовых категорий (включая право на интернет-информацию). В целом можно отметить, что процесс цифровизации права необратим, и сегодня в законодательстве существует ряд пробелов, которые необходимо устранить.

Список литературы

  1. Приказ Минкомсвязи России от 01.08.2019 № 428 "Об утверждении Разъяснений (методических рекомендаций) по разработке региональных проектов в рамках федеральных проектов национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Карцхия А.А. Цифровая трансформация и права человека / А.А. Карцхия // Русская политология. 2018. № 4 (9). С. 33-38.
  3. Коротич Р.А. Особенности развития прав и свобод человека в условиях цифрового общества / Р.А. Коротич // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2020. № 17. С. 81-88.

Интересная статья? Поделись ей с другими: