УДК 347.1

Индивидуальный предприниматель как субъект малого и среднего предпринимательства

Афонин Илья Викторович – бакалавр Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Аннотация: В статье рассматривается правовой статус индивидуального предпринимателя как субъекта малого и среднего предпринимательства. Выделяются основные особенности малого и среднего предпринимательства для Российской экономики. Раскрываются условия включения субъектов в реестр малого и среднего предпринимательства, а также особенности правового регулирования находящихся в соответствующем реестре субъектов. Называются преференции и спорные вопросы, связанные с индивидуальными предпринимателями, обладающими статусом МСП. Выделены проблемные моменты обладания таким статусом и представлены соответствующие решения.  В статье раскрывается значение субъектов МСП для Российской экономики и принцип работы соответствующего реестра. Среди критериев включения индивидуальных предпринимателей в реестр малого и среднего предпринимательства выделяют два основополагающих: среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год и предельное значение дохода, полученное за тот же период. Также подробно перечислены меры поддержки, осуществляемые государством для субъектов МСП, в том числе индивидуальных предпринимателей, среди них обозреваются ключевые: поддержка в сфере трудовых отношений, бухгалтерского учета, упрощенная система кассовых операций, государственные субсидии, льготное страхование вкладов, льготный режим предоставления статистической отчетности, особый режим участия в государственных закупках, а также особенности привлечения указанных субъектов к административной ответственности. Выделяются спорные моменты, связанные с принципом включения субъектов в реестр и предоставлены соответствующие решения таких проблем. Затронуты причины невозможности оперативного изменения категории МСП и последующих проблемных ситуаций, а также представлены возможные варианты решения таких коллизий в будущем.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, хозяйственный оборот, индивидуальный предприниматель, малое и среднее предпринимательство, государственная поддержка бизнеса.

Малое и среднее предпринимательство является одним из основополагающих звеньев российской экономики. В частности, можно выделить следующие последствия активной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) для государства: увеличение ВВП и национального продукта; создание дополнительных финансовых ресурсов хозяйственного оборота; увеличение размера налоговых поступлений в государственные и муниципальные бюджеты разных уровней; развитие современных технологий; поддержание сфер деятельности, невыгодных для субъектов крупного предпринимательства; создание новых рабочих мест и снижение уровня безработицы; реализация и развитие внутреннего потенциала граждан.

Большинство ИП являются МСП, рассмотрим правовой статус данных субъектов. Так, нормативной основной в данном случае считается Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – 209-ФЗ) [2]. В нем содержится определение МСП – это хозяйствующие субъекты (ЮЛ и ИП), отнесенные к малым предприятиям, включая микропредприятия, средним предприятиям, информация о которых содержится в реестре МСП (далее – ЕРМСП) [2, ст. 3].

Основываясь на положениях указанного закона, можно выделить два критерия, позволяющих отнести ИП к МСП. В частности, это:

  1. Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год, не превышающая указанные показатели для каждой группы МСП (таблица 1).

Таблица 1. Среднесписочная численность работников по категориям.

Категория

Среднесписочная численность за предыдущий год

Микропредприятия

До 15

Малое предприятие

До 100

Среднее предприятие

До 250, если иное предельное значение не установлено для определенной сферы деятельности.

  1. Предельное значение дохода, полученное за предшествующий календарный год (таблица 2).

Таблица 2. Предельное значение дохода по категориям.

Категория

Предельное значение дохода за предшествующий календарный год, руб.

Микропредприятия

До 120 млн.

Малое предприятие

До 800 млн.

Среднее предприятие

2 млрд.

Данный критерий по доходу является также основополагающим при определении статуса МСП у ИП, если он не привлекает сотрудников для осуществления ПД [2, п.4 ст.3].

Если ИП соответствует данным критериям, то автоматически он попадает в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - ЕРМСП). Данные обновляются 10 августа ежегодно на основе сведений, которые имеет налоговый орган на 1 июля этого же года [2, ст. 4.1]. Ограничения действуют в течение 3 лет, это значит, правовой статус МСП может изменяться, если один из описанных показателей не соответствует установленным в законе значениям на протяжении данного периода [14]. Например, ИП может перестать быть МСП в 2023 году, если в 2022, 2021, 2022 он не соответствовал показателям по доходу, установленным в законе. При этом незаконное исключение из реестра может быть обжаловано субъектов, так в одном из дел суд признал действия налогового органа незаконными и обязал его восстановить у истца статус МСП, включив его в ЕРМСП [11].

По мнению А. Ю. Пахолковой, стоит передать функции по предоставлению информации об МСП на органы, осуществляющие государственную регистрацию ИП, и юридических лиц [6, с. 158]. Также были предложения о введении иного механизма присвоения статуса МСП – через отдельное заявление, направляемое такими кандидатами [8, с. 24]. На наш взгляд, данная практика выглядит избыточной, поскольку, наоборот, затрудняла бы доступ ИП и ЮЛ к получению статуса МСП, в действующем порядке достаточно ли соответствовать определенным критериям для автоматического занесения в реестр, что выглядит более выгодным для кандидатов в МСП.

Спорной считается ситуация, при которой ИП формально соответствует критериям МСП, но фактически не находится в реестре. В юридической доктрине и правоприменительной практике сложились два противоположных мнения. С одной стороны, даже если ИП не находится в реестре МСП, но подходит под требования 209-ФЗ, то он имеет право обратиться за соответствующими льготами при необходимости [5, с. 13]. С другой стороны, например, И. Атласкирова полагает, что при проведении государственных закупок заказчик может отказать в допуске к участию, поскольку сведения о хозяйствующем субъекте не содержаться в ЕРМСП [4]. С таким подходом можно не согласиться с теоретической точки зрения, так как заказчики не вправе требовать от МСП подтверждения того, что они находятся в реестре [10]. Кроме того, при возникновении спорных ситуаций можно ссылаться на позицию Санкт-Петербургского УФАС России, которым был установлено в одном из постановлений, что у МСП нет обязанности самостоятельно вносить сведения о себе в реестр, отсутствие о них информации в данном источнике не свидетельствует о несоответствии им установленным в законе требованиям [15].

По мнению Н.Н. Телешиной, фактическое состояние сферы МСП можно оценить как неудовлетворительное несмотря на повышенное государственное регулирование сферы [7, с.70]. В соответствии с ее позицией причинами такого состояния являются: несовершенство механизмов налогообложения, административные барьеры, недостаточная финансовая поддержка МСП со стороны государства и т.д. [7, с.71]. На наш взгляд, с данным мнением можно поспорить, поскольку ежегодно ИП, имеющие статус МСП, получают те или иные преференции и льготы со стороны государства от муниципального до федерального уровня.

Правовой статус МСП имеет свои особенности для ИП, в том числе они связаны с льготами и мерами поддержки государства. Так, рассмотрим некоторые из них:

  1. Сфера трудовых отношений. В случае, если ИП имеет сотрудников, то он заключает с ними трудовые договоры. Однако если их численность не превышает 35 (в розничной торговле – 20), то он может заключать с ними срочными трудовые договоры (ст. 59 ТК РФ). При потере статуса МСП или при превышении данного количества сотрудников переоформлять такие договоры не потребуется. Кроме того, ИП, являющиеся микропредприятиями, вправе не составлять правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, о премировании и другие локальные нормативные акты и график сменности. Условия, которые относятся к данным актам, можно указывать в непосредственно заключаемых с сотрудниками трудовых договорах.
  2. Льготы при ведении упрощенного бухгалтерского учета. МСП вправе вести упрощенный бухгалтерский учет и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность. Как правило, это две формы – бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах). Для МСП предусмотрен целый ряд послаблений, который также уменьшает количество их обязанностей в данной сфере [12]. Например, можно воспользоваться правом не создавать резерв для отпусков или исправлять как несущественные любые ошибки в бухгалтерском учете, в том числе, если они выявления после утверждения бухгалтерской отчетности. Также МСП вправе не переоценивать основные средства и нематериальные активы, финансовые вложения и не проверять их на обесценивание. Кроме того, ИП со статусом МСП вправе учитывать проценты по любым займам как прочие расходы, включая полученные для приобретения инвестиционных активов, а запасы оценивать на отчетную дату по фактической себестоимости.
  3. Упрощенный порядок ведения кассовых операций. Данный метод предполагает освобождение ЮЛ и ИП со статусом МСП от обязанности по утверждению лимита остатка наличных. ИП, при этом, могут не оформлять приходные и расходные кассовые ордера и не вести кассовую книгу.
  4. Государственные субсидии. На сегодняшний день государство предлагает значительный спектр программ – мер поддержки как для начинающих МСП, так и существующих. Например, наиболее известными являются государственные субсидии в период распространения коронавирусной инфекции, когда были выделены денежные средства на поддержку МСП, чья деятельность была связана с наиболее пострадавшими в данный срок отраслями. Кроме того, у МСП на данный момент есть возможность по приобретению российского ПО с 50% скидкой. Еще одной реализуемой программой является субсидирование МСП при размещении ценных бумаг на бирже. Она действует до 2023 года и предполагает частичную компенсацию затрат на выпуск акций и облигаций (до 1,5 млн. руб.) и выплаты по купонам (до 70%). В качестве мер поддержки от региональных властей зачастую действует грантовая система. Гранты предоставляются в форме софинансирования или на безвозвратной и безвозмездной основах. Система, как правило, предполагает конкурсный отбор. В числе критериев отбора – сфера деятельности, размер выручки, количество рабочих мест и так далее.
  5. Страхование вкладов. Счета и вклады МСП включены в систему обязательного страхования [3, п.1 ст. 5.1.]. В связи с этим в случае, если банк, в котором находятся указанные счета и вклады, лишится лицензии или государством будет введен мораторий на удовлетворение требований его кредиторов, то МСП сможет получить страховое возмещение по своему вкладу, но не более 1 400 000 рублей.
  6. Статистическая отчетность. МСП освобождены от предоставления некоторых форм отчетности, например, они вправе не сдавать статистические данные о неполной занятости и движении работников, о задолженности по заработной плате, об объеме платных услуг населению с разделением на виды и т.д. Для некоторых видов статистической отчетности, которую сдают МСП, установлены особенности в порядке сдачи. Так, в отношении МСП возможно сплошное (в отношении всех) или выборочное (в отношении указанных Росстатом МСП) статистическое наблюдение. Сплошное осуществляется один раз в 5 лет, выборочное проводится ежегодно.
  7. Преференции для участия в государственных закупках. Например, закупки могут проводиться не только с участием МСП, но и исключительно среди МСП, что увеличивает шансы заключения государственного контракта для ИП со статусом МСП. Для них упрощена процедура аккредитации для участия в торгах. В частности, для каждого поставщика необходима обязательная регистрация на сайте ЕИС, после которой он вносится в единый реестр участников закупок. В результате он получает право участия в закупках на восьми электронных площадках. Данный процесс называется аккредитацией. Однако МСП не проходят данную процедуру, так как внесены в реестр МСП, поэтому для них некоторые этапы аккредитации не нужны. Кроме того, установлены некоторые особенности для заключения контрактов с МСП, например, срок оплаты оказанных услуг или выполненные работы не может превышать 7 рабочих дней со дня подписания документа о приемке [13]. Для ИП со статусом МСП также облегчен доступ к определенным видам госзакупок, например, к офсетным контрактам (долгосрочным договором поставки со встречными инвестиционными обязательствами).
  8. Административная ответственность. Для МСП установлены некоторые послабления. Так, в случае совершения административного правонарушения, предполагающего административную ответственность в виде штрафа, с большой долей вероятности он будет заменен на предупреждение. Данное правило установлено для МСП, совершивших административное правонарушение впервые, и при отсутствии причинения имущественного вреда (или угрозе его причинения) жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, объектам культурного наследия и т.д. Перечень правонарушений, для которых возможна замена штрафа на предупреждения установлен в п.2 ст. 4.1. КоАП РФ. Возвращаясь к теме государственных контрактов, стоит также отметить, что с 17 марта 2022 г. МСП могут уплачивать лишь часть административного штрафа за нарушение условий государственного контракта. Например, это относится к тем МСП, которые заключили картельное или недопустимое «вертикальное соглашение». Учитывая данное правило, ИП со статусом МСП, оплачивая штраф не позже 20 дней с даты вынесения соответствующего постановления об административной ответственности, вправе внести только половину от его суммы [1].

Одним из проблемных моментов, связанных с правовым статусом ИП в сочетании МСП, является невозможность подтверждения им своего соответствия критериям, установленных для МСП в случае, если данные о нем по какой-либо причине отсутствуют в ЕРМСП. Проиллюстрируем важность законодательного закрепления такого права одним из дел. Так, суд не увидел оснований для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение за впервые совершенное административное правонарушение, поскольку хозяйствующее лицо было включено в ЕРМСП, и, его не смутил тот момент, что указанный реестр на тот момент не существовал [9].

ИП может понадобиться сменить категорию МСП в связи с необходимостью приобретения тех или иных льгот МСП, при этом, необходимо учитывать, что сведения обновляются раз в месяц. За указанный срок в деятельности ИП могут произойти изменения, связанные, в том числе и с его преференциями для участия в государственных закупках. В качестве решения данной проблемы предлагаем внести соответствующие изменения в 209-ФЗ, которые давали бы возможность ИП и ЮЛ самостоятельно подтверждать свой статус МСП и вносить обновленные данные при необходимости. Учитывая цифровизацию общественных процессов, данный механизм можно было бы установить на сайте самого реестра. Так, ИП, нуждающееся в обновлении сведении о его статусе, могло бы запросить данную процедуру в любой момент, самостоятельно загрузить подтверждающие для той или иной категории МСП документы и получить обновление своего статуса.

Таким образом, правовой статус ИП дополняется при присвоении ему статуса МСП. В качестве особенностей такого субъекта можно выделить: льготы в сферах трудовых отношений, бухгалтерского учета и отчетности, государственных субсидий и закупок, страхования, административной ответственность. Существенной проблемой, при этом, является отсутствие возможности самостоятельного подтверждения ИП своего статуса МСП при необходимости.

Список литературы

  1. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральный закон № 41-ФЗ от 06.03.2022 // Собрание законодательства РФ. – 2022. – № 10, ст. 1398.
  2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 31, ст. 4006.
  3. О страховании вкладов в банках Российской Федерации : Федеральный закон № 177-ФЗ от 23.12.2003 // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 52, ст. 5029.
  4. Атласкирова И. Новеллы в сфере государственных закупок / И. Атласкирова // ЭЖ-Юрист. – 2017. – №25, С. 23-27.
  5. Вайпан В.А. Основы, проблемы и новые изменения в правовом регулировании деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства / В.А. Вайпан // Журнал предпринимательского и корпоративного права. – 2016. – № 2. – С. 9-16.
  6. Пахолкова А.Ю. Правовое регулирование малого предпринимательства в Российской Федерации: дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.03. – Москва, 2002. – 241 с.
  7. Телешина Н.Н., Коровенко С.А. Правовой статус субъектов малого и среднего предпринимательства в России / Н.Н. Телешина, С.А. Коровенко // Право и государство: теория и практика. – 2018. – № 11. – С. 70-73.
  8. Илюшина М.Н. Проблемы государственной регистрации субъектов малого предпринимательства / М.Н. Илюшина // Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения. – 2016. – №3, С. 7.
  9. Постановление Московского городского суда от 17 апреля 2017 г. № 4а-1182/2017 // Архив решений арбитражных судов и судов общей юрисдикции [Электронный ресурс] Режим доступа: https://sudrf.cntd.ru/document/542049970 (дата обращения: 18.02.2023).
  10. Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 г. №1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства РФ. – 2014. – №51. – ст. 7438.
  11. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2018 г. по делу №А32-44499/2017 // Судебные и нормативные акты РФ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://sudact.ru/arbitral/doc/IeR8RjJPXPVN/?ysclid=l943mal2rp719926316 (дата обращения: 18.02.2023).
  12. Письмо Министерства финансов России N ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности от 03.06.2015 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180499 (дата обращения: 18.02.2023).
  13. Письмо УФНС РФ по г. Москве от 17.10.2005 N 18-12/3/74603 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=MLAW&n=71918 (дата обращения: 23.02.2023).
  14. Письмо ФНС России от 18.08.2016 № 14-2-04/0870@ // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_206100 (дата обращения: 18.02.2023).
  15. Решение УФАС по Санкт-Петербургу от 16 мая 2017 г. № 44-1977/17 // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://base.garant.ru/78551573/ (дата обращения: 18.02.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: