УДК 34.08

Идеологические и духовные основы государственной службы в Российской Федерации

Туманов Юрий Геннадьевич – слушатель Академии управления МВД России.

Аннотация: Служение государству и обществу, честность, порядочность, ответственность, профессионализм, нравственность, благородство, толерантность, вежливость, умение вести себя, правильно общаться – все это становится главными критериями оценки деятельности государственного служащего.

В настоящее время для большей части государственных служащих характерна невысокая степень значимости ценностей идеологического и духовного развития, что затрудняет развитие духовного компонента профессиональной культуры.

Ключевые слова: государственная служба, организация, духовность, нравственность.

В настоящее время потребность в государственной идеологии (ГИ) стала обсуждаться на государственном уровне, в том числе и самом высоком. Этому обстоятельству предшествовало утверждение Указом Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Однако по факту вопрос о необходимости ГИ большинство исследователей и специалистов обсуждали еще с момента изъятия части 6 из Конституции СССР. Наличие соответствующего идеологического основания государственного устройства представляет собой историческую норму, в то время как деидеологизированный характер государства является больше исключением (нонсенсом).

Отечественная цивилизация, начиная с момента ее возникновения, формируется и продолжает развиваться, основываясь на самобытной отечественной культуры, которая была создана благодаря различим культурным достижениям народов, проживающих на территории нашего государства. В качестве оснований российской цивилизации выступает культурное наследие, ценности, традиции, религиозные основы, а помимо этого и основы общественного устройства. Поэтому все упомянутые аспекты в той или иной степени формируются в идеологические ценности, а вокруг данных ценностей и формируется соответствующая идеологическая общность.

В большинстве своем идеология в государстве представляет собой общественный договор по вопросу, который связан с тем, что именно следует считать нормой. Под нормой в современных социальных системах принято понимать такое состояние, которое не способствует ее разрушению. При этом в русской духовной традицией норма «равно» правда. Иными словами правовые нормы. По этой причине такое правило, как «жить по правде» подразумевает под собой, как «не врать», так соблюдать и всячески укреплять основы устройства на государственном уровне.

Следовательно, признание нормы на общественно-государственном уровне представляет собой непосредственное решение, связанное с обеспечением защиты социальной общности, основываясь на общих (общепризнанных) духовных ценностях. При этом формирование духовного мира в человеке являлась во все время и является сегодня одной из наиболее важных социальных задач. Именно от упомянутого уровня прибывает в непосредственной зависимости сам уровень престижа власти в глазах современного общества, а от степени доверия к ней, в большинстве своем и прибывает в зависимости успех различных инновационных и модернизированных процессов.

В той или иной степени общество начинает находить и формулировать те начала, которые стремятся стать соответствующей идеологией. В данном случае, безусловно, необходимо говорить про приоритет устоявшихся и сформированных духовно-нравственных ценностей, а помимо этого и про борьбу с различными деструктивными идеологиями. Именно об этом и было озвучено президентом нашей страны в ранее указанном указе. Следовательно, путь, который включает в себя формирование и последующее принятие ряда основных (базовых) постулатов государственной идеологии на территории нашего государства, безусловно, просматривается.

Идеология является первичной и обязательной. В связи с этим абсолютно все решения, которые признаются на уровне государства и современного общества в обязательном порядке должны ей соответствовать. Помимо этого идеология с одной стороны связана с историческими достижениями определенного народа, общества и страны в целом, а с другой стороны именно идеология формирует образ будущего для человека, государства, и его места в мире. В качестве одного из наиболее значимых аспектов идеологии выступают русский язык и культура. Государство при этом выступает в качестве значимого атрибута, используемого в рамках реализации идеологии. При этом не менее важным элементом реализации идеологии выступает признание в ней роли и места органов власти нашей страны [1].

Современному человеку идеология требуется для того, чтобы сохранить общность и идентичность. Ведь, как говориться, человек может потерять себя достаточно легко и просто, а вот заново отыскать является задачей трудной. Как показывает практика, безыдейные люди не способны на совершение «большого и великого», что нельзя сказать о людях, которые имеют определенные убеждения и ценности.

Духовность и идеология не относятся к генетическому достоянию. Формирование упомянутой духовности и идеологии осуществляется на протяжении всех жизни человека, как под непосредственным влиянием ряда обстоятельств, так и благодаря его личным интеллектуально-волевым качествам.

Духовная культура выступает в качестве процесса творческой активности человека, которая нацелена на формирование, а помимо этого последующее распространение и усвоение в людях определенных духовных богатств. Помимо этого духовная культура выступает и в качестве исторически обусловленной совокупности жизненных устоев, идей и знаний в духовной жизни современного общества.

Следует подчеркнуть, что духовное содержание создается и содержится в каждом современном человеке в его неповторимом проявлении. В связи с тем, что духовность не является подвластной стандартам количественно-качественного характера, то она проявляется посредством реализации внутренних установок человека в его внешнем облике и проявляемом поведении. Насколько гармоничней является структура личности и насколько наиболее очевидным является уровень целостности человека и его внутреннего мира, то настолько успешнее и будет процесс взаимодействия между людьми в обществе. Абсолютно в каждом современном обществе действуют определённые установки и нормы, однако они реализуются самими людьми посредством их индивидуальной деятельности, поступков и соответствующего поведения. По этой причине облик, который формируется у государственного служащего, в большинстве своем определяют именно его духовная структура и имеющиеся качества, как творческие, так и профессиональные.

Следует в особенности отметить, что в духовности «идеальное» превосходствует над материальным. Поэтому если личность наделена довольно высокой духовной культурой, то ряд потребностей (например, моральные) несколько преобладают над меркантилизмом и стремлению к роскошной жизни напоказ.

Духовность, выступая в качестве эмоционально-нравственного феномена, базируется непосредственно на соответствующем постулате нравственного сознания. В упомянутом сознании объединяются, как моральный ум, так и разумная эмоция, которые при этом могут несколько выйти за рамки обычного и стандартного мышления в рамках реализации достаточно сложных жизненных проблем.

Актуальность проблемы исследования духовного компонента государственных служащих обусловлена потребностями развития самой государственной службы, нуждающейся в высоконравственных и профессиональных кадрах.

Воспитание и просвещение госслужащего прежде всего направленно на утверждение истинных духовных и нравственных ценностей. При отсутствии положительного нравственного идеала меры принуждения, устрашения, наказания бессмысленны.

На протяжении тысячелетней истории Русская Православная церковь воспитывала верующих в духе патриотизма и миролюбия. Патриотизм проявляется в бережном отношении к историческому наследию Отечества, в деятельной гражданственности, включающей сопричастность радостям и испытаниям своего народа, в ревностном и добросовестном труде, в попечении о нравственном состоянии общества [2].

Патриотизм должен быть действенным. Он проявляется в защите Отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание.

Только тот государственный служащий станет патриотом, который будет развивать в себе духовность и государственную идеологию.

Список литературы

  1. Новичков Н.В. Газета «Московский комсомолец» №28916 от 22 ноября 2022 года. Заголовок в газете: «Главная идея для России».
  2. Поместный Собор Русской Православной Церкви. 1988 г., «Послание», абз. 23.

Интересная статья? Поделись ей с другими: